Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З,
судей Душнюк Н.В, Стракатовой З.Е.
при секретаре Баталовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 18 декабря 2017 г. по иску Сергеевой Н. А. к администрации Сегежского муниципального района о включении периода работы в муниципальный стаж.
Заслушав доклад судьи Душнюк Н.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сергеева Н.А. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что в стаж муниципальной службы для определения размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии ответчиком не включены периоды ее работы с (... ) по (... ) в должности (... ) централизованной бухгалтерии Исполкома Сегежского городского Совета народных депутатов, с (... ) по (... ) в должности (... ) мэрии г. Сегежи и Сегежского района. Централизованная бухгалтерия являлась структурным подразделением Исполкома Сегежского городского Совета народных депутатов, затем мэрии г. Сегежи и Сегежского района, в дальнейшем администрации гор. Сегежи и Сегежского района. Ссылаясь на положения Закона РК от 10.01.1997 N 167-ЗРК "О государственной службе Республики Карелия", истица просила обязать ответчика включить ей в стаж муниципальной службы для определения размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии период работы с (... ) по (... ).
Решением суда иск удовлетворен, суд обязал администрацию Сегежского муниципального района включить в стаж муниципальной службы Сергеевой Н.А. для определения размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии периоды работы с (... ) по (... ), с (... ) по (... ), взыскал с ответчика в пользу истицы судебные расходы в размере 300 руб.
С таким решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе представитель администрации Сегежского муниципального района Шибкова Н.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы, ссылаясь на ч. 2 ст. 22 Закона РК "О государственной службе Республики Карелия", указывает, что истица работала в должности (... ) в централизованной бухгалтерии, которая была создана для технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления и учреждений, подведомственных органам местного самоуправления. Доказательства включения централизованной бухгалтерии в аппарат Исполкома Сегежского городского Совета народных депутатов, в аппарат мэрии г. Сегежи, в аппарат администрации г. Сегежи и Сегежского района, а также исполнения сотрудниками централизованной бухгалтерии полномочий органов местного самоуправления в интересах населения самоуправляющихся территорий в материалах дела отсутствуют. Полагает, что истица никогда не замещала должность муниципальной службы и не увольнялась с муниципальной службы. Наличие в трудовой деятельности истицы периодов работы, перечисленных в ч. 2 ст. 22 Закона РК "О государственной службе Республики Карелия", без фактического поступления на муниципальную службу не наделяет ее статусом муниципального служащего, не порождает право на меры поддержки, установленные для муниципальных служащих и лиц, уволенных с муниципальной службы.
В суде апелляционной инстанции Сергеева Н.А. с жалобой ответчика не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.
Представитель администрации Сегежского муниципального района в суд апелляционной инстанции не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.
Заслушав истицу, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п.п. "ж" и "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу ч. 3 ст. 23 и ч. 2 ст. 24 указанного Федерального закона дополнительные гарантии муниципальным служащим и размер государственной пенсии муниципального служащего осуществляются за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов на основании законов и нормативно-правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Частью 4 ст. 25 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ предусмотрено, что в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в ч. 1 ст. 25 Федерального закона N 25-ФЗ, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 25).
Правовые отношения, связанные с приобретением статуса муниципальных служащих Республики Карелия, возникли с 01.01.1997 в соответствии с Законом РК от 05.12.1996 N 160-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Карелия". Согласно ч. 2 ст. 16 Закона РК от 05.12.1996 N 160-ЗРК в стаж муниципальной службы, дающий право на ежемесячную доплату к должностному окладу за выслугу лет, на единовременное поощрение при увольнении в связи с выходом на трудовую пенсию и на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, также включается время работы в аппаратах органов государственной власти и управления местных органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления в Республике Карелия, а также органов прокуратуры и судов всех уровней. Из положений ст. 17 указанного Закона РК следует, что муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию, пенсию по инвалидности, уставом муниципального образования могут предусматриваться дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности за стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин. Положения указанной статьи распространяются на лиц, находящихся на муниципальной службе на 01.01.1997.
В соответствии со ст. 11 Закона РК от 24.07.2007 N 1107-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Карелия" лицам, замещавшим должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", уставом муниципального образования могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты, устанавливаемой к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со ст. 11 Закона РК от 24.07.2007 N 1107-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Карелия", ст. 49.1 Устава Сегежского муниципального района решением Совета Сегежского муниципального района от 28.01.2010 N 48 утверждено Положение о размерах, порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сегежского муниципального района. Согласно п. 2 Положения право на установление ежемесячной доплаты к пенсии имеют лица, замещавшие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сегежского муниципального района и имеющие стаж муниципальной службы не менее 10 календарных лет у женщин. Из п. 5 указанного Положения следует, что стаж для установления размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости гражданам, замещавшим должности муниципальной службы, исчисляется в порядке, установленном федеральным и республиканским законодательством о муниципальной службе.
Судом установлено, что Сергеева Н.А. (до заключения брака Ф.И.О.) с (... ) работала (... ) централизованной бухгалтерии Исполкома Горсовета г. Сегежи, (... ) была переведена в мэрию г. Сегежи и Сегежского района в связи с ликвидацией исполкомов Сегежских городского и районного Советов народных депутатов, с (... ) работала (... ) централизованной бухгалтерии мэрии г. Сегежи и Сегежского района. (... ) мэрия г. Сегежи и Сегежского района преобразована в администрацию г. Сегежи и Сегежского района. (... ) истица уволена в порядке перевода в отдел культуры администрации г. Сегежи и Сегежского района.
