Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Науширбановой З.А.
судей Куловой Г.Р. и Хакимова А.Р.
при секретаре Кабировой Л.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Маматовой Р.А. к Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан об обжаловании отказа в предоставлении земельного участка по гараж, по апелляционной жалобе Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 ноября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р, объяснения представителя Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа РБ Ташбулатовой Г.Х, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Маматовой Р.А. и ее представителя Красновой А.А, судебная коллегия
установила:
Маматова Р. А. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации ГО город Уфа, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан об обжаловании отказа в предоставлении земельного участка под гараж.
В обоснование иска указано, что она является инвалидом второй группы, страдает заболеванием позвоночника, в результате чего у нее нарушена функция опорно-двигательного аппарата. Для облегчения передвижения Махмутова Р.А. приобрела в собственность автомобиль, которым управляет ее сын. В дата для обслуживания металлического гаража по договору аренды от дата N... Маматовой Р.А. был предоставлен земельный участок кадастровый номер... по адресу: адрес, у жилого дома N... Срок аренды - 3 года. В дата договор аренды расторгнут в связи с истечением срока.
дата истец обратилась в Администрацию ГО г.Уфа с просьбой выделить под гараж земельный участок, максимально приближенный к ее месту жительства, возобновить договор аренды. Однако письмом от дата. N... Маматовой Р.А. было отказано по формальным основаниям в предоставлении испрашиваемого земельного участка. В дальнейшем, несмотря на обращения истицы, договор аренды не был возобновлен.
Данный отказ считает незаконным и препятствующим реализации права на приобретение земельного участка в аренду.
Просила суд признать отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа РБ о выделении земельного участка под гараж, изложенных в письме от дата N.., незаконным. Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить вне очереди инвалиду второй группы Маматовой Р.А. земельный участок для размещения металлического гаража по адресу: адрес, рядом с жилым домом N.., с оформлением договора аренды.
Решением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 27 ноября 2017 года постановлено:
Исковое заявление Маматовой Р.А. к Администрации ГО город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа РБ об обжаловании отказа в предоставлении земельного участка под гараж, удовлетворить.
Признать отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа РБ о выделении земельного участка под гараж, изложенных в письме от дата N.., незаконным.
Обязать Администрацию ГО город Уфа Управления земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан рассмотреть обращение инвалида второй группы Маматовой Р.А. в соответствии с действующим законодательством.
В апелляционной жалобе представитель Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа РБ просит решение отменить, считает его незаконным, ссылаясь на отсутствие оснований для предоставления земельного участка, поскольку не представлено водительское удостоверение инвалида либо лица, которому доверено управлять автомобилем, выданным бесплатно Министерством социальной защиты населения Республики Башкортостан.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 6 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 59-62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемое решение суда указанным требованиям закона не соответствует.
Приходя к выводу об удовлетворении иска, суд указал, что законом не предусмотрено, что автомобилем должен управлять сам инвалид, водительское же удостоверение на другое лицо истцом суду представлено.
Между тем, с данными выводами суда согласиться нельзя.
Как установлено судом, Маматова Р.А. является инвалидом второй группы, страдает заболеванием позвоночника, в результате чего у нее нарушена функция опорно-двигательного аппарата. Для облегчения передвижения Маматова Р.А. самостоятельно приобрела в собственность автомобиль, которым управляет ее сын. В дата для обслуживания металлического гаража по договору аренды от дата N... Маматовой Р.А. ранее был предоставлен земельный участок кадастровый N... по адресу: адрес, у жилого адрес для обслуживания металлического гаража. Срок аренды с дата по дата В последующем договор аренды на новый срок не заключался.
дата Маматова Р.А. обратилась в Администрацию ГО г.Уфа с просьбой выделить для размещения гаража земельный участок, максимально приближенный к месту жительства, возобновить договор аренды. Письмом от дата N... истцу было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду со ссылкой на предыдущий ответ от дата
Согласно ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г. N180-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляется инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторые законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 63), в статью 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" внесены изменения, согласно которым с 1 января 2005 года из перечня технических средств реабилитации инвалидов средства для передвижения инвалидов исключены.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно п. 1 ст. 25 Земельного Кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого отказа) установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 данного Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Пунктом 1 комментируемой статьи поэтапно описана процедура предоставления земельных участков, в том числе, на праве аренды без проведения торгов.
