Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего судьи
Стальмахович О.Н,
судей
Четыриной М.В, Остапенко Д.В,
при секретаре
Чуйковой Ю.В,
15 марта 2018 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по апелляционной жалобе Чугуновой Е.Р. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16 ноября 2017 года, которым постановлено:
Чугуновой Е.Р. в удовлетворении исковых требований к Министерству образования и науки Камчатского края о признании отказа во включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений незаконным, признании права на включение в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и возложении обязанности включить в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, отказать.
Заслушав доклад председательствующего судьи, пояснения Чугуновой Е.Р, ее представителя адвоката Поляковой М.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей Министерства образования и молодежной политики Камчатского края Чикиной Я.С. и Штернер Е.В. и администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Харченко А.В, считавших решение законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чугунова Е.Р. (до смены фамилии - Алатырцева Е.Р.) обратилась в суд с иском к Министерству образования и науки Камчатского края (на момент рассмотрения дела судом первой инстанции - Министерство образования и молодежной политики Камчатского края) о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (по тексту также - Список); признании права на включение в указанный Список; возложении обязанности включить ее в Список.
В обоснование заявленных исковых требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, после смерти родителей проживала у опекунов дедушки ФИО1 и бабушки ФИО2 по адресу: "адрес", до 14 лет была зарегистрирована по адресу: "адрес". В связи с необходимостью получения паспорта при наступлении 14 лет была снята с регистрационного учета по адресу: "адрес", и зарегистрирована по месту жительства опекунов, при этом, органы опеки и попечительства Петропавловск-Камчатского городского округа не разъяснили ее опекуну ФИО2. правовые последствия указанных действий, кроме того, при наступлении совершеннолетия ей также не указали, что она, как сирота, имеет право на внеочередное получение жилого помещения. 26 июня 2017 года Министерством образования и науки Камчатского края ей было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона Камчатского края от 18 сентября 2008 года N 122 "О дополнительных гарантиях и дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей", так как на момент совершеннолетия она имела право на условиях договора социального найма на жилое помещение, принадлежащее ее опекуну ФИО2. Считает данный отказ незаконным, поскольку на момент приватизации квартиры, расположенной по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, "адрес", она была совершеннолетней и не являлась членом семьи ФИО2, поскольку проживала со своим супругом ФИО3 в арендованной квартире по адресу: "адрес", не вела с ней совместного хозяйства, ее прописка в указанном помещении носила формальный характер, а в договор социального найма была включена как член семьи нанимателя формально, лишь ввиду регистрации в квартире.
Чугунова Е.Р. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель Министерства образования и молодежной политики Камчатского края Анкудинова Э.С. в судебном заседании требования не признала. Указала, что до 1 января 2013 года порядок обеспечения жилым помещением детей-сирот носил заявительный характер и распространялся на лиц, поставленных на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещения, с 1 января 2013 года право у детей-сирот на предоставление благоустроенного жилья специализированного жилого фонда возникает, если они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членамисемьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, новый порядок распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года независимо от возраста. При рассмотрении Министерством представления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о включении Чугуновой Е.Р. в Список установлено, что на момент совершеннолетия и достижения 23-летнего возраста истец являлась членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", ФИО2. и была обеспечена более учетной нормы нуждаемости, установленной на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, из представленных Комиссии документов не усматривалось намерение Чугуновой Е.Р. отказаться от пользования данным жилым помещением.
Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание своего представителя не направила.
Рассмотрев дело, суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе Чугунова Е.Р, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права, просит судебную коллегию решение суда отменить, удовлетворить заявленные ею исковые требования. Настаивает на том, что ее включение в договор социального найма на жилое помещение по адресу: "адрес", носило формальный характер и не может свидетельствовать о ее статусе члена семьи нанимателя указанного жилого помещения. Указывает, что суд первой инстанции не дал оценки тому, какие отношения сложились между ней и ФИО2. до и после ее совершеннолетия, имело ли место ведение общего хозяйства, наличие единого бюджета, также судом не учтено, что в силу закона подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют право собственности на имущество подопечных. Кроме того, считает, что суд первой инстанции в нарушение п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ не привлек к участию в деле ФИО2, являющуюся собственником жилого помещения по адресу: "адрес", членом семьи которой фактически признал ее, в результате разрешилвопрос о правах и обязанностях лица не привлеченного к участию в деле.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство образования и молодежной политики Камчатского края считает решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не подлежащими удовлетворению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Чугунова Е.Р, ДД.ММ.ГГГГ рождения, достигла 18-летия ДД.ММ.ГГГГ.
На указанный момент Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", определяющий общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действовал в редакции, которой было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (ч. 1 ст. 8 Федерального закона).
