СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2018 года г. Ставрополь
Ставропольский краевой суд в составе: председательствующего судьи
Луневой С.П,
при секретаре судебного заседания Краснослободцевой Ю.С,
с участием представителя административного истца Яковлева В.Б. по доверенности Манучаровой А.Г,
представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом
г. Ставрополя по доверенности Подсвировой Е.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Яковлева Виктора Борисовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Яковлев Виктор Борисович обратился в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, площадью 5545 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объектом производственного назначения, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости.
В обоснование исковых требований истец указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 5 545 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объектом производственного назначения, расположенного по адресу:
"адрес" на основании договора аренды земельного участка в границах земель муниципального образования
г. Ставрополь от 25.02.2014 N 3138, договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 21.03.2017, зарегистрированным в установленном порядке.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровая стоимость земельного участка по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2015 год определена в размере 12898 779 рублей.
Считая установленную кадастровую стоимость земельного участка завышенной, что нарушает права Яковлева В.Б. как арендатора земельного участка, административный истец обратился к ООО "МУП по оценке имущества и кадастру недвижимости "Капитал-Сервис" для определения реальной рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчета N 000229Ю/2017 от 23.10.2017, выполненного ООО "МУП по оценке имущества и кадастру недвижимости "Капитал-Сервис" рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2015 составляет 4331 000 рублей.
В результате независимой оценки было выявлено значительное отличие рыночной стоимости земельного участка от его кадастровой стоимости. Данный факт свидетельствует о несоответствии действительности сведений, содержащихся в едином государственном реестре недвижимости.
Просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 5 545 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объектом производственного назначения, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 01.01.2015 в размере 4331 000 рублей.
Возложить обязанность на административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка площадью 5545 кв.м, с кадастровым номером N категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объектом производственного назначения, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 4331 000 рублей по состоянию на 01.01.2015.
В судебном заседании представитель административного истца
Яковлева В.Б. по доверенности Манучарова А.Г. на административном исковом заявлении настаивала, уточнив исковые требования просила установить кадастровую стоимость объекта недвижимости на основании проведенной судебной оценочной экспертизы в размере 4758000 рублей.
Представитель комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя по доверенности Подсвировой Е.А. просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не уведомили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
На основании части 2 статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд, с учетом мнения явившихся лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Статья 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности" в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судом,
Яковлев Виктор Борисович является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 5 545 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объектом производственного назначения, расположенного по адресу: "адрес" на основании договора аренды земельного участка в границах земель муниципального образования
г. Ставрополь от 25.02.2014 N 3138, соглашения о переуступке прав и обязанностей по договору аренды от 21.03.2017, зарегистрированным в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 06.04.2017, номер регистрации N-26/001/2017-2.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края N 1380 от 27.11.2015 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае.
Кадастровая стоимость земельного участка, определена в государственном кадастре недвижимости в размере 12898 779 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
Согласно отчета N 000229Ю/2017 от 23.10.2017, выполненного ООО "МУП по оценке имущества и кадастру недвижимости "Капитал-Сервис", рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2015 составляет 4331 000 рубль.
В соответствии с положениями статьей 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В процессе рассмотрения дела в целях подтверждения достоверности заявленной величины рыночной стоимости земельного участка по ходатайству представителя административного истца определением Ставропольского краевого суда от 23.01.2018 по делу была назначена судебная
оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту
ООО ОК "Эксперт" ФИО8
В соответствии с заключением эксперта N 015-18-ОК от 19.03.2018 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 5 545 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объектом производственного назначения, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 01.01.2015 округленно составляет 4758000 рублей.
Допрошенный судом в ходе судебного разбирательства эксперт
ФИО9 выводы, изложенные в заключении эксперта поддержал, дал пояснения аналогичные выводам судебной экспертизы. Правильность суждений эксперта подтверждается установленными в ходе экспертного исследования фактическими обстоятельствами и ничем не опровергнута.
Оценив данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд находит его достоверным, оснований не доверять выводам эксперта не имеется.
При этом суд исходит из того, что заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости оцениваемых объектов и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Представленное заключение эксперта составлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.05.2011 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", противоречий которому не установлено.
Заключение содержит исчерпывающие ответы на все поставленные вопросы, в том числе описание объектов оценки, объектов-аналогов, методику их отбора, сопоставления, аргументацию применения необходимых корректировок.
По смыслу части 2 статьи 84, статьи 168 КАС РФ экспертное заключение не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами.
В соответствии с Федеральным законом от 31.05.2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" судебная экспертиза - это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу (статья 9).
Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями (статья 7).
Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных (статья 8).
При этом в силу статьи 25 того же Закона в заключении эксперта должны быть отражены содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. К нему должны быть приложены материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.
Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, отказ от использования доходного и затратного подходов к оценке земельного участка экспертом обоснован и сомнений не вызывает.
Экспертом был осуществлен осмотр объекта исследования. Его идентификация проведена, как при визуальном осмотре, так и по материалам административного дела. Проведена фотофиксация объектов исследования. Фотографии приведены экспертом исключительно в качестве иллюстрационных материалов для более полного представления об объектах исследования, по которым в рамках экспертизы определен характер текущего использования.
