СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2018 года г. Ставрополь
Ставропольский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Луневой С.П,
при секретаре судебного заседания Краснослободцевой Ю.С,
с участием представителя административного истца ООО "Ставропольский комбинат хлебопродуктов" по доверенности Бунькова Р.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Ставропольский комбинат хлебопродуктов" к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков, объекта капитального строительства в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Ставропольский комбинат хлебопродуктов" обратилось в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков
В обоснование исковых требований указал, что обществу на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 25478 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для использования под промышленными объектами (литеры "А" - производственное, "А1" - подсобное, "Б" -котельная, "Б1"-электроцех, "В" - административно-производственное, "Г-" - мастерские, "Д" - склад тарного хранения, "С" - производственное, подъездные железнодорожные пути", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес" и нежилое здание, назначение: производственное, с кадастровым номером N, площадь. 6451,7 кв.м, количество этажей 7, а также подземных 1, расположенного по адресу: "адрес", право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.
Кроме того ООО "Ставропольский комбинат хлебопродуктов" является арендатором земельных участков с кадастровым номером N. общей площадью 31815 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: пищевая промышленность (6.4), расположенного по адресу: "адрес" на основании дополнительного соглашения к дополнительному соглашению о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 22.02.2013 г. N 9 от 17.06.2016 года; дополнительного соглашения о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 22.03.2013 года N 9 от 25.04.2016г.;
договора аренды земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в границах муниципального образования г. Светлоград N 9 от 22.02.2013г Дата регистрации: 26.04.2013г. Номер регистрации: 26-26-26/005/2013-935; с кадастровым номером N, общей площадью 20782 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: пищевая промышленность (6.4), расположенного по адресу: : "адрес" на основании договора аренды земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в границах муниципального образования г. Светлограда N 56/16 от 11.08.2016г. Дата регистрации: 29.08.2016. Номер регистрации: 26-26/026-26/026/200/2016-8223/1
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 N 1380 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков из земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 01.01.2015 г.
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 N 1382 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в Ставропольском крае по состоянию на 01.01.2015 г.
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 16.06.2016 N б/н утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков из земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 16.06.2016 г.
На основании вышеуказанных приказов определена кадастровая стоимость объектов недвижимости: с кадастровым номером N. общей площадью 31815 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: пищевая промышленность (6.4), расположенного по адресу: "адрес"; по состоянию на 01.01.2015 год в размере 25 920316,80 рублей.
с кадастровым номером N, общей площадью 20782 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: пищевая промышленность (6.4), расположенного по адресу: : "адрес" по состоянию на 16.06.2016 год в размере 16943564,60 рублей.
с кадастровым номером N, общей площадью 25478 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для использования под промышленными объектами (литеры "А" - производственное, "А1" - подсобное, "Б" -котельная, "Б1"-электроцех, "В" - административно-производственное, "Г-" - мастерские, "Д" - склад тарного хранения, "С" - производственное, подъездные железнодорожные пути", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес" по состоянию на 01.01.2015 г. в размере 62851678,20 рублей.
объекта капитального строительства - нежилого здания, назначение: производственное, с кадастровым номером N, площадь. 6451,7 кв.м, количество этажей 7, а также подземных 1, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 01.01.2015г. в размере 53931370,52 рубля.
В целях проверки обоснованности размера кадастровой стоимости и определения достоверного размера рыночной стоимости указанных объектов, ООО "Ставропольский комбинат хлебопродуктов" обратился в специализированную организацию для подготовки отчета о рыночной стоимости.
Автономной некоммерческой организацией "Экспертно-консультационное бюро" были проведены оценочные работы земельного участка с кадастровым номером N, подготовлен отчет об оценке рыночной стоимости N 0015 от 01 июня 2017 г.; производственного здания с кадастровым номером N, подготовлен отчет об оценке рыночной стоимости N 0014 от 25.05.2017 года; земельного участка с кадастровым номером N, подготовлен отчет об оценке N 0024 от 28.06.2017; земельного участка с кадастровым номером N, подготовлен отчет об оценке N 0019-1 от 28.06.2017года.
На отчет N0014 было получено Положительное экспертное заключение N9521 от 30.06.2017 г, подготовленное Некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией оценщиков "Деловой союз оценщиков".
