Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фомина М.В,
судей Брянского В.Ю, Болотовой Л.А,
при секретаре Мазикиной А.Б,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционной жалобе Пикаловой Натальи Григорьевны на решение Советского районного суда Ставропольского края от 11 января 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Пикаловой Н.Г. к администрации Советского городского округа Ставропольского края о признании незаконными действий по разрешению захоронения Ч.Н.И, уменьшению размера земельного участка, предоставленного ей для захоронения родителей, уничтожения имущества.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пикалова Н.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Советского городского округа Ставропольского края о признании незаконными действий по разрешению захоронения Чуприна Н.И, уменьшению размера земельного участка, предоставленного ей для захоронения родителей, уничтожения имущества.
В обоснование административного иска административный истец указал, что в 2007 году ей предоставлен земельный участок на муниципальном общественном кладбище "Дормаш" города Зеленокумска в квартале N 1, секторе N 2, для захоронения родителей Д.Л.И, Д.Г.Г.
02 марта 2017 года Нерубальская Н.Н. произвела захоронение своего отца - Ч.Н.И. рядом с могилой родителей административного истца, родственником которых он не является. В результате чего Пикалова Н.Г. лишилась земельного участка для собственного захоронения рядом с родителями.
Административный истец считает, что административным ответчиком нарушены требования пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", пунктов 6.1, 6.4, 6.11 Положения об организации похоронного дела в муниципальном образовании города Зеленокумска.
Административный истец просил суд: признать незаконными действия администрации Советского городского округа Ставропольского края по предоставлению разрешения на захоронение Ч.Н.И, нарушающего ее права на земельный участок для родственного захоронения.
Решением Советского районного суда Ставропольского края от 11 января 2018 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Пикалова Н.Г. подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Считает решение незаконным и необоснованным в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что муниципальное общественное кладбище "Дормаш" закрыто и на нем захоронения запрещены. В связи с захоронением Ч.Н.И. она лишилась земельного участка для собственного захоронения рядом с близкими родственниками - родителями. По мнению административного истца, в соответствии с действующим законодательством ей полагается 7,5 кв.м. земли для родственного захоронения. Возле могилы ее родителей стояли стол и лавочка, 6 металлических столбиков, которые были демонтированы при захоронении Ч.Н.И. Административный истец настаивает на эксгумации Ч.Н.И. и освобождении земельного участка от его могилы.
В возражениях на апелляционную жалобу Нерубальская Н.Н. указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просит решение оставить без изменения. Считает, что захоронением ее отца Ч.Н.И. права административного истца не нарушены.
В возражениях на апелляционную жалобу глава Советского городского округа Ставропольского края Воронков С.Н. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Пикалова Н.Г, Нерубальская Н.Н. в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. Сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении слушания дела не представили.
Представитель администрации Советского городского округа Ставропольского края в суд апелляционной инстанции не явился, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. От главы Советского городского округа Ставропольского края поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя администрации.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отложения дела не имеется, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что под местами погребения понимаются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются выдача документов, необходимых для Погребения умершего.
На основании пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях кладбищ, за исключением военного мемориального, для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
Согласно статье 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 21 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131 от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления" предусмотрено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения.
В соответствии с положениями части 2 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Обязанность по созданию специализированных служб по вопросам похоронного дела возложена на органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
В силу требований статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов в целях реализации своих полномочий в данной сфере создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
В соответствии с пунктом 2.1.15 Национального стандарта ГОСТ Р 53107-2008 "Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 года N 516-ст, действовавшем в период возникновения правоотношений, лицом, ответственным за место захоронения является лицо, взявшее на себя обязательство обеспечивать надлежащее содержание места захоронения и постоянный уход за ним; документом, содержащим сведения о захоронении и лице, ответственном за место захоронения, и подтверждающим его право дальнейшего использования места захоронения, признается удостоверение о захоронении. Под правом дальнейшего использования места захоронения подразумевается принятие решений о последующих погребениях, перезахоронениях, установке намогильных сооружений и т.д.
Протоколом Госстроя РФ N 01-НС-22/1 от 25 декабря 2001 года взамен "Инструкции о порядке похорон и содержания кладбищ в Российской Федерации", утвержденной Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 12 января 1979 года N 25, рекомендованы "МДК 11-01.2002 Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации".