(... ) ответчик отказал истице в удовлетворении заявления об установлении ежемесячной доплаты к страховой пенсии в связи с отсутствием стажа муниципальной службы, так как занимаемые истицей должности не относились к должностям муниципальной службы.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 14.01.1971 N 34 утверждено Положение о централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов. Согласно п.п. 1,3 указанного Положения централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов организуются для ведения учета исполнения доходов и расходов бюджета и смет расходов учреждений, состоящих на сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) бюджетах, а также смет специальных и других внебюджетных средств. Централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов осуществляют работу по составлению и исполнению бюджета и смет расходов бюджетных учреждений, ведут учет исполнения бюджета и смет расходов и осуществляют систематический контроль за ходом их исполнения, за состоянием расчётов, сохранностью денежных средств и товарно-материальных ценностей, за правильным и экономным расходованием государственных средств, а также обеспечивают правильное и своевременное составление периодической и годовой отчётности об исполнении бюджета.
В соответствии с постановлением мэрии г. Сегежи от (... ) N (... ) была создана единая централизованная бухгалтерия мэрии г. Сегежа, (... ) в которой являлась истица. Решением Сегежского городского Совета народных депутатов от 29.01.1992 местная администрация поименована мэрией, утверждена структура местной администрации, в которую включена централизованная бухгалтерия.
Согласно штатным расписаниям централизованной бухгалтерии в период с 1977 г. по 1996 г. истица значилась в должностях (... ).
Централизованная бухгалтерия входила в структуру местной администрации, что следует из решения Сегежского городского Совета народных депутатов от 29.01.1992, позднее в соответствии с решением главы самоуправления г. Сегежи и Сегежского района от 17.03.1995 - в структуру администрации г. Сегежи и Сегежского района. В соответствии с Уставом местного самоуправления г. Сегежи и Сегежского района, утвержденным решением Сегежского городского Совета народных депутатов 29.01.1992, в структуру органов власти и управления на территории г. Сегежи и Сегежского района входила городская администрация, соответствующие органы управления имели статус юридических лиц. Из ст. 40 Устава местного самоуправления г. Сегежи и Сегежского района, действующего с 17.03.1995, следует, что подразделения городской администрации (управления, отделы) могут иметь статус юридического лица, что закрепляется в их уставах и положениях. Администрация г. Сегежи и района является правопреемником мэрии г. Сегежи и Сегежского района.
Постановлением главы самоуправления г. Сегежи и Сегежского района от 28.03.1995 N 247 "О реорганизации исполнительного органа местного самоуправления" аппарат мэрии преобразован в администрацию г. Сегежи и Сегежского района согласно утвержденной структуре. В перечне работников, назначенных с 20.03.1995 на должности в администрации г. Сегежи и Сегежского района, с освобождением их от занимаемых должностей в бывшей мэрии, указана (... ) централизованной бухгалтерии Сергеева Н.А.
Проанализировав указанные нормы права, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для включения периодов работы истицы с (... ) по (... ), с (... ) по (... ) в должности (... ), (... ) централизованной бухгалтерии мэрии (администрации) г. Сегежи и Сегежского района в стаж муниципальной службы.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции. При разрешении данного спора суд правильно установилюридически значимые обстоятельства, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку собранным по делу доказательствам, верно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом не допущено.
Довод жалобы ответчика о том, что централизованная бухгалтерия мэрии г. Сегежи в спорный период была самостоятельным юридическим лицом, с учетом положений указанных правовых актов не свидетельствует о том, что истица не являлась работником мэрии г. Сегежи и выполняла лишь техническую работу. Из представленных суду доказательств усматривается, что иного подразделения бухгалтерии при мэрии г. Сегежи не имелось. Являясь заместителем главного бухгалтера централизованной бухгалтерии, истица занимала должность в органе местного самоуправления, подписывала финансовые документы мэрии (администрации), получала заработную плату из бюджета муниципального образования и надбавки к ней как работник органов управления.
Ссылка в жалобе о том, что истица не занимала муниципальных должностей муниципальной службы, отклоняется по указанным выше основаниям. Кроме того, судебная коллегия учитывает, что в период работы истицы в органе местного самоуправления на нее распространялись положения Закона РК от 20.01.1994 "О местном самоуправлении в Республике Карелия". Законом РК от 05.12.1996 N 160-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Карелия" был утвержден Реестр муниципальных должностей муниципальной службы, установлено понятие муниципального служащего Республики Карелия. Статьей 32 указанного Закона РК установлен шестимесячный срок (до 01.07.1997) для приведения нормативных правовых актов в соответствие с данным Законом РК. Истица в указанный шестимесячный срок была уволена. В этой связи отсутствие в трудовой книжке истицы записи о том, что она занимала должность муниципальной службы, при установленных судом обстоятельствах основанием для отказа в иске и отмены решения суда не является.
Иные доводы апелляционной жалобы ответчика повторяют правовую позицию, высказанную в суде первой инстанции, они не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены судебного решения.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 18 декабря 2017 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.