Президиум Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Козлова О.А,
членов президиума: Шаталовой Е.В, Блинникова В.А,
Макеевой Г.В, Песоцкого В.В, Бурухиной М.Н,
секретаря судебного заседания Андрющенко А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мхитаряна С.В. к Главному Управлению МВД РФ по Ставропольскому краю об оспаривании действий государственного органа и возложении обязанности,
направленное в президиум определением судьи краевого суда Переверзевой В.А. от 27.02.2018 по кассационной жалобе представителя ГУ МВД России по Ставропольскому краю по доверенности Кузнецова А.С. на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 23.07.2017 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 28.11.2017,
заслушав доклад судьи Переверзевой В.А,
установил:
решением Пятигорского городского суда от 23.08.2017, оставленным без изменения апелляционным определением от 28.11.2017, административное исковое заявление Мхитаряна С.В. к Главному Управлению МВД РФ по Ставропольскому краю об оспаривании действий государственного органа и возложении обязанности, удовлетворено:
признан незаконным отказ Главного Управления МВД РФ по Ставропольскому краю в выдаче вида на жительство, без предъявления требований о подаче заявления с приложением документов, определяемых Административным регламентом, утвержденным Приказом ФМС РФ от 22.04.2013 N215;
на Главное Управление МВД РФ по Ставропольскому краю возложена обязанность документировать Мхитаряна С.В,(... ) видом на жительство без предъявления требования о подаче заявления с приложением документов, определяемых Административным регламентом.
В Ставропольский краевой суд 24.01.2018 поступила кассационная жалоба представителя ГУ МВД России по Ставропольскому краю по доверенности Кузнецова А.С, в которой заявитель просит об отмене вышеуказанных судебных постановлений, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
По кассационной жалобе дело истребовано в краевой суд и передано для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - президиум Ставропольского краевого суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ГУ МВД России по Ставропольскому краю по доверенности Кузнецова А.С, президиум краевого суда находит, что имеются основания для отмены состоявшегося по делу апелляционного определения с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
В соответствии с требованиями статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, а также основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации содержатся в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ).
Президент Российской Федерации, реализуя предоставленные частью 2 стать 29 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ полномочия, в пункте 55 Положения, устанавливающего порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, закрепил, что при отмене решения о приобретении гражданства Российской Федерации лицу, проживающему на территории Российской Федерации, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина, при этом полномочный орган обязан принять меры к изъятию документов, выданных ранее в соответствии с этим решением.
Аналогичное положение закреплено и в пункте 20.6 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 19 марта 2008 г. N 64, согласно которому при отмене решения о приобретении гражданства Российской Федерации лицу, проживающему на территории Российской Федерации, выдается соответствующий вид на жительство (пункт 55 Положения), паспорт гражданина Российской Федерации изымается.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Мхитарян С.В. в 2008 году получил разрешение на временное проживание в Ставропольском крае.
Решением УФМС РФ по Ставропольскому краю N 23 от 19.01.2009 он был принят в гражданство РФ на основании ч. 4 ст. 14 ФЗ-62 от 31.05.2002, документирован паспортом гражданина РФ.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 14.05.2013 был установлен факт сообщения Мхитарян С.В. заведомо ложных сведений при подаче заявления о приеме в гражданство РФ.
Данное решение вступило в законную силу и стало основанием для принятия Управлением ФМС РФ по СК решения об отмене решения о приеме Мхитарян С.В. в гражданство РФ.
Паспорт гражданина РФЭ, выданный Мхитарян С.В, был признан недействительным и 14.06.2017 изъят в ОВМ ОМВД РФ по г. Пятигорску, выдан соответствующий акт изъятия паспорта. При этом Мхитарян С.В. было сообщено, что он вправе подать заявление и документы о выдаче вида на жительство.
16.06.2017 Мхитарян С.В. обратился в Управление по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю с заявлением о выдаче вида на жительство. В приложении к заявлению представил: копию паспорта, копию акта об изъятии паспорта, копию решения Промышленного районного суда г.Ставрополя.
На заявление Мхитарян С.В, начальником ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю Кириченко В.Н. был дан ответ от 05.07.2017 N13/3/172603210213, в котором Мхитарян С.В. был разъяснен порядок получения вида на жительство, установленный Административным регламентом, а именно:
-заявление о выдаче вида на жительство в двух экземплярах;
-документ, удостоверяющий личность;
-документ, подтверждающий наличие законного источника средств к существованию, позволяющего содержать себя в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, или документ подтверждающий нетрудоспособность;
-документ, выданный полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, подтверждающий отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекции);
-документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации;
-квитанция об оплате госпошлины.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования Мхитарян С.В, анализируя решение Верховного Суда РФ от 20.01.2015 NАКПИ-1378, пришел к выводу о том, что выдача вида на жительство лицу, в отношении которого отменено решение о приобретении гражданства РФ, является безусловной и не предполагает подачу заявления установленной формы с приложением каких-либо документов.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Вместе с тем, по мнению заявителя кассационной жалобы, с выводами суда первой и апелляционной инстанции согласиться нельзя, поскольку они сделаны с нарушением норм материального права и без учета всех обстоятельств дела.