На отчет N0015 было получено Положительное экспертное заключение N9483 от 28.06.2017 г, подготовленное Некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией оценщиков "Деловой союз оценщиков".
На отчет N0019-1 было получено Положительное экспертное заключение N10152 от 30.06.2017 г, подготовленное Некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией оценщиков "Деловой союз оценщиков".
На отчет N0024 было получено Положительное экспертное заключение N9521 от 30.06.2017 г, подготовленное Некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией оценщиков "Деловой союз оценщиков".
В результате проведенных оценочных работ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена по состоянию на 01.01.2015г в размере 17 894 728 рублей; производственного здания с кадастровым номером N определена по состоянию на 01.01.2015г в размере 12 679 600 рублей, земельного участка с кадастровым номером N определена по состоянию на 16.06.2016 г в размере 1 503 600 рублей, земельного участка с кадастровым номером N определена по состоянию на 01.01.2015г в размере 2 030 800 рублей.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.10.2012 N П/485 в Ставропольском крае от 04.10.2017 г. N 2083 заявление об установлении кадастровой стоимости упомянутых земельных участков было отклонено.
Просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес", равной рыночной стоимости в размере 17894728 рублей по состоянию на 01.01.2015 год;
установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства нежилого здания, назначение: производственное, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" равной рыночной стоимости в размере 12679 600 рублей по состоянию на 01.01.2015 год;
установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровым номером N. общей площадью 31815 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, для использования под промышленными объектами, расположенного по адресу: "адрес" в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015год в размере 2 030800 рублей
с кадастровым номером N, общей площадью 20 782 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, для использования под промышленными объектами, расположенного по адресу: "адрес" равной рыночной стоимости в размере 1503 600 рублей по состоянию на 16.06.2016 год.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Буньков Р.С. на административном исковом заявлении настаивал, просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости на основании отчетов.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не уведомили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
На основании части 2 статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения представителя административного истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения в деле представителя административного истца, допросив в судебном заседании эксперта ФИО9, исследовав письменные материалы дела, инвентарное дело на объект недвижимости по адресу: Апанасенковская N12-14 (пер. ПромышленныйN2, пер. В.Косенко N1), суд приходит к следующему выводу.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Статья 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности" в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судом,
ООО "Ставропольскому комбинату хлебопродуктов" на праве собственности принадлежат
земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 25 478 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для использования под промышленными объектами (литеры "А" - производственное, "А1"-подсобное, "Б"-котельная, "Б1"-электроцех, "В"-административно-производственное, "Г"-мастерские, "Д"-склад тарного хранения, "С"-производственное, подъездные железнодорожные пути" по адресу: "адрес" на основании передаточного акта от 27.06.2014, зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, о чем в ЕГРН имущества и
сделок с ним 27.06.2014 сделана запись регистрации
N26-26-01/072/2014-030;
нежилое здание, назначение: производственное, с кадастровым номером N, площадью 6451,7кв.м,по адресу: "адрес" на основании передаточного акта от 30.06.2011, зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, о чем в ЕГРН имущества и сделок с ним 27.06.2014 сделана запись регистрации
N26-26-01/072/2014-017;
Согласно акта обследования 09/02/18Э от 05.02.2018 экспертом Судебно-экспертной лаборатории АНО "ЭКБ" Автономная некоммерческая организация "Экспертно-Консультационного Бюро" ФИО10 общий физический износ здания составил величину 70,10%. Такой процент износа соответствует оценке состояния здания как ветхое, что характеризует состояние следующим образом: состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а несущих - весьма ветхое. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь по проведении охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента.
Кроме того ООО "Ставропольский комбинат хлебопродуктов" является арендатором земельных участков с кадастровым номером N. общей площадью 31815 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: пищевая промышленность (6.4), расположенного по адресу: "адрес" на основании дополнительного соглашения к дополнительному соглашению о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 22.02.2013 г. N 9 от 17.06.2016 года; дополнительного соглашения о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 22.03.2013 года N 9 от 25.04.2016г.; договора аренды земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в границах муниципального образования г. Светлоград N 9 от 22.02.2013. Дата регистрации: 26.04.2013 Номер регистрации: 26-26-26/005/2013-935;
с кадастровым номером N, общей площадью 20782 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: пищевая промышленность (6.4), расположенного по адресу: "адрес" на основании договора аренды земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в границах муниципального образования г. Светлограда N 56/16 от 11.08.2016. Дата регистрации: 29.08.2016. Номер регистрации: 26-26/026-26/026/200/2016-8223/1.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена в государственном кадастре недвижимости в размере 25920316,80 рублей по состоянию на 01.01.2015 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена в государственном кадастре недвижимости в размере 16943564,60 рублей по состоянию на 16.06.2016 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, определена в государственном кадастре недвижимости в размере 62851678,20 рублей по состоянию на 01.01.2015 года.
