Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П.,
при секретаре судебного заседания Гапоновой В.А,
с участием представителей :
административного истца - ОАО "СПЕЦУПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНЫХ РАБОТ" - Есаковой О.А, действующей в суде по доверенности,
заинтересованного лица - администрации муниципального образования города Ставрополя - Шевченко Г.Н, действующей в суде по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО "СПЕЦУПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНЫХ РАБОТ" к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГБУ ФКП Росреестра по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
установил:
Открытое акционерное общество "СПЕЦУПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНЫХ РАБОТ" обратилось в суд с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГБУ ФКП Росреестра по Ставропольскому краю, ФГБУ ФКП Росреестра по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости :
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1571 кв.м, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Селекционная, 7б, равной его рыночной стоимости в размере - 738 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года;
- земельного участка с кадастровым номером N площадью 13 635 кв.м, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Селекционная, 7/2, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере - 6 401 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью 8846 кв.м, расположенного по адресу : "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере - 4 153 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью 10 929 кв.м, расположенного по адресу : "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере - 5 131 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N площадью 5440 кв.м, расположенного по адресу : "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере - 2 554 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу : "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере - 469 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2412 кв.м, расположенного по адресу : "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере - 1 132 000 рублей.
В обоснование заявленных исковых требований ОАО "СПЕЦУПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНЫХ РАБОТ" сослалось на то, что является собственником указанных земельных участков.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1380 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, оценка которых производилась по состоянию на 1 января 2015 года.
Согласно сведений государственного кадастра недвижимости, кадастровая стоимость земельных участков, рассчитанная в соответствии с вышеуказанным приказом по состоянию на 1 января 2015 года установлена в размере :
- с кадастровым номером N - 3525 151 рубль 19 копеек;
- с кадастровым номером N - 30885456 рублей 10 копеек;
- с кадастровым номером N - 19813 978 рублей 48 копеек;
- с кадастровым номером N - 24390 358 рублей 59 копеек;
- с кадастровым номером N - 12284 499 рублей 20 копеек;
- с кадастровым номером N - 2240 340 рублей;
- с кадастровым номером N - 5410 936 рублей 08 копеек.
Посчитав установленную кадастровую стоимость земельных участков завышенной, административный истец обратился к независимому оценщику - Автономной некоммерческой организацией "Экспертно-консультационное бюро", согласно отчетов которого об оценке N 0021от 24 июля 2017 года и N 0022 от 7 августа 2017 года, рыночная стоимость объектов оценки по состоянию на дату оценки - 01 января 2015 составила :
- с кадастровым номером N - 738000 рублей;
- с кадастровым номером N - 6401000 рублей;
- с кадастровым номером N - 4153000 рублей;
- с кадастровым номером N - 5131000 рублей;
- с кадастровым номером N - 2554000 рублей;
- с кадастровым номером N - 469000 рублей;
- с кадастровым номером N - 1132000 рублей.
Изложенное свидетельствует о том, что удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих административному истцу на праве собственности, существенно превышает их рыночную стоимость, что приводит к нарушению прав истца, поскольку Общество вынуждено оплачивать земельный налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка, тогда как его кадастровая стоимость существенно завышена и не соответствует рыночной.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю N 2047 от 28 сентября 2017 года заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номера - N - отклонены.
По изложенным основания ОАО "СПЕЦУПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНЫХ РАБОТ" обратилось в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца - ОАО "СПЕЦУПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНЫХ РАБОТ" - Есакова О.А. поддержала заявленные требования административного иска, уточнила их в части размера рыночной стоимости, просила установить кадастровую стоимость земельных участков в размере равном их рыночной стоимости согласно результатов судебной оценочной экспертизы.
Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования города Ставрополя - Шевченко Г.Н. возражала в удовлетворении заявленных исковых требований об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости и установлении их кадастровой стоимости в размере рыночной, полагала, что уменьшение кадастровой стоимости заявленных в административном иске объектов недвижимого имущества повлечет недополучение денежных сумм в местный бюджет.
Представители : административных ответчиков - Министерства имущественных отношений Ставропольского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
В материалах дела имеется ходатайство представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о рассмотрении дела в соответствии с действующим законодательством в отсутствие представителя Управления.
При таких обстоятельствах, суд с учетом мнения участвующих в деле лиц, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в порядке части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства по данному административному делу, суд находит заявленные в иске требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Объекты налогообложения для российских организаций определены в статье 374 Налогового Кодекса РФ. В соответствии с положениями статьи 375 Налогового Кодекса РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Положениями статьи 24.18 Федерального Закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В настоящее время определение кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 февраля 2007 года N 39 (в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от 11 января 2011 N 3).