Пунктом 2 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ Российской Федерации МДК 11-01.2002, принятых протоколом НТС Госстроя РФ от 25 декабря 2001 года N 01-НС-22/1, определено, что родственная могила - могила, в которой уже захоронен родственник умершего; семейные (родовые) захоронения - участки земли на общественных кладбищах, предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации или субъектов Российской Федерации для семейных (родовых) захоронений.
В соответствии с пунктом 4.4 Рекомендаций погребение рядом с умершими при наличии на этом месте свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга оговаривается в волеизъявлении умершего.
Часть 1, 3 статьи 5 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусматривает, что волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Пунктом 4.11 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации определено, что лицу, осуществляющему погребение, предоставляется право быть ответственным за могилу, нишу, иное место захоронения останков или праха с выдачей соответствующего удостоверения. Данное право включает в себя возможность быть в дальнейшем похороненным в этой могиле как родственной, а также разрешать через установленный нормативными документами период времени захоронение в эту же могилу родственников или близких умершего. Ответственное лицо может передать по своему заявлению право ответственности за могилу иному лицу, готовому принять на себя такую ответственность в порядке, установленном органами местного самоуправления или региональными (территориальными) органами исполнительной власти. Ответственное за могилу лицо обязано поддерживать чистоту и порядок на месте захоронения, проводить своевременно ремонт надмогильных сооружений и уход за могилой.
Как установлено судом первой инстанции, решением Совета депутатов муниципального образования города Зеленокумска Советского района Ставропольского края N 635 от 25 февраля 2010 года утверждены Правила организации ритуальных услуг, содержания и работы муниципальных общественных кладбищ на территории муниципального образования города Зеленокумска.
Решением Совета депутатов муниципального образования города Зеленокумска Советского района Ставропольского края N 601 от 16 февраля 2015 года указанные Правила организации ритуальных услуг, содержания и работы муниципальных общественных кладбищ на территории муниципального образования города Зеленокумска и последующие изменения в них, признаны утратившими силу и принято Положение об организации похоронного дела, содержания мест погребения и кладбищ на территории муниципального образования города Зеленокумска.
Согласно подпункту 1.3 пункта 1 Положения кладбища являются муниципальной собственностью муниципального образования города Зеленокумска.
Для оформления документов на погребение умершего, лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, обращается в специализированную службу с заявлением по форме, утвержденной администрацией, и предоставляет документ, удостоверяющий его личность, медицинскую справку о смерти или свидетельство о смерти, выданное органом записи актов гражданского состояния (подп. 5.1 пункта 5 Положения).
После получения документов, указанных в подпункте 5.1 пункта 5 Положения, специализированная служба оформляет и выдает лицу, ответственному за место захоронения, удостоверение о регистрации захоронения. Все записи о последующих проведенных захоронениях в удостоверении о регистрации захоронения производятся специализированной службой (подп. 5.2 пункта 5 Положения).
Участки земли для создания семейных (родовых) захоронений на общественных кладбищах муниципального образования города Зеленокумска предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края. На территории Ставропольского края это регулируются законом Ставропольского края от 08 июня 2015 года N 62-кз "О некоторых вопросах погребения и похоронного дела в Ставропольском крае".
В соответствии с подп. 6.2 пункта 6 Положения на каждого умершего предоставляется бесплатно земельный участок размером 7,5 кв.м. (2,5 х 3м), что гарантирует погребение на этом участке земли умершего супруга или близкого родственника.
Для индивидуального (одиночного) захоронения предоставляется бесплатно участок земли размером 5 кв.м. (2,5 х 2 м), для урн с прахом 0,64 кв.м (0,8 x 0,8 м).
На 3-6 могил земельный участок предоставляется не более 15 кв.м.
Согласно сведениям, предоставленным администрацией муниципального образования города Зеленокумска, захоронение на территории муниципального образования производится на 5 общественных кладбищах, в том числе, на кладбище "Дормаш".
Нерубальская Н.Н. и Пикалова Н.Г. на общественном кладбище "Дормаш" семейных (родовых) захоронений не имеют. Пикалова Н.Г. имеет обычное захоронение без оформления каких-либо правомочий в отношении земельного участка.
Положение об организации похоронного дела, содержания мест погребения и кладбищ на территории муниципального образования города Зеленокумска официально опубликовано 18 февраля 2015 года и с указанного времени вступило в силу. Поэтому положения о размере земельного участка, предоставляемого бесплатно для каждого умершего, распространяется в отношении захоронений, осуществленных после вступления его в силу.