Кадастровая стоимость объекта капитального строительства - нежилого здания, назначение: производственное, с кадастровым номером N, определена в государственном кадастре недвижимости в размере 53931370,52 рублей по состоянию на 01.01.2015 года.
Согласно отчетов об оценке составленных Автономной некоммерческой организацией "Экспертно-консультационное бюро" по заказу административного истца, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена по состоянию на 01.01.2015 в размере 17 894 728 рублей; производственного здания с кадастровым номером N определена по состоянию на 01.01.2015 в размере 12 679 600 рублей, земельного участка с кадастровым номером N определена по состоянию на 16.06.2016 в размере 1 503 600 рублей, земельного участка с кадастровым номером N определена по состоянию на 01.01.2015 в размере 2 030 800 рублей.
На отчет N0014 было получено Положительное экспертное заключение N9521 от 30.06.2017 г, подготовленное Некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией оценщиков "Деловой союз оценщиков".
На отчет N0015 было получено Положительное экспертное заключение N9483 от 28.06.2017 г, подготовленное Некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией оценщиков "Деловой союз оценщиков".
На отчет N0019-1 было получено Положительное экспертное заключение N10152 от 30.06.2017 г, подготовленное Некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией оценщиков "Деловой союз оценщиков".
На отчет N0024 было получено Положительное экспертное заключение N9521 от 30.06.2017 г, подготовленное Некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией оценщиков "Деловой союз оценщиков".
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.10.2012 N П/485 в Ставропольском крае от 04.10.2017 N 2083 заявление ООО "Ставропольского комбината хлебопродуктов" об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости было отклонено, поскольку установлено отличие рыночной стоимости объектов недвижимости более чем на 30%, а именно 76,4%, оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям действующего законодательства, а именно положениям статей ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с положениями статьей 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В процессе рассмотрения дела, в целях подтверждения достоверности заявленной величины рыночной стоимости земельного участка, по ходатайству представителя административного истца определением Ставропольского краевого суда от 04.12.2017 по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту
ООО "ПРОФЭКСПЕРТ" Думбровскому А.В.
В соответствии с заключением эксперта N 119/17-Э от 01.03.2018 ФИО9 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена по состоянию на 01.01.2015 в размере 41712 000 рублей;
производственного здания с кадастровым номером N определена по состоянию на 01.01.2015 в размере 1227 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N определена по состоянию на 16.06.2016 в размере 8824 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N определена по состоянию на 01.01.2015 в размере 10686 000 рублей.
Допрошенный судом в ходе судебного разбирательства эксперт ФИО9 выводы, изложенные в заключении эксперта поддержал, дал пояснения аналогичные выводам судебной экспертизы. Правильность суждений эксперта подтверждается установленными в ходе экспертного исследования фактическими обстоятельствами и ничем не опровергнута.
Оценив данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд находит его достоверным, оснований не доверять выводам эксперта не имеется.
При этом суд исходит из того, что заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости оцениваемых объектов и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Представленное заключение эксперта составлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.05.2011 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", противоречий которому не установлено.
Заключение содержит исчерпывающие ответы на все поставленные вопросы, в том числе описание объектов оценки, объектов-аналогов, методику их отбора, сопоставления, аргументацию применения необходимых корректировок.
По смыслу части 2 статьи 84, статьи 168 КАС РФ экспертное заключение не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами.
В соответствии с Федеральным законом от 31.05.2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" судебная экспертиза - это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу (статья 9).
Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями (статья 7).
Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных (статья 8).
При этом в силу статьи 25 того же Закона в заключении эксперта должны быть отражены содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. К нему должны быть приложены материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.
Профессиональное суждение эксперта ФИО9 относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода к оценке рыночной стоимости земельных участков и затратного подхода к оценке объекта капитального строительства, отказ от использования доходного подхода экспертом обоснован и сомнений не вызывает.
