Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Фроловой Т.Е,
судей Васильевой Г.Ф,
Родионовой С.Р,
при секретаре Хамитовой Г.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Осокина Ф.С. к администрации городского округа адрес Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок, по апелляционной жалобе Осокиной Ф.С. на решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от 16 января 2018 г.
Заслушав доклад судьи Родионовой С.Р, объяснения Осокиной Ф.С, ее представителя - Тупляковой Г.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Осокина Ф.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском. В обоснование иска указала, что она обратилась в администрацию ГО адрес Республики Башкортостан с заявлением о разрешении на приватизацию садового участка, находящегося по адресу: адрес, садовое товарищество "Шакша" N.., на которое был получен отказ в связи с тем, что данный земельный участок относится к категории земель, ограниченных в обороте.
Осокина Ф.С. указывает, что садоводческому товариществу "Шакша" на основании Государственного Акта на право владения, постоянного пользования землей предоставлено 2,98 га земли, в том числе в постоянное пользование 2,98 га, в границах указанных на чертеже для садоводства.
Постановлением мэра адрес от дата садоводческому товариществу "Шакша" передано в постоянное пользование, занимаемый земельный участок на общей площади 2,98 га, отведенный решением исполкома Уфимского райсовета дата из земель госземфонда Шакшинского поссовета.
Истица считает отказ ответчика в приватизации земельного участка незаконным.
Просила суд признать за ней право собственности на земельный участок N.., кадастровый N...
Определением Калининского районного суда адрес РБ от дата к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление по земельным и имущественным отношениям администрации ГО адрес Республики Башкортостан и МУП "Уфаводоканал".
Решением Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата в удовлетворении исковых требований Осокиной Ф.С. отказано.
Не согласившись с данным решением, Осокина Ф.С. в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что СНО "Шакша" было создано на базе СТ "Шакша", то есть образовано до введения в действие Земельного кодекса РФ, поэтому ее требования обоснованны.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, по следующим основаниям.
Суд первой инстанции при вынесении решения верно указал, что в силу ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно ч. 1 ст. 56 ЗК РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании ч. 4 ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.
К данному заявлению прилагаются следующие документы:
- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
- заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
Из материалов дела следует, что садоводческому товариществу "Шакша" на основании Государственного Акта на право владения, постоянного пользования землей предоставлено 2,98 гектаров земли, в том числе в постоянное пользование 2,98 гектаров, в границах указанных на чертеже для садоводства.
Постановлением мэра адрес Республики Башкортостан от дата садоводческому товариществу "Шакша" передано в постоянное пользование, занимаемый земельный участок на общей площади 2,98 га, отведенный решением исполкома Уфимского райсовета дата из земель госземфонда Шакшинского поссовета.
Согласно справке СНО "Шакша" от дата Осокина Ф.С. является его членом и за ней закреплен земельный участок N... площадью 489 кв.м. Задолженность по членским взносам и электроэнергии отсутствует.
дата истица обратилась в Управление земельных и имущественных отношений администрации ГО адрес с заявлением о разрешении приватизации земельного участка N.., кадастровый N.., расположенного в СТ "Шакша" адрес.
дата УЗиИО администрации ГО адрес письмом отказало истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность по причине нахождения испрашиваемого земельного участка во 2 поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения адрес.
Из сообщения МУП "Уфаводоканал" от дата следует, что испрашиваемый земельный участок N.., кадастровый N... расположен на территории второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения адрес и в связи с чем, данный земельный участок является ограниченным в обороте.
Согласно ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с ч. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Согласно ст. 27 ЗК РФ к земельным участкам, изъятым из оборота, которые не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, относятся земельные участки, в том числе, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В соответствии со ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации и ст. 18 ФЗ РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Часть 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ предусматривает, что запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорией общего пользования.
В соответствии с пунктом 2.3.2.4 СанПиН 2. дата-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от дата N.., боковые границы второго пояса зон санитарной охраны должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м от уреза воды при летне-осенней межени при равнинном рельефе местности; при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне, но не менее 1000 м - при крутом.
На основании ст. 1 ФЗ от дата N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарными правилами.
При этом вышеназванный Федеральный закон от дата N 59-ФЗ не содержит положений о признании утратившими силу ранее изданных актов, устанавливающих границы зон санитарной охраны, а лишь предусматривает иной порядок установления таких зон.
В соответствии с положениями Санитарных правил и нормами "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2. дата-02", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации дата N.., СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (пункт 1.2 Правил).
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников (пункт 1.4 Правил).
В соответствии с п. 2.3.2.1 СанПиН 2. дата-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от дата N.., границы второго пояса зон санитарной охраны водотоков (реки, канала) и водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий.
Следовательно, зоны санитарной охраны источников водоснабжения определяются не только в зависимости от расстояния до ближайшего уреза воды, но и в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий.
Кроме того, согласно ст. 94 ЗК РФ, земли рекреационного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного пользования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
В соответствии с ч. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В силу п. 1, 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, а также в пределах лесного фонда ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Границы второго пояса зоны санитарной охраны, установленные распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан N... -р от дата, до настоящего времени не изменены.
Спорный земельный участок в силу п. 8 ст. 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", п. 2 ст. 27 ЗК РФ не подлежит приватизации, поскольку находится во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей, питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рекреационной зоне, соответственно в силу действующего законодательства спорный земельный участок относится к категории земель, ограниченных в обороте, имеющих особый правовой режим, что является основанием, препятствующим возможности приобретения спорного земельного участка в собственность истца в порядке статьи 36 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановилзаконное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 198-199, 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от 16 января 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Осокиной Ф.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.Е. Фролова
Судьи Г.Ф. Васильева
С.Р. Родионова
Справка: судья Сафиуллина Н.Ш.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.