Доказательств, ставящих под сомнение правильность заключения судебной оценочной экспертизы сторонами, заинтересованными лицами суду представлено не было, в заключении эксперт ответил на поставленные вопросы.
Суждения эксперта основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных им выводов на базе общепринятых научных и практических данных; существо проведенных исследований и высказанных суждений является ясным и понятным, выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой и с представленными в материалы дела доказательствами.
Оснований сомневаться в верности профессиональных суждений эксперта, являющегося субъектом оценочной деятельности и обладающего опытом и знаниями в данной области, суд не находит.
Из заключения по результатам судебной оценочной экспертизы следует, что в распоряжении эксперта был предоставлен весь объем необходимой информации обо всех существенных для расчета рыночной стоимости факторах и параметрах объекта оценки, оснований полагать, что экспертом были неверно определены сегмент рынка, искажены ценообразующие характеристики, не имеется.
Объектом-аналогом для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 10 ФСО N 1).
Аналоги с нетипичными условиями продажи экспертом не использованы, факторы, свидетельствующие о существенном изменении цен за период между датами сделки (предложения) и оценки (условия рынка) не выявлены.
При этом суд учитывает, что выбор аналогов - исключительная прерогатива эксперта-оценщика, ограниченная условием сопоставимости объекта оценки и выбранных объектов-аналогов, отбора единиц сравнения.
В заключении проведено обоснование соответствия корректировок, введенных на основании экспертного мнения, рыночным условиям, обоснование в соответствии с федеральными стандартами оценки и принципами в рамках выбранных подходов (принцип существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности)
. Подробное объяснение применения конкретных корректировок дано в заключении. Все корректировки, применяемые в расчетах, обоснованы в применении, расчеты не содержат математических, методологических и арифметических ошибок, являются правильными, приведенные в заключении сведения дают надлежащее представление о рынке объекта на дату оценки и обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость, экспертом произведен качественный анализ подобранных объектов-аналогов в целях их сопоставления.
Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года N 28 разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Представленный административным истцом отчет об оценке
N 000229Ю/2017 от 23.10.2017, выполненного ООО "МУП по оценке имущества и кадастру недвижимости "Капитал-Сервис", суд не может признать надлежащим доказательством, достоверно подтверждающим указанную в них итоговую величину рыночной стоимости объекта недвижимости, поскольку отчет вызывает сомнения в правильности выводов оценщика, а кроме того согласно выводам заключения судебной экспертизы
N 015-18-ОК от 19.03.2018 оценщиком допущены нарушения ФСО предъявляемые к форме и содержанию отчетов об оценке. К описанию объектов оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, а также иные нарушения, влияющие на определение итоговой величины рыночной стоимости не выявлены. Оценщиком допущены ошибки при выполнении математических действий в части определения корректирующих коэффициентов. Выявлено нарушение к корректному подбору объектов-аналогов влияющее на определение итоговой величины рыночной стоимости оцениваемого объекта. Содержание отчета вводит в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), а также допускает неоднозначное толкование полученных результатов.
В связи с вышеизложенным данное доказательство не может быть положено в основу решения, поскольку опровергаются заключением экспертаN 015-18-ОК от 19.03.2018.
С учетом фактических обстоятельств дела, предусмотренных законодательством обстоятельств, влекущих назначение дополнительной или повторной экспертизы, в том числе, комиссионной, суд по настоящему делу не усматривает.
Ходатайств о назначении по делу повторной или дополнительной экспертизы представитель административного истца, административные ответчики, заинтересованные лица суду не заявили.
Оснований сомневаться в правильности выводов и объяснений эксперта не имеется, поскольку они мотивированы, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Исходя из положений статей 3 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 3 июля 2014 года N 1555-О, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки земельного участка с учетом его уникальных характеристик, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки и в соответствии с действующим в настоящее время правовым регулированием является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости.
В таких обстоятельствах, само по себе отличие от кадастровой стоимости земельного участка величины рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы, не может свидетельствовать о недостоверности последней.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и установлении кадастровой стоимости
земельного участка в размере рыночной согласно заключению эксперта
ООО ОК "Эксперт" ФИО10 N 015-18-ОК от 19.03.2018.
При этом, согласно абзацу 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 30.06.2015 года, стоимость объектов недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость, то есть, на 01.01.2015 года.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами, случаях.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления - 12.12.2017.
Требования административного истца о возложении обязанности на административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости относительно кадастровой стоимости спорного земельного участка удовлетворению не подлежат, так как в силу положений ст. 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ такая обязанность у органа кадастрового учета возникает в силу закона при установлении такой стоимости судом. Следовательно, на момент рассмотрения дела в суде основания для удовлетворения заявленного требования отсутствуют.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Яковлева Виктора Борисовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить в части.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 5 545 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объектом производственного назначения, расположенного по адресу:
"адрес" в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015 в сумме 4758 000 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, считать дату обращения Яковлева Виктора Борисовича в суд - 12 декабря 2017 года.
В удовлетворении административного искового заявления Яковлева Виктора Борисовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о возложении обязанности на административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка площадью 5 545 кв.м, с кадастровым номером N категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объектом производственного назначения, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 4331 000 рублей по состоянию на 01.01.2015 - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда.
Мотивированное решение изготовлено судом 06 апреля 2018 года.
Судья С.П. Лунева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.