Пункт 3 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Судом установлено и подтверждено надлежащими доказательствами по делу, что ОАО "СПЕЦУПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНЫХ РАБОТ" является собственником земельных участков :
- с кадастровым номером N площадью 1571 кв.м, расположенного по адресу : "адрес", право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости от 22 июня 2015 года N 26-26/001-26/001/203/2015-4282/5;
- с кадастровым номером N площадью 13635 кв.м, расположенного по адресу : "адрес" право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости от 10 июля 2014 года N 26-26-01/066/2014-154;
- с кадастровым номером N, площадью 8846 кв.м, расположенного по адресу : "адрес", право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости от 30 декабря 2013 года N 26-26-01/137/2013-632;
- с кадастровым номером N, площадью 10929 кв.м, расположенного по адресу : "адрес", право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости от 30 декабря 2013 года N 26-26-01/137/2013-633;
- с кадастровым номером N площадью 5440 кв.м, расположенного по адресу : "адрес", право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости от 10 июля 2014 года N 26-26-01/066/2014-155;
- с кадастровым номером N, площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу : "адрес" право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости от 20 октября 2009 года N 26-26-12/113/2009-280;
- с кадастровым номером N, площадью 2412 кв.м, расположенного по адресу : "адрес", право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости от 22 декабря 2009 года N 26-26-12/113/2009-278.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1380 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, оценка которых производилась по состоянию на 1 января 2015 года.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2015 года составила :
- с кадастровым номером N - 3525 151 рублей 19 копеек;
- с кадастровым номером N - 30885456 рублей 60 копеек;
- с кадастровым номером N - 19813 978 рублей 48 копеек;
- с кадастровым номером N - 24390 358 рублей 59 копеек;
- с кадастровым номером N - 12284 499 рублей 20 копеек;
- с кадастровым номером N - 2240 340 рублей;
- с кадастровым номером N - 5410 936 рублей 08 копеек.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства РФ при разрешении дел об оспаривании кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.
Согласно положениям статьи 12 вышеуказанного Федерального закона N 135-ФЗ отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном заседании не установлено иное.
Оспаривая установленную кадастровую стоимость земельных участков, указанных в административном иске, Общество представило отчет N 0021 от 24 июля 2017 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, выполненный Автономной некоммерческой организацией "Экспертно-консультационное бюро", в соответствии с которым рыночная стоимость земельных участков на дату оценки - 1 января 2015 года составила :
- с кадастровым номером N - 738000 рублей;
- с кадастровым номером N - 6401000 рублей;
- с кадастровым номером N - 4153000 рублей;
- с кадастровым номером N - 5131000 рублей;
- с кадастровым номером N - 2554000 рублей;
- с кадастровым номером N - 469000 рублей;
- с кадастровым номером N - 1132000 рублей.
Судом установлено, что административный истец 7 сентября 2017 года обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю. Решением комиссии N 2047 от 28 сентября 2017 года заявление Общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков отклонено.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю, проанализировав представленные административным истцом отчет Автономной некоммерческой организацией "Экспертно-консультационное бюро" N 0021 от 24 июля 2017 года об определении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами - N указала на недостатки в оформлении и содержании данных отчетов, не соответствие их требованиям действующего оценочного законодательства.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.
В связи с изложенным, а также в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу по ходатайству административного истца определением Ставропольского краевого суда от 18 декабря 2017 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО Оценочная компания "Эксперт".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 001-18-ОК от 29 января 2018 года рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2015 года определена в размере :
- с кадастровым номером N - 1348 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 11247000 рублей;
- с кадастровым номером N - 7591 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 10238 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 5301 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 858000 рублей;
- с кадастровым номером N - 2070 000 рублей.
В соответствии с частью 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает заключение эксперта в совокупности с другими доказательствами по делу (пункт 8 статьи 82 указанного Кодекса).
Из материалов дела следует, что заключение судебной оценочной экспертизы N 001-18-ОК от 29 января 2018 года подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных участков, и соответствует требованиям указанного Федерального Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Допрошенный в судебном заседании эксперт Богданов Л.Т, проводивший экспертизу, подтвердил данное им заключение, пояснил корректировок к подобранным объектам-аналогам.
Как следует из экспертного заключения при проведении экспертизы произведен осмотр объектов оценки, с производством их фотографирования, подробно описаны объекты исследования, указаны количественные и качественные характеристики объектов исследования, применяемые при экспертизе подходы и методы оценки, произведен анализ рынка объекта исследования, анализ социально-экономической ситуации в Ставропольском крае, фактических данных о ценах предложений к продаже земельных участков, подобраны и описаны аналоги для объектов исследования.