Подпункт 6.4 пункта 6 Положения предусматривает возможность погребения в пределах ограды родственной могилы, на которую размеры, указанные в подпункте 6.2 пункта 6 Положения не распространяются.
При захоронении Ч.Н.И. заинтересованным лицом Нерубальской Н.Н. и администрацией муниципального образования города Зеленокумска соблюдены требования Положения об индивидуальном захоронении. Нерубальской Н.Н. подано заявление в специализированную службу муниципального образования, администрацией выдано разрешение на отвод земельного участка для размещения захоронения и удостоверение о регистрации захоронения N... на муниципальном общественном кладбище "Дормаш" в квартале N 1, секторе N 2, в могиле N... Заявления о захоронении отца в пределах ограды родственной могилы ею не подавалось, разрешения и удостоверения такого вида, не выдавались.
Захоронение родителей Пикаловой Н.Г. в 2007 и 2009 году произведено до принятия городской администрацией нормативного документа, регламентирующего организацию похоронного дела, содержание мест погребения и кладбищ на территории муниципального образования и установления размера земельного участка, предоставляемого для родственного или индивидуального захоронения, и осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Предоставление бесплатно земельного участка конкретного размера на каждого умершего в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и Положением носит заявительный характер. Только в результате волеизъявления лица, ответственного за место захоронения, можно судить о том, индивидуальное или родственное захоронение имеет место в каждом конкретном случае.
Административным истцом не предоставлено доказательств, подтверждающих выделение ей земельного участка для организации семейного (родового) захоронения в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О погребении похоронном деле". Договор о семейном (родовом) захоронении не заключался. О родственном захоронении в специализированную службу администрации муниципального образования Пикалова Н.Г. не заявляла. Поэтому отнести захоронение ее родителей к родственному, а не индивидуальному, на 2017 год не представлялось возможным. Желание воспользоваться правом дальнейшего использования места захоронения родителей Пикалова Н.Г. в установленном Федеральным законом N 8 - ФЗ порядке не оформляла.
Административный истец Пикалова Н.Г. не является собственником или иным законным владельцем земельного участка, на котором захоронен Ч.Н.И, поэтому не вправе оспаривать законность его захоронения или требовать перезахоронения.
Организацией похорон Ч.Н.И. заинтересованное лицо Нерубальская Н.Н. занималась в соответствии со статьей 5 Федерального закона N 8 - ФЗ, и как близкий родственник имела право на определение места захоронения покойного рядом с ранее захороненными близкими родственниками семьи. Погребения близких родственников в ином месте кладбища "Дормаш" семья Ч. не имеет. Данное решение соответствует требованиям Федерального закона N 8 - ФЗ, Рекомендациям о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11 - 01.2002, принятых протоколом НТС Госстроя РФ от 25 декабря 2001 года N01-НС-22/1 и Положению, утвержденному Советом депутатов муниципального образования города Зеленокумска N 601 от 16 февраля 2015 года.
Действующее законодательство не предусматривает получение разрешения (согласия) лицом, занимающимся организацией погребения, на захоронение умершего в родственное захоронение, кроме как у администрации кладбища.
Из акта обследования захоронений, выполненного специализированной службой МО, расстояние от могилы родителей Пикаловой Н.Г. до могилы Ч.Н.И. составляет 1,65 м, осуществление еще одного захоронения рядом с могилой родителей административного истца с соблюдением санитарных и экологических норм возможно. Право Пикаловой Н.Г. на захоронение в пределах ограды родственной могилы не нарушено.
Нерубальская Н.Н. на родственное захоронение рядом с могилой своего отца документов не получала.
Перезахоронение тел (останков) умерших и их эксгумация допускается в случаях и порядке, установленных действующим законодательством Российской Федерации (подп. 6.17 пункта 6 Положения).
По смыслу статьи 4 указанного Федерального закона N 8 - ФЗ после того, как останки или прах захоронены, перенос их с одного места захоронения в другое в принципе не разрешается, перезахоронение допускается в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
На наличие особых причин для перезахоронения Пикалова Н.Г. не ссылается. Предметом административного иска перезахоронение не являлось. Захоронение Ч.Н.И. рядом с родственниками административного истца прав истца не нарушает, не нарушает волеизъявления умерших.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Судебная коллегия полагает, что судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению.
Доводы апелляционной жалобы опровергаются материалами дела, не могут быть признаны состоятельными, поскольку сводятся по существу к иной оценке установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, направлены на иное толкование норм права, и не опровергают содержащиеся в решении выводы.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда Ставропольского края от 11 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.