Аналогичная норма содержалась в пп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 1 июля 2012 года; впоследствии в связи с принятием Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" эта правовая норма Жилищного кодекса РФ утратила силу с 1 января 2013 года.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
На территории Камчатского вопросы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также приравненных к ним лиц урегулированы Законом Камчатского края от 18 сентября 2008 года N 122 "О социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в Камчатском крае" (по тексту также - Закон Камчатского края от 18 сентября 2008 года N 122), а также Постановлением Правительства Камчатского края от 27 июля 2010 года N 331-П "О Порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения", действовавшим до 6 января 2013 года, а с 7 января 2013 года Постановлением Правительства Камчатского края от 24 декабря 2012 года N 587-П "Об отдельных вопросах предоставления дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (по тексту также - Постановление Правительства Камчатского края от 24 декабря 2012 года N 587-П)
В соответствии с ст. 7(1) Закона Камчатского края от 18 сентября 2008 года N 122, регулирующей вопросы формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предусмотрено, что список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее-Список), формируется уполномоченным Правительством Камчатского края исполнительным органом государственной власти Камчатского края (п. 1). В Список включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, достигшие возраста 14 лет (далее - граждане) (п. 2). Для включения граждан в Список органы опеки и попечительства в течение 60 дней со дня достижения гражданином возраста 14 лет направляют в уполномоченный Правительством Камчатского края исполнительный орган государственной власти Камчатского края представление о включении гражданина в Список по форме, утвержденной правовым актом уполномоченного Правительством Камчатского края исполнительного органа государственной власти Камчатского края, и перечисленные в данной статье документы (п. 3). Решение об отказе во включении гражданина в Список принимается в случае отсутствия оснований для включения в Список, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (п. 6).
Постановлением Правительства Камчатского края от 24 декабря 2012 года N 587-П утвержден Порядок, регламентирующий предоставление жилых помещений в Камчатском крае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, место жительства которых находится на территории Камчатского края (п. 1.1). Лицам, указанным в части 1 настоящего Порядка и включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, сформированный Министерством образования и молодежной политики Камчатского края в соответствии со статьей 7(1) Закона Камчатского края от 18 сентября 2008 года N 122 однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п. 1.2). Жилые помещения специализированного жилищного фонда (далее - жилые помещения) предоставляются органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, осуществляющими государственные полномочия Камчатского края в соответствии с Законом Камчатского края от 9 октября 2012 года N 135 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями Камчатского края по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (п. 1.3).
На основании ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п. 2 ст. 1 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство (ч. 1). Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности (ч. 2). Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения (ч. 3).
Статьей ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Чугунова (до вступления в брак Алатырцева) Е.Р, ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; ее отец ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением градоначальника г.Петропавловска-Камчатского от 24 августа 1994 года N 2917 опекуном Чугуновой Е.Р. назначен дедушка ФИО1, после смерти которого постановлением Управления образования г.Петропавловска-Камчатского от 22 октября 1997 года N 125 опекуном истца назначена ее бабушка ФИО2
До 11 июля 2001 года истец значилась зарегистрированной в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", собственником которого на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан N 7443 от 5 июля 1993года являлась мать ФИО5, которая еще при жизни распорядилась квартирой по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, продав ее ФИО6
28 мая 1993 года на основании ордера N 1228 дедушке истца ФИО1. на состав семьи три человека, в том числе жены ФИО2. (бабушка истца) и сына ФИО4, было предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес", куда и была вселена и проживала истец после смерти матери ФИО5. 22 мая 1994 года. По достижении 14-летнего возраста Чугунова Е.Р. с 8июня 2001 года по настоящее время значится постоянно зарегистрированной по адресу указанной квартиры по месту жительства.
13 октября 2014 года между Департаментом управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и ФИО2. заключен договор социального найма на жилое помещение по адресу: "адрес", в соответствии с п. 3 которого совместно с нанимателем в жилое помещение вселяется член его семьи Алатырцева Е.Р.
С 2 октября 2015 года ФИО2. является собственником указанного жилого помещения на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 2октября 2015года.
Как следует из объяснений Чугуновой Е.Р. в суде апелляционной инстанции, отказавшись от участия в приватизации этой квартиры, согласившись с передачей квартиры в собственность бабушки ФИО2, она оформила соответствующее заявление.
26 июня 2017 года Министерством образования и науки Камчатского края Чугуновой Е.Р. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Установив данные обстоятельства, а также то, что площадь жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", равна 62,2 кв.м, в квартире значатся зарегистрированными по месту жительства: ФИО2, истец Чугунова Е.Р. и муж истца ФИО3, а проживает в квартире одна ФИО2, суд первой инстанции пришел к верным выводам, что на момент совершеннолетия и прекращения опекунства, а также достижения 23-летнего возраста Чугунова Е.Р. являлась членом семьи нанимателя указанного жилого помещения ФИО2, приобрела и пользовалась равными с нанимателем правами и обязанностями в отношении жилого помещения, и была обеспечена более учетной нормы нуждаемости, установленной на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, в связи с чем правом на обеспечение государством жилым помещением как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обладает.