Экспертом произведено определение сегмента рынка, к которому принадлежит объект оценки - коммерческая недвижимость, произведен подбор и описание объектов-аналогов для объектов исследования, подобраны 4 объекта-аналога для расчета рыночной стоимости оцениваемых земельных участков, по принципу сопоставимости, который основан на установлении сходства показателей между объектом исследования и объектами-аналогами, которые находятся в городе Ставрополе, имеют одинаковое с объектом оценки назначение, имеют возможность подключения коммуникаций. В ходе установления рыночной стоимости объектов исследования экспертом применены корректировки. Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок экспертом мотивирован в заключении.
Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости земельных участков.
Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствует, оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы не имеется.
Иных доказательств, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорных земельных участков является иной, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, сторонами, заинтересованными лицами по делу суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что административный истец представил надлежащие доказательства в обоснование своих исковых требований.
Выводы, содержащиеся в отчетах об оценке оцениваемых земельных участков, указанные в административном иске, опровергаются заключением судебной оценочной экспертизы. Иных доказательств, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорного земельных участков является иной, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, сторонами, заинтересованными лицами по делу суду не представлено.
При таких обстоятельствах административные исковые требования ОАО "СПЕЦУПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНЫХ РАБОТ" подлежат удовлетворению на основании выводов заключения судебной оценочной экспертизы.
Доводы заинтересованного лица - администрации муниципального образования города Ставрополя - Шевченко Г.Н. об отсутствии оснований к изменению кадастровой стоимости оцениваемых земельных участков со ссылкой на недополучение налогов в местный бюджет, по мнению суда, являются несостоятельными по следующим основаниям.
В силу положений Земельного Кодекса Российской Федерации, Налогового Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку объектов оценки для целей налогообложения и рассчитываемых в зависимости от кадастровой стоимости размера арендных платежей, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости. При этом указанные нормы не содержат условий, ограничивающих право физических и юридических лиц на установление рыночной стоимости объектов в зависимости от обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости либо размера арендных платежей или налоговых платежей, поступающих в соответствующий бюджет.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных земельных участков.
В материалах данного административного дела содержится ходатайство ООО Оценочная компания "Эксперт" о взыскании судебных расходов по оплате в размере 65 000 рублей, которое суд считает подлежащими удовлетворению как в связи с тем, что определением суда о назначении судебной оценочной экспертизы оплата за ее проведение возложена на административного истца, так и потому, что в соответствии с положениями части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из системного толкования положений статьи 114, части 5 статьи 247, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если соответствующие судебные издержки понесены в связи с установлением обстоятельств, бремя доказывания которых возложено на истца, то эти издержки относятся на данную сторону.
Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лежит на административном истце, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости в размере рыночной спорных земельных участков, следовательно, обязанность по оплате расходов на проведение судебной экспертизы возлагается на административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ОАО "СПЕЦУПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНЫХ РАБОТ" к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГБУ ФКП Росреестра по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1571 кв.м, категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под объектом складского назначения, расположенного по адресу : "адрес" в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года - 1348000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 13 635 кв.м, категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для использования под промышленными объектами (литеры "А" - административное, "Г" - гаражи), под промышленные предприятия, расположенного по адресу : "адрес" в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года - 11247 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 8846 кв.м, категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под промышленные предприятия - (литер "Е" - бытовые, "М" - мастерские, "П" - весовая), расположенного по адресу : "адрес" в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года - 7591000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 10929 кв.м, категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под промышленные предприятия (литер "Е" - бытовое, "М" - мастерские, "П" - весовая), расположенного по адресу : "адрес" в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года - 10238000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 5440 кв.м, категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для использования под промышленными объектами (литеры "А" - административное, "Г" - гаражи), под промышленные предприятия, расположенного по адресу : "адрес", в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года - 5301 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1000 кв.м, категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под нежилым зданием литер "Н2" (склад), расположенного по адресу "адрес", в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года - 858000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2412 кв.м, категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под промышленные предприятия, расположенного по адресу: "адрес", в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года - 2070000 рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости - земельных участков с кадастровыми номерами - N
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать дату обращения ОАО "СПЕЦУПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНЫХ РАБОТ" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю - 7 сентября 2017 года.
Установленная данным решением кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами - N используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового Кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки.
Взыскать с ОАО "СПЕЦУПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНЫХ РАБОТ" в пользу ООО Оценочная компания "Эксперт" стоимость проведенной по делу судебной экспертизы в размере 65000 рублей путем перечисления на банковские реквизиты :
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья краевого суда Задорнева Н.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.