Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мугиновой Р.Х.
судей Портновой Л.В.
Фархиуллиной О.Р.
С участием прокурора Муратовой Е.М.
при секретаре Рахматуллине И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Белорецкий район на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от дата года, которым постановлено:
Исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах Кузиковой Марины Сергеевны к Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан предоставить Кузиковой Марине Сергеевне, дата года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Белорецкий межрайонный прокурор РБ в интересах Кузиковой М.С. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района Белорецкий район РБ об устранении нарушений жилищного законодательства. по тем основаниям, что постановлением главы администрации муниципального района Белорецкий район N N... от дата года она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, муниципального района Белорецкий район РБ. В нарушение требований действующего законодательства Кузиковой М.С. ответчиком жилое помещение не предоставлено, тем самым грубо нарушены ее жилищные права.
Просит обязать администрацию муниципального района Белорецкий район РБ предоставить Кузиковой М.С, дата года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Суд вынес вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан просит решение отменить в виду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора, полагавшего, что решение суда законно и обоснованно, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Специальным законом, определяющим общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона определено, что такой категории граждан органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В целях реализации названных выше полномочий органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц (пункт 3 этой же нормы).
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, содержит указание на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Из приведенных предписаний федерального законодательства следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться указанным гражданам именно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, то есть после обращения с соответствующим заявлением незамедлительно.
В соответствии с частью 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 14.2 ч. 2 ст. 26.3 N 184-ФЗ от 06.10.1999 обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, содержит указание на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством РБ и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Пунктом 1 статьи 1 Закона РБ от 28.12.2005 N 260-з (в редакции от 18 сентября 2015 г.) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
В соответствии со ст. 8 закона РБ от 27.10.1998 N 188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Кузикова М.С. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, с дальнейшим включением в список на предоставлении жилой площади по договору специализированного найма, что также подтверждается постановлением главы Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан N 473 от дата года. (л.д.5).
Судом установлено, что Кузикова М.С. родилась дата года, что подтверждается свидетельством о рождении (повторного) 1-СП N N... от дата года. (л.д.13).
Постановлением главы администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан N N... от дата года постановлено закрепить за Кузиковой М.С. право пользования жилым помещением по адресу: адрес. (л.д.20)
В свидетельстве о рождении 1 N... от дата года матерью ребенка указана - Кузикова Нина Сергеевна, отцом ребенка указан - Кузиков Сергей Николаевич.
Решением Белорецкого городского суда РБ от дата года Ермилова Нина Сергеевна, дата года рождения, лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней Кузиковой М.С, дата г.р, несовершеннолетняя Кузикова М.С, дата г.р, передана на попечение органов опеки и попечительства. Решение суда вступило в законную силу дата года.
Сведений об отце Кузиковой М.С. в материалах дела не имеется.
Таким образом, Кузикова М.С. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на получение во внеочередном порядке жилого помещения.
Из уведомления об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N N... от дата года усматривается, что в отношении правообладателя Кузиковой М.С. запрашиваемая информация отсутствует.
Согласно справки Белорецкого филиала Государственного унитарного предприятия Бюро технической инвентаризации РБ N N... от дата года, Кузикова М.С. по материалам филиала на территории район Белорецкий, г. Белорецк, собственником объектов недвижимости не установлена.
дата года постановлением главы администрации муниципального района Белорецкий район РБ за N N... Кузикова М.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.
Заключением межведомственной комиссии N N... от дата года о признании факта невозможности проживания Кузиковой Марины Сергеевны, дата г.р. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: адрес 15 признан факт невозможности проживания Кузиковой М.М. по адресу: адрес. (л.д.10-11).
Согласно справки Белорецкого филиала Государственного унитарного предприятия Бюро технической инвентаризации РБ N N... от дата года, Кузикова М.С. по материалам филиала на территории р-н Белорецкий, г. Белорецк, собственником объектов недвижимости не установлена.
Постановлением главы администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан N N... от дата года Кузиковой М.С, Кузикову Н.С. выделены путевки для устройства в детский дом несовершеннолетних. (л.д.19)
Таким образом, с учетом, установленных по делу обстоятельств Кузикова М.С, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящая на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, имеет право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма.
Кузикова М.С. не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, собственного жилья не имеет, с момента окончания образовательного учреждения до настоящего времени Администрацией муниципального района Белорецкий район РБ не предоставлено благоустроенное жилое помещение, в связи, с чем нарушены жилищные права Кузиковой М.С, которая имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства. Последняя состоит в очереди на получение жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в силу приведенных норм закона предоставление жилых помещений детям-сиротам является обязательством администрации муниципального района Белорецкий район РБ.
При этом суд правильно не принял во внимание доводы администрации о недостаточности финансирования и наличии очередности в предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, поскольку сами по себе эти обстоятельства не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований, так как не влияют на правовые основания разрешения спора. Право Кузиковой М.С. на данную меру государственной поддержки никем не оспаривается.
Положениями п. 7 ст. 1 Закона РБ от 28 декабря 2005 года N 260-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями РБ: по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Таким образом, государственные полномочия РБ по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, были переданы в установленном порядке администрации муниципального района Белорецкий район РБ.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении решением суда прав и законных интересов иных лиц не состоятельны. По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилого фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Кроме того предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Принимая во внимание, что у администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан имеется неисполненное обязательство по обеспечению жильем по договору специализированного найма жилого помещения, суд правомерно обязал ответчика обеспечить Кузикову М.С. благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения по окончании обучения.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют правовую позицию администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, выраженную в суде первой инстанции, и не могут повлечь отмену решения в силу того, что постановленное решение не предполагает предоставление Кузиковой М.С. жилого помещения за пределами предоставленного органу местного самоуправления на данные цели финансирования либо в первоочередном порядке в нарушение существующей очереди.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановилзаконное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.329-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от дата года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации муниципального района Белорецкий район - без удовлетворения.
Председательствующий Мугинова Р.Х.
Судьи Портнова Л.В.
Фархиуллина О.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.