Осмотр объектов исследования экспертом не проводился, идентификация объекта исследования проведена по материалам административного дела. Эксперт сопоставил материалы административного дела с данными из альтернативных источников информации: публичная карта, публичная спутниковая карта, публичные данные федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Росреестр, и др. При идентификации объектов исследования экспертом была получена необходимая информация для проведения исследования, соответствующая принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности. Экспертом также указано, что осмотр объектов исследования мог лишь осуществлен на дату, далеко отстоящую от даты исследования и поэтому идентификация объектов по результатам осмотра не существенно отличается от идентификации объектов по результатам ознакомления с документами административного дела и данных, имеющих в открытом доступе.
Согласно п.5 ФСО "Оценка недвижимости (ФСОN7)", "при сборе информации об оцениваемом объекте недвижимости оценщик или его представитель проводит осмотр объекта оценки в период, возможно близкий к дате оценки, если в задании на оценку не указано иное. В случае непроведения осмотра оценщик указывает в отчете об оценке причины, по которым объект оценки не осмотрен, а также допущения и ограничения, связанные с непроведением осмотра."
Доказательств, ставящих под сомнение правильность заключения судебной оценочной экспертизы сторонами, заинтересованными лицами суду представлено не было, в заключении эксперт ответил на поставленные вопросы.
Суждения эксперта основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных им выводов на базе общепринятых научных и практических данных; существо проведенных исследований и высказанных суждений является ясным и понятным, выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой и с представленными в материалы дела доказательствами.
Оснований сомневаться в верности профессиональных суждений эксперта, являющегося субъектом оценочной деятельности и обладающего опытом и знаниями в данной области, суд не находит.
Из заключения по результатам судебной оценочной экспертизы следует, что в распоряжении эксперта был предоставлен весь объем необходимой информации обо всех существенных для расчета рыночной стоимости факторах и параметрах объектов оценки, оснований полагать, что экспертом были неверно определены сегмент рынка, искажены ценообразующие характеристики, не имеется.
Объектом-аналогом для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 10 ФСО N 1).
Аналоги с нетипичными условиями продажи экспертом не использованы, факторы, свидетельствующие о существенном изменении цен за период между датами сделки (предложения) и оценки (условия рынка) не выявлены.
При этом суд учитывает, что выбор аналогов - исключительная прерогатива эксперта-оценщика, ограниченная условием сопоставимости объекта оценки и выбранных объектов-аналогов, отбора единиц сравнения.
В заключении проведено обоснование соответствия корректировок, введенных на основании экспертного мнения, рыночным условиям, обоснование в соответствии с федеральными стандартами оценки и принципами в рамках выбранных подходов (принцип существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности)
. Подробное объяснение применения конкретных корректировок дано в заключении. Все корректировки, применяемые в расчетах, обоснованы в применении, расчеты не содержат математических, методологических и арифметических ошибок, являются правильными, приведенные в заключении сведения дают надлежащее представление о рынке объекта на дату оценки и обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость, экспертом произведен качественный анализ подобранных объектов-аналогов в целях их сопоставления.
Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года N 28 разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Представленные административным истцом отчеты об оценке, суд не может признать надлежащим доказательством, достоверно подтверждающих указанную в них итоговую величину рыночной стоимости объектов недвижимости, поскольку отчеты вызывают сомнения в правильности выводов оценщика, а кроме того согласно выводам заключения судебной экспертизы N119/17-Э от 01.03.2018 эксперта ФИО9 нарушения требований ФСО, предъявляемых к форме и содержанию отчетов, к описанию объектов оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости объекта оценки, к конкретному подбору объектов-аналогов, а также иные нарушения, которые могут повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, допущены в части подбора аналогов и обоснования корректировок. При выполнении математических действий ошибок оценщиком не допущено. Информация, используемая оценщиком является достоверной, но не является достаточной и проверяемой.
В связи с вышеизложенным данные доказательства не могут быть положены в основу решения, поскольку опровергаются заключением эксперта N119/17-Э от 01.03.2018.
Оснований сомневаться в правильности выводов и объяснений эксперта не имеется, поскольку они мотивированы, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Исходя из положений статей 3 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 3 июля 2014 года N 1555-О, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки земельного участка с учетом его уникальных характеристик, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки и в соответствии с действующим в настоящее время правовым регулированием является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости.
