Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Крыгиной Т.Ф.
судей Гильмановой О.В.
Нурмухаметовой Р.Р.
при секретаре Рахматуллине И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя Правительства Республики Башкортостан ФИО3, представителя Министерства здравоохранения Республики Башкортостан ФИО2 на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 26 декабря 2017 года, которым постановлено:
исковое заявление прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан в интересах ФИО1 и неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан, Министерство здравоохранения РБ, ГБУЗ "Бурзянская Центральная районная больница" об обеспечении лекарственным препаратом, удовлетворить частично.
Обязать ГБУЗ "Бурзянская ЦРБ" и Министерство здравоохранения Республики Башкортостан организовать медицинскую эвакуацию, то есть перевозку ФИО1 на программный гемодиализ непосредственно из ее места проживания из д. адрес до места проведения программного гемодиализа и по окончании процедур обеспечить ее доставку к месту проживания в д. адрес, по графику согласно назначению лечащего врача, до принятия решения врачом об отсутствии необходимости проведения гемодиализа.
Обязать Правительство Республики Башкортостан и Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обеспечить ГБУЗ "Бурзянская ЦРБ" по их заявке на второе полугодие 2017 года 17 наименованиями Инсулина Гларгин, Лантус СолоСтар, раствор для подкожного ведения, 100 ЕД/мл 3 N 5, корт, в шприц ручках СолоСтар, Санофи-Авентис Восток ЗАО.
В остальной части требований прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан, отказать.
Заслушав доклад судьи Крыгиной Т.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Бурзянского района Республики Башкортостан в интересах ФИО1 и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Правительству Республики Башкортостан, Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, ГБУЗ "Бурзянская центральная районная больница" об обеспечении лекарственным препаратом.
В обоснование своих требований указал на то, что прокуратурой Бурзянского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране здоровья граждан в РФ в связи с поступившим обращением ФИО1 и заданием прокуратуры Республики Башкортостан, в ходе которой установлены нарушения требований закона в связи с не обеспечением доставки больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно.
ФИО1 является.., болеет... ФИО1 назначено проведение гемодиализа, которое проводится в ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ. Между тем, в нарушение приказа Министерства Здравоохранения РБ от 16.04.2014 N 1089-Д "О совершенствовании организации медицинской помощи больным с почечной недостаточностью в Республике Башкортостан" Министерством здравоохранения РБ не обеспечена перевозка пациента непосредственно из места ее проживания, что в свою очередь привело к дополнительным материальным расходам с ее стороны, перемещение больной в необорудованном транспорте.
Просит обязать ГБУЗ "Бурзянская ЦРБ" и Министерство здравоохранения Республики Башкортостан организовать медицинскую эвакуацию, то есть перевозку ФИО1 на программный гемодиализ непосредственно из ее места проживания из адрес до места проведения программного гемодиализа и по окончании процедур обеспечить ее доставку к месту проживания в адрес, по графику согласно назначению лечащего врача, до принятия решения врачом об отсутствии необходимости проведения гемодиализа.
Также, на основании поступившего поручения из прокуратуры республики проведена проверка соблюдения требований законодательства о лекарственном обеспечении.
В ходе проверки проведенной в ГБУЗ "Бурзянская ЦРБ" выявлено, что Бурзянским ЦРБ на второе полугодие заявлено 33 наименования Инсулина Гларгин, Лантус СолоСтар, раствор для подкожного ведения, 100 ЕД/мл 3 N 5, корт, в шприц ручках СолоСтар, Санофи-Авентис Восток ЗАО. Между тем, на сегодняшний день поступили только 2 наименования вышеуказанного лекарственного средства, не обеспечено наличие 29 лекарственных средств по вышеуказанному перечню, что в свою очередь также приведет к неисполнению рецептов выданных лечащими врачами.