Порядок выдачи, форма заявления о выдаче вида на жительство, а также порядок подачи заявлений утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, а именно: Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной миграционной службы России от 22.04.2013 N 215 (далее - Административный регламент).
Пункт 120 указанного регламента на момент его утверждения был изложен в следующей редакции:
"Иностранному гражданину, в отношении которого отменено решение о приобретении гражданства Российской Федерации, вид на жительство выдается в порядке, установленном Административным регламентом, после получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом".
Решением Верховного Суда РФ от 20.01.2015 NАКПИ14-1378, был признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 120 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 22.04.2013 N 215, в части, предусматривающей выдачу вида на жительство иностранному гражданину, в отношении которого отменено решение о приобретении гражданства Российской Федерации, после получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
При этом в указанном решении Верховного Суда РФ не содержится положений о необходимости выдачи вида на жительство гражданину без подачи какого-либо пакета документов.
Приказом Федеральной миграционной службы от 26.06.2015 N 320 в соответствии с решением Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2015 N АКПИ14-1378 из пункта 120 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 22.04.2013 N 215, были исключены слова ", после получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом".
Таким образом, с 26.06.2015, пункт 120 был изложен в следующей редакции:
"Иностранному гражданину, в отношении которого отменено решение о приобретении гражданства Российской Федерации, вид на жительство выдается в порядке, установленном Административным регламентом".
Пунктом 21 Административного регламента в редакции, действовавшей на момент обращения Мхитаряна С.В. с заявлением о получении вида на жительство, было установлено, что для получения вида на жительство иностранный гражданин подает в территориальный орган Федеральной миграционной службы России (пункт 21):
21.1. Заявление (приложение N 3 к Административному регламенту) в двух экземплярах.
21.2. 4 личные фотографии, 2 из которых размещаются на заявлении по одной на каждом экземпляре, размером 35 x 45 мм в черно-белом или цветном исполнении с четким изображением лица анфас без головного убора. Лица без гражданства предоставляют 2 фотографии, которые размещаются на заявлении по одной на каждом экземпляре.
21.3. Документ, удостоверяющий личность.
21.4. Документ, подтверждающий наличие законного источника средств к существованию, позволяющего содержать себя в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность.
21.5. Документ, подтверждающий наличие жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если сведения, содержащиеся в нем, не находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.
21.6. Документ, выданный полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, подтверждающий отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. N 188, а также сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
21.7. Документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 31 Административного регламента указанные документы предоставляются в оригинале, которые подлежат возврату заявителю, а их копии и нотариально удостоверенный перевод на русский язык, предоставленные заявителем, приобщаются к заявлению.
Таким образом, оформление вида на жительство без непосредственного обращения иностранного гражданина с заявлением о выдаче вида на жительство, предоставления им необходимых документов, определяемых административным регламентом, и принятия по заявлению решения, не предусмотрено.
При приеме документов административного истца сотрудником Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю было установлено, что поданное Мхитарян С.В. заявление о получении вида на жительство не соответствует требованиям, установленным Административным регламентом, так как не приложен перечень необходимых документов, что является основанием для отказа в принятии заявления к рассмотрению.
Каких-либо нарушений порядка принятия оспариваемого решения судами не установлено.
В настоящее время Приказом МВД России от 09.11.2017 N846 утвержден новый Административный регламент МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в РФ. Пунктами 40-40.7 регламента установлен перечень документов, необходимых для предоставления иностранному гражданину для получения вида на жительства в случае отмены решения о приеме в гражданство Российской Федерации. Данное обстоятельство также подтверждает, что выдача вида на жительства не возможна без предоставления иностранным гражданином документов.
Кроме того, действующим законодательством предусмотрена возможность выдачи двух различных видов на жительство - вида на жительство иностранного гражданина и вида на жительство лица без гражданства. Вид на жительство лица без гражданства является документом, удостоверяющим его личность.
Как указывает кассатор в жалобе, ГУ МВД России по Ставропольскому краю лишено возможности установить, является ли Мхитарян С.В. в настоящее время гражданином иностранного государства или является лицом без гражданства, так как в силу обжалуемого решения суда не имеет права требовать от него каких-либо документов, и как следствие, не имеет право осуществлять обработку его персональных данных.
Допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права представляются существенными по смыслу статьи 328 КАС РФ.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах довод жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, вследствие чего, а также с учетом необходимости соблюдения разумных сроков судопроизводства, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 28.11.2017 подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд ином составе судей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 КАС РФ, президиум
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 28.11.2017 отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Председательствующий: О.А.Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.