Заместитель председателя Ставропольского краевого суда Козлов О.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Бойко Л.П. на вступившее в законную решение судьи Буденновского городского суда Ставропольского края от 21 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Бойко Л.П. N17-4469/01-18а/АР-188/9 от 24 июля 2017 года юридическое лицо - администрация Буденновского муниципального района Ставропольского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. В адрес юридического лица вынесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения N17-4469/01-18а/АР-188/10 от 24 июля 2017 года.
Решением судьи Буденновского городского суда Ставропольского края от 21 сентября 2017 года указанное постановление и предписание должностного лица отменены, производство по делу в отношении администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Бойко Л.П. просит отменить указанный судебный акт как незаконный и необоснованный и возвратить дело на новое рассмотрение.
В возражениях на жалобу глава Буденовского муниципального района Ставропольского края Соколов А.Н. просит жалобу государственного инспектора оставить без удовлетворения.
Ознакомившись с доводами жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в противоправном действии или бездействии, связанных с нарушением статей 39, 44, 56, 60 Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов в области экологической безопасности.
Как следует из материалов дела, 21 июня 2017 года юридическим лицом - администрацией Буденновского муниципального района Ставропольского края не приняты меры для соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации, а именно: в границах села Архиповское Буденновского района Ставропольского края обнаружено загрязнение водоохраной зоны реки Кума отходами производства и потребления (текстиль, полиэтилен, пластик, стекло, металл, строительный мусор). Место несанкционированного складирования отходов производства и потребления расположено в границах села Архиповское Буденновского района Ставропольского края в кадастровом квартале *** по смежеству с улицей Набережная в * м от береговой линии водного объекта реки Кума. Площадь загрязнения составляет 1560 м 2 (120м х 13м), средняя высота складирования отходов составляет 1,0м.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу постановления о признании администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа.
Признавая незаконным постановление должностного лица, судья городского суда пришел к выводу о том, что администрация Буденновского муниципального района Ставропольского края не является субъектом данного правонарушения.
Указанный вывод судьи является законным и обоснованным, оснований не согласиться с ним не имеется.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1 и 65 Водного кодекса Российской Федерации водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод, в котором имеются характерные формы и признаки водного режима; водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В силу пункта 3 статьи 8 названного Федерального закона, пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакциях, действующих на момент совершения административного правонарушения) к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
При этом необходимо учитывать, что ликвидация выявленных несанкционированных свалок бытового мусора не относится к правоотношениям по обращению с отходами, а относится к правоотношениям по организации работ по благоустройству территории.
Таким образом, в материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация Буденновского муниципального района Ставропольского края осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами. Доказательств того, что такие виды деятельности как сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов и иное обращение с отходами производства и потребления относятся к уставной деятельности администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края, в материалы дела также не представлено.
Кроме того, как следует из материалов дела, несанкционированное складирование твердых объектов (отходов) расположено в границах поселения села Архиповское муниципального образования Архиповского сельсовета Ставропольского края.
На основании изложенного администрация Буденновского муниципального района Ставропольского края не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения судьи Буденновского городского суда Ставропольского края от 21 сентября 2017 года не имеется.
Руководствуясь статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Бойко Л.П. оставить без удовлетворения.
Решение судьи Буденновского городского суда Ставропольского края от 21 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края оставить без изменения.
Заместитель председателя О.А. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.