В связи с чем, прокуратура Бурзянского района РБ просит обязать Правительство Республики Башкортостан и Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обеспечить ГБУЗ "Бурзянская ЦРБ" по их заявке на второе полугодие 2017 года 29 наименованиями Инсулина Гларгин, Лантус СолоСтар, раствор для подкожного ведения, 100 ЕД/мл 3 N 5, корт, в шприц ручках СолоСтар, Санофи-Авентис Восток ЗАО.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Республики Башкортостан просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывает, что организация доставки пациентов к месту получения медицинских услуг к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья не относится. В структуру действующих тарифов на оплату медицинской помощи не включены расходы на транспортные услуги гражданам, нуждающимся в проведении гемодиализа и диализа до места получения медицинской услуги.
В апелляционной жалобе Правительство Республики Башкортостан просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывает, что Правительство Республики Башкортостан не является надлежащим ответчиком по делу
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО1, полагавшую решение суда законным и обоснованным, прокурора Муратову Е.М, полагавшую оставить решение суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 является.., болеет сахарным диабетом, что подтверждается справкой серии МСЭ-2007 N... от дата и удостоверением N...
Согласно справке ГБУЗ Бурзянская ЦРБ N... от дата ФИО1 поставлена на учет с диагнозом.., назначено проведение гемодиализа, которое проводится в ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ.
адрес РБ, в ходе проведенной проверки по жалобе ФИО1 выявлено, что в нарушение приказа Министерства Здравоохранения РБ от дата N... -Д "О совершенствовании организации медицинской помощи больным с почечной недостаточностью в адрес" Министерством здравоохранения РБ не обеспечена ее перевозка непосредственно из места проживания ФИО1, что нарушает права пациента на предоставления государством гарантий на получение медицинской помощи, к перемещению больной в необорудованном транспорте, а также приводит к дополнительным материальным расходам со стороны истца.
Установлен факт отсутствия регулярного транспортного сообщения между местом проведения программного гемодиализа и адрес, где проживает истица.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из нуждаемости ФИО1 по жизненным показаниям к Программной гемодиализу по графику, согласно представленным выпискам из карт данных пациентов, следует, что Министерство здравоохранения РБ должно организовать и обеспечить транспортировки указанных лиц до места получения указанными лицами медицинской помощи.
В связи с чем, Министерство здравоохранения РБ должно организовать и обеспечить транспортировку (перевозку) ФИО1 непосредственно из ее места проживания из адрес до места проведения программного гемодиализа и по окончании процедур обеспечить ее доставку к месту проживания в адрес по графику согласно назначению лечащего врача, до принятия решения врачом об отсутствии необходимости проведения гемодиализа.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (статья 41 часть 1).
Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Одним из принципов охраны здоровья, в силу п. 6 ст. 4 Федерального закона N 323-ФЗ, является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; (ст. 10)
Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона N 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п. п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи.
Частью 1 статьи 81 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрено, что в целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В соответствии со ст. 81 Федерального закона N 323-ФЗ Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.12.2016г. N 537 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 г.г.
Транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не относясь непосредственно к медицинской услуге, в то же время является составной частью мероприятия по ее оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа, то есть охватывается понятием медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи.
В соответствии с ч. 2 ст. 83 Федерального закона N 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); 3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); 4) иных источников в соответствии с законом.
Пунктом 3.30 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09 июля 2014 года N 310 (ред. от 29.12.2016), функции по организации деятельности по оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения по предоставлению специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, по медицинской реабилитации и долечиванию в санаторно-курортных организациях, возложены на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.
Тем самым, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является уполномоченным органом, который организует оказание данной специализированной помощи в медицинских учреждениях для жителей Республики Башкортостан и обеспечивает ее доступность для граждан.
Действительно, заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов, при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи.
Вместе с тем в соответствии с частями 3 и 4 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования за счет платежей субъектов Российской Федерации, уплачиваемых в бюджет территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 года N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" установлены случаи медицинской эвакуации пациентов выездными бригадами скорой медицинской помощи в медицинские организации для дальнейшего оказания им медицинской помощи, а также поводы для вызова скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной форме, распространяющиеся в том числе на медицинскую помощь пациентам с хронической почечной недостаточностью.
Расходы, связанные с медицинской эвакуацией застрахованных лиц бригадами скорой медицинской помощи, включаются в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 13 августа 2002 N 254 "О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации" диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества.
