Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Науширбановой З.А,
судей Куловой Г.Р. и Хакимова А.Р..
при секретаре Рахматуллине И.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Куприяновой И.А. к Администрации МР Уфимский район Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду без торгов земельного участка и обязании заключить договор аренды земельного участка, по апелляционной жалобе Администрации МР Уфимский район Республики Башкортостан на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 19 декабря 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р, представителя Администрации МР Уфимский район Республики Башкортостан Хасанову Г.Д, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Куприяновой И.А. - Шарафутдиновой Х.Р, судебная коллегия
установила:
Куприянова И.А. обратилась в суд с иском к Администрации МР Уфимский район Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду без торгов земельного участка и обязании заключить договор аренды земельного участка.
В обоснование иска указала, что дата Куприянова И.А. обратилась в МАУ "Управление землеустройства, архитектуры и строительства МР Уфимский район Республики Башкортостан" с заявлением о подготовке межевого плана земельного участка, расположенного по адресу: адрес, для ведения огородничества, ориентировочной площадью 1 700 кв.м.
Постановлением Администрации МР Уфимский район Республики Башкортостан N... от дата утверждена схема расположения земельного участка с условным кадастровым номером.., площадью 1 695 кв.м, с видом разрешенного использования "огородничество", из категории земель - "земли населенных пунктов", в территориальной зоне "Ж-1", расположенного: адрес, на кадастровом плане территории, согласно приложению к настоящему постановлению.
дата указанный выше земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером.., площадью 1 695 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - огородничество, адрес: адрес
дата Куприянова И.А. обратилась с заявлением на имя главы администрации МР Уфимский район Республики Башкортостан о предоставлении указанного земельного участка в аренду без проведения торгов для ведения городничества, на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
На свое заявление Куприянова И.А. получила отказ, изложенный в письме N... от дата. Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером.., площадью 1 695 кв.м, с разрешенным видом использования "для ведения огородничества" расположен в территориальной зоне "Ж-1", а предоставление данного вида разрешенного использования в указанной территориальной зоне недопустимо.
С данным отказом Администрации МР Уфимский район Республики Башкортостан Куприянова И.А. не согласна, считает его незаконным, поскольку ответ не содержит ссылку ни на один из пунктов статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации
дата решением Совета сельского поселения Булгаковский сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан N... утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Булгаковский сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан. Согласно статье 51 указанных Правил, в зоне "Ж-1" предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка - огородничество.
Истица просила суд признать незаконным отказ Администрации МР Уфимский район Республики Башкортостан в предоставлении в аренду без торгов земельного участка кадастровый номер.., площадью 1 695 кв.м, расположенного по адресу: адрес, разрешенное использование - для ведения огородничества, изложенный в письме N... от дата; обязать Администрацию МР Уфимский район Республики Башкортостан в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером.., площадью 1 695 кв.м, расположенного по адресу: адрес, разрешенное использование - для ведения огородничества и направить его Куприяновой И.А. с предложением о заключении соответствующего договора.
Судом административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 19 декабря 2017 года постановлено:
Административное исковое заявление Куприяновой И.А. удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным отказ Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в предоставлении в аренду без торгов земельного участка кадастровый номер.., площадью 1 695 кв.м, расположенного по адресу: адрес разрешенное использование - для ведения огородничества, изложенный в письме N... от дата.
Обязать Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером N.., площадью 1 695 кв.м, расположенного по адресу: адрес, разрешенное использование - для ведения огородничества и направить его Куприяновой И.А. с предложением о заключении соответствующего договора.
В апелляционной жалобе Администрация МР Уфимский район Республики Башкортостан просит решение отменить, считает его незаконным, указав, что заключение договора аренды спорного земельного участка нарушает нормы действующего законодательства.
В судебное заседание иные лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судом установлено, что дата истец обратилась с заявлением на имя главы Администрации МР Уфимский район Республики Башкортостан о предоставлении указанного земельного участка в аренду без проведения торгов для ведения огородничества, на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ответа Администрации МР Уфимский район Республики Башкортостан от дата N.., испрашиваемый земельный участок располагается в зоне Ж-1, а предоставление данного вида разрешенного использования в указанной территориальной зоне не допускается.