Рассмотрев спор, суд также правомерно не нашел оснований для признания незаконным отказа Министерства образования и науки Камчатского края во включении ЧугуновойЕ.Р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещения специализированного жилищного фонда по договорам специализированных жилых помещений, а также для признания за ней права на включение в указанный Список и понуждение ответчика включить ее в данный Список.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку считает их по существу верными.
По смыслу вышеприведенных положений действующего законодательства, лица, относящиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением при наличии нуждаемости в предоставлении жилого помещения, обращении с соответствующим заявлением в компетентный орган до достижения ими 23-летнего возраста, либо по достижении указанного возраста, если возникшее право не было реализовано.
Чугунова Е.Р. до достижения 23-летнего возраста, установленного законодателем для реализации права на обеспечение жильем, (то есть до 25 декабря 2009 года), с заявлением об обеспечении ее жилым помещением в порядке действовавшего в тот период времени п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ не обращалась. Более того, она не относилась к категории нуждающихся в предоставлении жилого помещения, поскольку, как верно установлено судом первой инстанции, была вселена и проживала в квартире, расположенной по адресу: "адрес" в качестве члена семьи нанимателя ФИО2 - внучки. Указанная квартира состоит из трех комнат и имеет общую площадь 62,2 кв.м, таким образом, на долю истца приходилось 20,7 кв.м общей площади жилого помещения, что превышает учетную норму для Петропавловск-Камчатского городского округа, которая составляет 13 кв.м. Данных о том, что проживание истца в занимаемом жилом помещении с бабушкой невозможно, по материалам дела не имеется.
Как следует из поквартирной карточки на указанную квартиру, Чугунова Е.Р. вселена в нее в качестве внучки. Ее права члена семьи нанимателя были подтверждены 13 октября 2014 года, когда ее именно в таком качестве наниматель квартиры ФИО2 включила в договор социального найма жилого помещения; в последующем равное с нанимателем право Чугуновой Е.Р. социального найма квартирой ФИО2. в установленном жилищным законодательством не оспаривала.
Более того, при приватизации 2 октября 2015 года квартиры в собственность ФИО2 Чугунова Е.Р. реализовала предусмотренное ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" свое право члена семьи нанимателя отказаться от приобретения квартиры в собственность в порядке бесплатной приватизации на равных с нанимателем правах, подав соответствующее заявление, что подтвердила в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах опровергается материалами дела утверждение Чугуновой Е.Р. о том, что она была вселена ФИО2 в квартиру по адресу: "адрес", лишь на правах опекаемого ребенка, а потому является необоснованным ее довод о том, что она не приобрела самостоятельного права социального найма на квартиру опекуна.
То обстоятельство, что, являясь членом семьи нанимателя жилого помещения ФИО2, Чугунова С.С. одновременно до достижения совершеннолетнего возраста находилась под ее опекой, правового значения при установленных по делу обстоятельствах не имеет.
Довод апелляционной жалобы Чугуновой Е.Р. о том, что обжалуемое решение затрагивает права собственника указанной квартиры ФИО2, а потому суд обязан был привлечь ее к участию в деле, а также о том, что, не сделав это, суд допустил грубое нарушение процессуального закона, влекущее в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ обязательную отмену обжалуемого решения, судебной коллегией расценивается необоснованным в связи со следующим.
В силу ч. 1 ст. 43 ГПК РФ третьи лица привлекаются к участию в деле, если решение по делу может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
Вместе с тем, вопреки утверждениям истца в апелляционной жалобе, обжалуемым решением права и обязанности ФИО2. не затронуты, а потому оснований полагать, что суд допустил указанное в п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ процессуальное нарушение, нет.
В процессе приватизации квартиры нанимателем ФИО2 Чугуновой Е.Р. было реализовано установленное Законом право члена семьи нанимателя участвовать в приватизации квартиры или отказаться от приобретения квартиры в общую с нанимателем собственность; на основании поданного ею заявления об отказе от участия в приватизации, право собственности на квартиру приобрела ФИО2.
По смыслу ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" за бывшими членами семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, и отказались от приватизации, сохраняется право пользования приватизированным жилым помещением, если иное не установлено законом или договором.
Таким образом, право члена семьи собственника приватизированного жилого помещения, или бывшего члена семьи такого собственника, регламентировано законом, а потому в силу прямого указания закона при сложившихся обстоятельствах на правоотношения по пользованию приватизированной квартирой Чугуновой Е.Р. распространяет свое действие ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", но не установлено обжалуемым решением суда.
Иные доводы апелляционной жалобы Чугуновой Е.Р. не нуждаются в дополнительной проверке, они сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции, которая являлась предметом судебного рассмотрения. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, исследованных судом в соответствии с правилами ст.ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, оснований для отмены постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы нет, а потому решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.