Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Новоселовой Е.Г,
судей Сачкова А.Н, Скляр А.А,
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Соловьевой Людмилы Николаевны на решение Бийского городского суда Алтайского края от 21 декабря 2017 года
по делу по иску Соловьевой Людмилы Николаевны к Администрации города Бийска о признании незаконным решения жилищной комиссии об исключении из участников подпрограммы.
Заслушав доклад судьи Скляр А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Соловьева Л.Н. обратилась в суд с иском к Администрации города Бийска, в котором просила признать незаконным решение жилищной комиссии Администрации г.Бийска *** от 04.10.2017 года в части исключения ее внучки Х.А.Д, 07 января 2000 года рождения, из числа участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы по категории граждан, выехавших из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей. Возложить на Администрацию г.Бийска обязанность восстановить Х.А.Д. в состав участников категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
В обоснование заявленных исковых требований ссылалась на решение Восточного районного суда города Бийска от 28.07.2009, которым Х.А.Д. признана членом семьи Соловьевой Л.Н... проживающей по адресу: "адрес". Решение вступило в законную силу 10.08.2009.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 21 декабря 2017 года отказано в удовлетворении требований Соловьевой Л.Н. к Администрации г.Бийска о признании незаконным решения жилищной комиссии об исключении из участников подпрограммы.
С решением суда не согласилась истица Соловьева Л.Н, подала апелляционную жалобу, которой просит решение суда отменить и вынести новое об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Так, суд ошибочно не принял во внимание вступившее в законную силу решение Восточного районного суда Алтайского края от 28.07.2009, которым ее внучка признана членом ее семьи. Данное решение является обязательным для применения в рамках настоящего спора.
В апелляционной жалобе истица обращает внимание судебной коллегии на то, что в силу ст. 2 Федерального закона от 17.07.2011 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", данный закон вступает в силу с 01 января 2012 года.
Соловьева Л.Н. полагает, что внесенные в ст. 5 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" изменения, не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку были приняты уже после вынесения Восточным районным судом города Бийска решения от 28.07.2009, которым Х.А.Д. признан членом ее семьи.
В суде апелляционной инстанции Соловьева Л.Н, ее представитель Чемортан О.Е, третье лицо Д.С.Г. поддержали доводы апелляционной жалобы, просили ее удовлетворить.
Представитель ответчика Сагалеева Д.С. возражала против отмены решения суда, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Будучи надлежащим образом извещенными о дате и времени слушания дела, иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, в соответствии с ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав истицу, третье лицо, представителей истицы и ответчика, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как установлено судом и это подтверждается материалами настоящего гражданского дела, Соловьева Л.Н, являясь нуждающейся в улучшении жилищных условий из числа граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 05 декабря 1996 года, в 2002 году стала участником федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 года", предусматривающей социальные выплаты на приобретение жилья путем выдачи государственного сертификата.
Протоколом заседания жилищной комиссии от 29.07.2016 *** Соловьева Л.Н. была включена в число участников подпрограммы "выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2025 годы" в целях получения социальной выплаты составом семьи пять человек (т.2 л.д. 4).
Ежегодно Соловьева Л.Н. подавала заявление на имя главы Администрации г.Бийска с целью подтверждения ее права на получение субсидии, в котором указывала членов своей семьи: детей - С.А.Г, 1984 года рождения, С.С.Г. 1988 года рождения. С 2008 года Соловьева Л.Н. указывала членами своей семьи также дочь З.С.В, 1976 года рождения, и внучку Х.А.Д, 2000 года рождения.
Решением жилищной комиссии Администрации г.Бийска от 04 октября 2017 года исключены из числа участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" по категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей члены семьи Соловьевой Л.Н. дочь - З.С.В, сын С.А.Г. и внучка Х.А.Д, в соответствии с пп. 2 п. "г" п. 17 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N13 (в редакции от 28.07.2017) (т.1 л.д. 164-165).
Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17 декабря 2010 года утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы, в состав которой вошла подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", предполагающая оказание финансовой поддержки гражданам Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Во исполнение этой программы Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы".
Подпунктом "з" пункта 5 названных Правил среди лиц, обладающих правом на участие в указанной подпрограмме, обозначены граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Положениями части 6 статьи 5 указанного Федерального закона определено, что для его целей членами семьи гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.
Действительно, в данную норму изменения в части признания членами семьи гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии, только лиц, которые прибыли вместе с данным гражданином, были внесены только Федеральным законом от 17.07.2011 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В силу ст. 2 данного Федерального закона от 17.07.2011 N 212-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01 января 2012 года.
При разрешении настоящего спора суд первой инстанции правильно применил нормы материального права к спорным правоотношениям и указал, что в п. "г" п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы " Жилище " на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года N 153, также указано, что членами семьи гражданина-участника Подпрограммы признаются следующие граждане:
- прибывшие с гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина;
- другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, постоянно проживающие с данным гражданином и ведущие с ним общее хозяйство, если они по прежнему месту жительства были вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и вели с ним общее хозяйство;
- в исключительных случаях лица, прибывшие с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Таким образом, для включения членов семьи гражданина-участника Подпрограммы необходимо соблюдения двух условий: являться членом семьи и прибытие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства совместно с участником Подпрограммы.
Учитывая, что Соловьева Л.Н. 21 июня 2016 года обратилась с заявлением о признании ее участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2025 годы", то на нее в полной мере распространялись нормы законодательства, изложенные в редакции Федерального закона от 17.07.2011. При этом, не имеют правового значения и не могут повлиять на иной исход настоящего спора то обстоятельство, что решение о признании Х.А.Д. членом семьи Соловьевой Л.Н. было вынесено судом в 2009 году (т.2 л.д. 6).
При разрешении настоящего спора судебная коллегия также обращает внимание на положения п. 12 Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утв. Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, согласно которому размер социальной выплаты, который зависит, в том числе, и от количества членов семьи, рассчитывается на дату выдачи сертификата, но не на дату постановки на очередь на получение субсидии.
Поскольку в ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции было установлено, что Соловьева Л.Н. выехала из района крайнего Севера и приравненных к ней местностей до рождения внучки Х.А.Д, последняя до 2008 года не состояла на регистрационном учете, фактически проживала со своей матерью З.С.В. отдельно от истицы, то суд правильно отказал в признании незаконным решения жилищной комиссии об исключении из числа участников подпрограммы семьи Соловьевой Л.Н. внучки Х.А.Д.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Соловьевой Людмилы Николаевны на решение Бийского городского суда Алтайского края от 21 декабря 2017 года оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.