дата Решением Совета сельского поселения Булгаковский сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан N... утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Булгаковский сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан.
Согласно статье 51 указанных Правил, в зоне Ж-1 предусмотрен вид разрешенного использования - огородничество.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что установленных законом оснований для отказа в предоставления земельного участка на праве аренды администрацией МР Уфимский район Республики Башкортостан не имеется.
Однако, с указанными выводами суда судебная коллегия не может согласиться.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации перечислены основания отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Иных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, кроме указанных выше, земельным законодательством не предусмотрено.
Руководствуясь частью 2 статьи 33, пунктом 4 статьи 34, статьей 39.6, пунктом 2 части 8 статьи 39.15, частью 1 статьи 39.16, статьями 83, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", судебная коллегия пришла выводу, что отказ в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка является правомерным, так как в данном случае истица претендует на земельный участок для ведения огородничества, расположенный по адресу: адрес, однако действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления органом местного самоуправления земельных участков частным лицам для ведения индивидуального огородничества на землях населенных пунктов; истица не состоит в очереди на получение садового, огородного или дачного земельного участка.
Помимо этого, спорный земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Булгаковский сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета сельского поселения Булгаковский сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан N... от дата, расположен на территории жилой зоны "Ж-1", предназначенной для застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с приусадебными земельными участками, для коттеджной застройки отдельно стоящими жилыми домами, для застройки блокированными жилыми домами, для которой градостроительными регламентами огородничество установлено только в качестве дополнительного вида разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов. 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
На основании пунктов 1, 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Пункт 5 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 50.1 Правил землепользования и застройки сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, утвержденными Решением Совета сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан N... от дата, установлено назначение жилой зоны "Ж-1":
для индивидуальных жилых домов (усадебного типа 1-,2-,3- этажный одноквартирный) с приусадебными земельными участками от 600 до 3 000 кв.м;
для малоэтажной застройки (блокированной, состоящей из 2-х блоков на отдельном земельном участке от 300 до 1 500 кв.м на каждый блок);
для ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства с участками от 600 до 5 000 кв.м, не требующих организации санитарно-защитных зон.
В жилых зонах допускается размещение как видов разрешенного (основного, условного либо вспомогательного) использования следующих объектов недвижимости: земельные участки, отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов повседневного спроса - социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, инженерной инфраструктуры - объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Из смысла указанного нормативно-правового акта следует, что в жилой зоне "Ж-1" возможно ведение садоводства и дачного хозяйства только в случае, если земельные участки с указанным разрешенным использованием были ранее предоставлены для ведения как коллективного, так и индивидуального садоводства, огородничества.
Аналогичная позиция отражена в Представлении прокуратуры Уфимского района об устранении нарушений федерального законодательства (от дата исх. N... ).
Принимая во внимание, что земельный участок с кадастровым номером N... поставлен на кадастровый учет дата, предназначен для ведения огородничества, заключение договора аренды указанного земельного участка нарушает нормы действующего законодательства, нарушает интересы публично-правового образования - администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что порядок использования земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с зонированием их территорий.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Согласно части 3 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от дата N... "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Таким образом, из содержания приведенных норм материального права следует, что разрешенное использование земельного участка определяется исходя из его принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. При этом Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, не только с учетом особенностей ее расположения и развития, но и возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков, предусмотренной в частности частью 3 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а так же приведенным Классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета СП Булгаковский сельсовет N... от дата, в зоне "Ж 1" разрешено использование земельного участка для ведения огородничества.
Однако, данные Правила противоречат части 3 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приведенному выше Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которыми в территориальной зоне "Ж 1" разрешено только ведение садоводства и личного подсобного хозяйства, а не огородничества.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований административного иска.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 19 декабря 2017 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного иска Куприяновой И.А. к Администрации МР Уфимский район Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду без торгов земельного участка и обязании заключить договор аренды земельного участка, отказать.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Мозжерина Г.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.