Судья Верховного Суда Чувашской Республики Краснова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Асановой Антонины Васильевны на постановление руководителя Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области от 10 июля 2017 года и решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 18 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении Асановой Антонины Васильевны,
установил:
Постановлением руководителя Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области от 10 июля 2017 года Асанова А.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 18 января 2018 года постановление руководителя Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области от 10 июля 2017 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Асанова А.В. просит об отмене вышеуказанных решений и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, заслушав объяснения представителя Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области Румянцева Г.Г, полагая возможным рассмотрение жалобы в отсутствие иных не явившихся лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на физических лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям), ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на собственников сельскохозяйственных земель.
Таким образом, невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Согласно материалам дела, Асановой А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 1,0300 га, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: "адрес", земельный участок расположен северо-западной части кадастрового квартала.
Как усматривается из материалов дела, при проведении должностными лицами Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике плановой выездной проверки физического лица Асановой А.В. 05 июля 2017 года выявлен факт невыполнения на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" обязательных агротехнических мероприятий (обрезка плодовых деревьев, междурядные обработки) и других мероприятий по борьбе с сорняками и подрубка неплодовых деревьев (сосна, береза, верба, рябина и другие) в соответствии с системой земледелия, а также невыполнение установленных требований по улучшению, защите земель и охране почв и предотвращению других процессов негативного воздействия на окружающую среду.
В ходе осмотра установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения произрастают деревья сосна, береза, верба, рябина, а также сорная растительность (пырей ползучий, разновидности осота), признаков агротехнической обработки почвы не выявлено.
По результатам проверки, должностным лицом в отношении Асановой А.В. был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Факт совершения Асановой А.В. административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст.8.7 КоАП РФ, подтверждается актом проверки от 05 июля 2017 года N05-ЧР/188; сведениями об основных характеристиках объекта недвижимости; письменными объяснениями Асановой А.В.; протоколом об административном правонарушении от 05 июля 2017 года; фотоматериалом и другими доказательствами.
Имеющиеся в материалах дела доказательства в своей совокупности подтверждают факт того, что при производстве по делу юридически значимые обстоятельства должностным лицом, а также судьей районного суда определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ. Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть жалобу, не допущено.
Вопреки доводам жалобы, протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, существенных нарушений при его составлении не допущено. Права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ Асановой А.В. разъяснены под роспись.
Ссылка Асановой А.В. в жалобе об отсутствии в ее действиях состава вмененного административного правонарушения основана на неверном толковании норм Земельного кодекса РФ и КоАП РФ, направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, не содержит правовых аргументов, которые могли бы поставить под сомнение законность и обоснованность принятого судебного решения и обжалуемого постановления должностного лица.
Утверждения в жалобе об отсутствии в действиях заявителя состава инкриминируемого административного правонарушения опровергаются совокупностью исследованных доказательств, которым дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья правильно установили обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о доказанности вины Асановой А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых решений, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, и получили надлежащую правовую оценку.
Порядок и срок давности привлечения Асановой А.В. к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено Асановой А.В. в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 Кодекса, в пределах санкции части 2 статьи 8.7 Кодекса, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление руководителя Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области от 10 июля 2017 года и решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 18 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении Асановой Антонины Васильевны оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья Н.П. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.