СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Голикова А.А,
судей Пристром И.Г, Соболева В.М,
при секретаре Нечаевой Л.И,
рассмотрела в судебном заседании 12 февраля 2018 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 ноября 2017 года, по которому в удовлетворении административного иска администрации МО ГО "Сыктывкар" к УФССП России по Республике Коми, ОСП по г. Сыктывкару N 1 УФССП России по Республике Коми, судебному приставу-исполнителю Крюковой О.В. об оспаривании бездействия, выразившегося в длительном неисполнении решения суда, обязании совершить действия, направленные на исполнение решения суда отказано.
Заслушав доклад судьи Пристром И.Г, объяснения представителя административного истца администрации МО ГО "Сыктывкар" Никоновой Е.Г, представителя УФССП России по Республике Коми и ОСП по г. Сыктывкару N 1 УФССП России по Республике Коми Дьеври А.В, судебная коллегия
установила:
администрация МО ГО "Сыктывкар" обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Крюковой О.В. об оспаривании бездействия, выразившегося в длительном неисполнении решения суда, обязании совершить действия, направленные на исполнение решения суда.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ОСП N 1 по г. Сыктывкару УФССП России по Республике Коми, УФССП России по Республике Коми.
В судебном заседании представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" административный иск поддержала.
Представитель УФССП России по Республике Коми, ОСП N 1 по г. Сыктывкару УФССП России по Республике Коми с административным иском не согласилась.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" ставит вопрос об отмене решения по мотиву его незаконности и необоснованности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" Никонова Е.Г. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на незаконность бездействия судебного пристава исполнителя по исполнению требований исполнительного документа.
Представитель УФССП России по Республике Коми и ОСП по г. Сыктывкару N 1 УФССП России по Республике Коми Дьеври А.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила в их удовлетворении отказать, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Иные лица в суде апелляционной инстанции участия не принимали, извещены надлежащим образом.
Неявка в судебное заседание сторон по делу, иных лиц, участвующих в деле, в силу положений статей 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства РФ, не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, возражения на апелляционную жалобу УФССП России по Республике Коми и ОСП по г. Сыктывкару N 1 УФССП России по Республике Коми, заслушав объяснения представителя администрации МО ГО "Сыктывкар" Никоновой Е.Г, представителя УФССП России по Республике Коми и ОСП по г. Сыктывкару N 1 УФССП России по Республике Коми Дьеври А.В, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.
Федеральный закон от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" регулирует правоотношения в связи с принудительным исполнением судебных актов в тех случаях, когда должник не исполняет в добровольном порядке в интересах взыскателя обязанности по передаче денежных средств и иного имущества либо совершению в его пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Согласно статье 2, пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Исполнительное производство осуществляется на принципах своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника - гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
При этом совокупный анализ приведённых норм свидетельствует о том, что судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет объём и характер совершаемых (необходимых) действий, мер принудительного исполнения, в связи с чем, принятие (непринятие) тех или иных мер само по себе не может расцениваться как нарушение прав взыскателя. Также отсутствие положительного результата для взыскания от совершённых судебным приставом-исполнителем исполнительных действий не свидетельствует о незаконности совершаемых судебным приставом-исполнителем действий или незаконным бездействия с его стороны.Частью 1 статьи 36 Федерального закона "Об исполнительном производстве" определено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6 названной статьи.
Между тем, данный срок не является пресекательным, поскольку по его окончанию судебный пристав вправе продолжать исполнительные действия при отсутствии препятствующих для этого оснований, установленных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Частью 1 статьи 64 Федерального закона Об исполнительном производстве установлено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Как следует из материалов дела, 16 декабря 2015 года ОСП по г. Сыктывкару N 1 в отношении должника Киршина А.А. возбуждены два исполнительных производства: "Номер обезличен" на предмет выселения из квартиры "Адрес обезличен" с предоставлением квартиры "Адрес обезличен"; "Номер обезличен" на предмет обязания заключить договор социального найма на квартиру "Адрес обезличен", зарегистрироваться в квартире "Адрес обезличен".