В Республике Башкортостан действуют принятые в соответствии с вышеназванным Федеральным законом Закон Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 г. N 130-з "О социальной поддержке инвалидов в Республике Башкортостан" и иные нормативные правовые акты.
С учетом ограниченных физических возможностей инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата Указом Президента Республики Башкортостан от 6 января 1994 г. N УП-1 "О мерах по социальной защите ветеранов войны и инвалидов" предусматривается выделение этой категории инвалидов для строительства гаража земельных участков, максимально приближенных к их месту жительства (абз.3 п.9).
В целях реализации названного Указа Президента Республики Башкортостан Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 7 сентября 2006 г. N 4410 утверждено Временное положение, абз. 1 п. 2.1 которого предусматривает, что "Земельные участки под установку временных гаражей инвалидов предоставляются вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных, противопожарных, санитарно-эпидемиологических и иных норм следующим категориям граждан: инвалидам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; детям-инвалидам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата".
В обоснование требований об обязании предоставить земельный участок в аренду для установки металлического гаража, истица ссылается на полученное ею градостроительное заключение N... от дата, согласно которому предоставление земельного участка для установки металлического гаража необходимо производить на условиях временного движимого объекта в установленном законом порядке, при условии согласования с органами местного самоуправления (л.д. 15).
При этом, в примечании к заключению указано на то, что заключение по условиям размещения объекта является документом, представляемым землепользователю для получения необходимых согласований и дальнейшего оформления разрешительных документов в установленном порядке. Заключение не дает право на производство строительных работ, использование территории и ведения на ней хозяйственной деятельности. Данное заключение действительно в течение одного года.
Таким образом, указанное градостроительное заключение не может служить основанием для предоставления земельного участка, поскольку содержит указание на необходимость согласования предоставления земельного участка с органами местного самоуправления и согласуется с требованиями, изложенными в пункте ст. 39.14 ЗК РФ.
Возложение на Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа РБ обязанности предоставления земельного участка согласно представленному истицей градостроительному заключению влечет нарушение предусмотренных законом процедур распоряжения и предоставления земельных участков, в том числе для отдельной категории граждан с целью обеспечения их местами для строительства гаража или стоянки технических и других средств передвижения.
Как следует из представленных истицей ответов компетентных органов, фактически отказ обусловлен несоблюдением порядка обращения и представления установленных законом документов.
Судебная коллегия исходит из того, что наличие в ст.15 Федерального закона N 181-ФЗ обязанности органов власти по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, не предоставляет инвалидам право на самовольное занятие земельного участка, поскольку истцом подтверждающих законные основания использования земельного участка для установки металлического гаража представлено не было.
Кроме того, разъясняя практику разрешения судебных споров по применению части шестой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 13 сентября 2006 года N5-Г06-84 указал, что данная норма распространяется лишь на инвалидов, вставших до 01 января 2005 года на учет в органах социальной защиты населения для получения автомобиля, и применяется с учетом требований, установленных статьей 11.1 данного Федерального закона для инвалидов, получивших автомототранспорт как техническое средство реабилитации инвалида через органы социальной защиты в бесплатное пользование при установлении медицинских показаний в целях компенсации и устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Как видно из материалов дела, Маматова Р.А. не имеет в пользовании техническое средство передвижения, предоставленное в порядке статьи 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", при этом, автомобиль находится в ее личной собственности.
Таким образом, отказ ответчика, выраженный в письме N... Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа, соответствует нормативным правовым актам и не может быть признан незаконным.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 27 ноября 2017 года отменить, принять новое решение.
В удовлетворении административного иска Маматовой Розы Ахметовны к Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, отказать.
Председательствующий
Судьи
Справка судья Сунгатуллин А.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.