Согласно п. 1, 6 Положения об организации деятельности отделения диализа, утвержденного названным приказом, отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо- и перитонеального диализа. Проведение заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения.
Специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу. Следовательно, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа.
Таким образом, транспортировка больных хронической почечной недостаточностью в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде заместительной терапии методом программного гемодиализа, является в данном случае составляющей частью мероприятия по ее оказанию, в силу чего обязанность по организации и обеспечению бесплатной медицинской услуги по транспортировке больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа, должно быть возложено на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда об удовлетворении исковых требований прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан в интересах ФИО1 к ГБУЗ "Бурзянская ЦРБ" и Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обязании организовать медицинскую эвакуацию, то есть перевозку ФИО1 на программный гемодиализ непосредственно из ее места проживания из д. адрес до места проведения программного гемодиализа и по окончании процедур обеспечить ее доставку к месту проживания в д. адрес, по графику согласно назначению лечащего врача, до принятия решения врачом об отсутствии необходимости проведения гемодиализа, законным и обоснованным.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части удовлетворения исковых требований прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан, Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обеспечении ГБУЗ "Бурзянская ЦРБ" по их заявке на второе полугодие 2017 года 17 наименованиями Инсулина Гларгин, Лантус СолоСтар, раствор для подкожного ведения, 100 ЕД/мл 3 N 5, корт, в шприц ручках СолоСтар, Санофи-Авентис Восток ЗАО.
В соответствии с положениями вышеназванных норм право на получение жизненно необходимых лекарственных препаратов имеют не все лица, а те, которые нуждаются в них. При этом нуждаемость подтверждается заключением врачебных комиссий, рецептами на лекарственный препарат.
Однако прокурором Бурзянского района РБ доказательств нуждаемости определенного круга лиц в указанных лекарственных препаратах не представлены.
Более того, судом не учтено, что отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения осуществляется аптечными учреждениями, а не ГБУЗ "Бурзянская ЦРБ". В соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что лица в случае нуждаемости имеют право на бесплатное получение жизненно необходимых лекарственных препаратов, которые осуществляются на основании выписанных рецептов.
Таким образом, круг лиц, в защиту которых может быть подано заявление прокурора, является определенным, в то время как под неопределенным кругом лиц следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
При таких обстоятельствах, в силу положений ст. 45 ГПК РФ прокурор был вправе обратиться в суд лишь в интересах конкретного лица, имеющего право на бесплатное лекарственное обеспечение, и права которого были нарушены, а не в интересах неопределенного круга лиц. Исковые требования прокурора в заявленном виде, удовлетворенные судом первой инстанции, не восстанавливают нарушенных прав ФИО1
Следовательно, исковое заявление подано прокурором, не имеющим полномочий на предъявление иска в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 4 ст. 135 ГПК РФ судья возвращает исковое заявление в случае, если исковое заявление не подписано или исковое заявление подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в суд.
Согласно абз. 4 ст. 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска;
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с оставлением искового заявления прокурора, поданного в интересах неопределенного круга лиц, без рассмотрения.
После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, заинтересованное лицо вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке.
Руководствуясь ст. ст. 222, 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 26 декабря 2017 года отменить в части удовлетворения исковых требований прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан и Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обеспечении ГБУЗ "Бурзянская ЦРБ" по их заявке на второе полугодие 2017 года 17 наименованиями Инсулина Гларгин, Лантус СолоСтар, раствор для подкожного ведения, 100 ЕД/мл 3 N 5, корт, в шприц ручках СолоСтар, Санофи-Авентис Восток ЗАО.
В отмененной части вынести новое решение.
Исковые требования прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан и Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обязании обеспечить ГБУЗ "Бурзянская ЦРБ" по их заявке на второе полугодие 2017 года 17 наименованиями Инсулина Гларгин, Лантус СолоСтар, раствор для подкожного ведения, 100 ЕД/мл 3 N 5, корт, в шприц ручках СолоСтар, Санофи-Авентис Восток ЗАО - оставить без рассмотрения.
В остальной части решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 26 декабря 2017 года оставить без изменения.
Председательствующий Крыгина Т.Ф.
Судьи Гильманова О.В.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.