При исполнении исполнительных производств совершены выходы по месту жительства должника. Согласно актам о совершении исполнительных действий от 05 октября 2016 года по адресу: "Адрес обезличен" должнику вручено постановление о возбуждении исполнительного производства, должник отказался от исполнения решения суда, указывая на привычность места проживания; от 06 марта 2017 года и от 03 апреля 2017 года с указанием, что дверь в квартиру закрыто, оставлено извещение о вызове на прием к судебному приставу.
Судебным приставом-исполнителем вынесено постановления о взыскании исполнительского сбора от 23 декабря 2016 года. Киршину А.А. вручено требование от 31 марта 2017 года о выселении в срок до 07 апреля 2017 года.
30 июня 2017 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о том, что у должника отсутствует паспорт гражданина Российской Федерации, в связи с чем невозможно совершить исполнительские действия по переселению Киршина А.А. в другое жилое помещение согласно решения суда и заключить с ним договор социального найма.
Судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Сыктывкару N 1 УФССП России по Республике Коми вынесено требование в адрес взыскателя о предоставлении в кратчайшие сроки информации о возможности исполнения решения суда в отсутствии у должника паспорта гражданина Российской Федерации.
Администрации МО ГО "Сыктывкар" от 12 июля 2017 года судебному приставу-исполнителю сообщено, что при заключении договора социального найма необходимо удостоверить личность гражданина Российской Федерации. Для исключения риска заключения договора с нарушением норм федерального законодательства, администрации МО ГО "Сыктывкар" необходимо установить личность, с которой заключается договор социального найма, для чего необходимо предъявление документа, удостоверяющего личность, - паспорта.
12 сентября 2017 года в отдел адресно-справочной работы МВД России по Республике Коми судебным приставом-исполнителем направлен запрос о предоставлении информации о наличии обращения гражданина Киршин А.А. за выдачей паспорта.
20 сентября 2017 года начальником ОСП по г. Сыктывкару N 1 УФССП России по Республике Коми осуществлен выход в паспортный стол, где специалистом пояснено, что гражданин Киршин А.А. обратился за выдачей паспорта гражданина Российской Федерации, в настоящее время миграционной службой проводится проверка его личности.
Как следует из материалов дела, 10 октября 2017 года между администрацией МО ГО "Сыктывкар" и Киршиным А.А. заключен договор социального найма жилого помещения N "Номер обезличен" по адресу: "Адрес обезличен" для проживания в нем и акт приема-передачи жилого помещения.
31 октября 2017 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Сыктывкару N 1 УФССП России по Республике Коми вынесено постановление об окончании исполнительного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
Совокупность установленных по делу обстоятельств, учитывая требования закона, предусматривающие соблюдение определенного порядка исполнения требований исполнительных документов указанной категории - выселение из жилого помещения и последующее вселение с заключением договора социального найма, утерю должником паспорта гражданина Российской Федерации, время, необходимое на подготовку документов на получение паспорта гражданина, процедуру оформления должником паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, принимая во внимание полномочия судебного пристава-исполнителя при принудительном исполнении решения суда, подтверждает обоснованность сделанного судом вывода и свидетельствует о том, что все необходимые и возможные меры для исполнения требований исполнительных документов судебным приставом - исполнителем приняты, бездействия со стороны судебного пристава - исполнителя не допущено, права и охраняемые законом интересы взыскателя по исполнительным производствам, не нарушены.
По существу доводы жалобы сводятся к позиции, изложенной в ходе рассмотрения дела, и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, они не опровергают правильность выводов суда и не могут служить основанием к отмене решения.
Обстоятельства дела и доводы административного истца судом первой инстанции проверены и им дана правильная оценка, оснований для их переоценки судом апелляционной инстанции не усматривается.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - оставить без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.