В таких обстоятельствах, само по себе отличие от кадастровой стоимости земельного участка величины рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы, не может свидетельствовать о недостоверности последней.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной согласно заключению эксперта ФИО9 N119/17-Э от 01.03.2018.
При этом, согласно абзацу 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 30.06.2015 года, стоимость объектов недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость, то есть, на 01.01.2015, 16.06.2016 года.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, датой подачи соответствующего заявления следует считать дату обращения правообладателя в комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами, случаях.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления - 22.09.2017.
Вместе с заключением эксперта в суд поступило заявление о взыскании судебных расходов по проведению судебной оценочной экспертизы в размере 100000 рублей в пользу ООО "ПРОФЭКСПЕРТ".
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Судебные расходы согласно ст. 103 КАС РФ состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно ст. 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся в том числе суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
В абзаце третьем пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что в случаях, когда удовлетворение требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Определением суда от 04.12.2017 по ходатайству представителя административного истца по доверенности
Бунькова Р.С. была назначена судебная оценочная экспертиза. Расходы по оплате экспертизы возложены на административного истца.
В судебное заседание представителем административного истца представлена квитанция к приходному кассовому ордеру N032 от 03.04.2018 об оплате судебной оценочной экспертизы на сумму 75000 рублей. Доказательств оплаты суммы в размере 25000 рублей суду не представлено.
В соответствии с положениями части 1 статьи 248 Кодекса основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из системного толкования положений статьи 114, части 5 статьи 247, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если соответствующие судебные издержки понесены в связи с установлением обстоятельств, бремя доказывания которых возложено на истца, то эти издержки относятся на данную сторону.
Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 Кодекса, лежит на административном истце, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
Возлагая на административного истца расходы за проведение судебной оценочной экспертизы, суд исходит из того, что экспертиза проводилась с целью проверки достоверности доказательств, представленных административным истцом в обоснование своих требований об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости.
Поскольку судебные расходы по данной категории дел, связанны, по сути, с реализацией права административного истца на изменение кадастровой стоимости земельных участков на рыночную стоимость в судебном порядке, суд приходит к выводу о взыскании расходов, связанных с проведением судебной экспертизы в пользу ООО "ПРОФЭКСПЕРТ" неоплаченную денежную сумму за проведение судебной оценочной экспертизы в размере 25000 рублей с административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ООО "Ставропольский комбинат хлебопродуктов" к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков, объекта капитального строительства в размере их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес" размере рыночной 41712000 рублей по состоянию на 01.01.2015 год.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес" считать дату обращения ООО "Ставропольский комбинат хлебопродуктов" в комиссию - 22.09.2017 год.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства - производственного здания с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес" в размере рыночной 1227000 рублей по состоянию на 01.01.2015 год.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества производственного здания с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес" в размере считать дату обращения ООО "Ставропольский комбинат хлебопродуктов" в комиссию - 22.09.2017 год.
Установить кадастровую стоимость земельного участка из земель населенных пунктов, для использования под промышленными объектами, общей площадью 31 815 кв.м, с кадастровым номером N расположенный относительно ориентира, расположенного в границах участка, имеющего адрес: "адрес" в размере рыночной 10686000 рублей по состоянию на 01.01.2015.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка из земель населенных пунктов, для использования под промышленными объектами, общей площадью 31815 кв.м, с кадастровым номером N расположенный относительно ориентира, расположенного в границах участка, имеющего адрес: "адрес" считать дату обращения ООО "Ставропольский комбинат хлебопродуктов" в комиссию -22.09.2017 год.
Установить кадастровую стоимость земельного участка из земель населенных пунктов, для использования под промышленными объектами, общей площадью 20 782 кв.м, с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес" в размере рыночной 8824000 рублей по состоянию на 16.06.2016.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимого земель населенных пунктов, для использования под промышленными объектами, общей площадью 20782 кв.м, с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес" считать дату обращения ООО "Ставропольский комбинат хлебопродуктов" в комиссию - 22.09.2017 год.
Взыскать с ООО "Ставропольский комбинат хлебопродуктов" в пользу ООО "ПОФЭКСПЕРТ" расходы за проведение судебной экспертизы в размере 25 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда.
Мотивированное решение изготовлено судом 05.04.2018 года.
Судья С.П. Лунева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.