Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Сафина Ф.Ф.
судей Гибадуллиной Л.Г.
Субхангулов А.Н.
при секретаре Даминовой Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Гафарова А.Р. - Шафиковой В.Г. на решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 01 декабря 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового Гафарова АР к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, государственному регистратору межмуниципального отдела по Краснокамскому, Калтасинскому районам, городу Нефтекамск и Агидель Гайсину РФ о признании незаконным решения N Ф/17-64638 от 02.08.2017 года о приостановлении кадастрового учета вспомогательного здания, о признании незаконным дополнительного решения регистратора Гайсина РФ от 02.10.2017 года о приостановлении осуществления кадастрового учета и государственной регистрации вспомогательного здания по адресу: адрес отказать.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гафаров А.Р. обратился в суд с административными исковыми требованиями к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, государственному регистратору Гайсину Р.Ф. о признании незаконным приостановления государственного кадастрового учета объекта недвижимости - вспомогательного здания и государственной регистрации прав, об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан произвести государственный кадастровый учет вспомогательного здания по адресу: адрес
Требования мотивированы тем, что решение о приостановлении принято государственным регистратором на основании п.п. 5, 7, 10 ч. 1 ст. 26 ФЗ-218 от 13.07.2015 г. "О государственной регистрации недвижимости", а именно: 1) не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, 2) форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствует требованиям законодательства РФ; 3) представлена (поступила) информация об отсутствии документов, запрошенных органом регистрации прав по межведомственному запросу. На кадастровый учет ставилось вспомогательное здание, правоустанавливающим документов для которого в соответствии с Законом, является документ на земельный участок и декларация. По договору аренды у регистратора вопросов не возникло, земельный участок с кадастровым номером 02:66:010704:42 зарегистрирован; составление декларации также не повлекло вопросов. Согласно второй причины, по которой государственный регистратор приостановил государственный кадастровый учет - представленный технический план не соответствует требованиям законодательства, а именно - сведения об адресе не соответствуют ч. 21 и п.п. 7 п. 3 Требований к подготовке технического плана, утвержденных Приказом МЭР от 18.12.2015 г. N 953 ( далее по тексту- Требований). Согласно п. 21 Требований технический план подготавливается в формате электронного документа в виде XML-документа и оформляется в виде файлов в указанном форме, что и было сделано кадастровым инженером. Регистратором Гайсиным Р.Ф. не указано, чем представленный технический план не соответствует п. 21 Требований. Относительно п.п. 7 п. 43 Требований, то Гафаров А.Р. применил иное описание местоположения, а не адресную характеристику в соответствии с Федеральной информационной адресной системой. Согласно постановления Правительства РФ от 19.11.2014 г. N 1221 "Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" при присвоении адресов зданиям, сооружениям, такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, на которых расположены объекты адресации. Следовательно, п. 7 ст. 26 Закона о регистрации также истцом не был нарушен. Согласно третьей причине - отсутствие документов, запрошенных регистратором у органа местного самоуправления. Запрос, направленный регистратором Гайсиным Р.Ф, на который получен ответ 25.07.2017 г. от Администрации ГО г. Нефтекамск РБ, касался вопроса наличия разрешения на строительство. Однако в соответствии с п. 3 ч. 17 ст. 21 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке зданий и сооружений вспомогательного использования. Гафаров А.Р. полагает, что основная причина приостановления государственного кадастрового учета - отсутствие основного здания, однако данное основание не названо в ст. 26 ФЗ-218.
В уточненных административных исковых требованиях Гафарова А.Р. указано, что после подачи административного искового заявления ответчиком было издано дополнительное уведомление о приостановлении от 02.10.2017 г. N02/313/001/2017-9273, ссылаясь на то, что уведомление о приостановлении направляется в день приостановления и должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления со ссылкой на ст.26 Закона о регистрации. Кроме того, решение о приостановлении было обжаловано в соответствии со ст.26.1 ФЗ-221 от 24.07.2007 г. в апелляционной комиссии, созданной при Управлении Росреестра по РБ от 25 сентября 2017 года. Апелляционная комиссия своим решением N 27 от 25 сентября 2017 г. не отразила дополнительных оснований к обжалуемому решению о приостановлении. Других оснований и дополнений к уже принятому решению о приостановлении законодательством не предусмотрено.
В уточненных административных исковых требованиях Гафаров А.Р. просил признать незаконными решение регистратора Гайсина Р.Ф. от 02.08.2017 г. о приостановлении осуществления кадастрового учета и государственной регистрации вспомогательного здания по адресу: адрес и дополнительное решение регистратора Гайсина Р.Ф. от 02.10.2017 г. о приостановлении осуществления кадастрового учета и государственной регистрации вспомогательного здания по адресу: адрес, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан произвести государственный кадастровый учет вспомогательного здания.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представителя Гафарова А.Р. - Шафиковой В.Г. ставится вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Гафарова А.Р. - Шафикову В.Г, поддержавшую доводы жалобы, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан Валееву Э.Р, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации (ч.ч.1 и 2) решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.п. 2,8 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N218-ФЗ) к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 40 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона N218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу п. 3 ч. 1 ст.29 Федерального закона N218-ФЗ при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п.3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
В письме Министерства регионального развития РФ от 25.06.2009 N19669-ИП/08 "О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства" сообщается, что под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований". К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения.
Таким образом, к вспомогательным относится строение/сооружение, имеющее непосредственную связь с находящимся на земельном участке основным зданием, по отношению к которому выполняет вспомогательную/обслуживающую функцию.
В соответствии с ГОСТ 27751-2014 "Межгосударственный стандарт. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения" (действующим на дату вынесения решения) здания и сооружения, указанные в ч. 10 ст. 4 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, относятся к классу сооружений КС-1, куда включены:
а) теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и
контейнерного типа), склады временного содержания, в которых не
предусматривается постоянного пребывания людей;
б) сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них
людей.
Основания для приостановления государственной регистрации прав предусмотрены ст. 26 Федерального закона N218-ФЗ.
В соответствие с п.п. 5, 7, 10 ч.1 ст. 26 Федерального закона N218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Согласно ч.2 ст.26 Федерального закона N218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
Как следует из материалов дела, 18.07.2017 г. Гафаров А.Р. обратился в Управление Росреестра по РБ с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на объект недвижимости, созданный на земельном участке с кадастровым номером 02:66:010704:42 с видом разрешенного использования "для проектирования и строительства кафе".
02.08.2017 г. осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права по реестровому делу было приостановлено, заявителю направлено уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.
В соответствии с уведомлением о приостановлении государственной регистрации от 02.08.2017 г. N 02/313/001/2017-9273 государственный регистратор Гайсин Р.Ф. принял решение о приостановлении на основании п.п. 5,7,10 ч.1 ст. 26 ФЗ-218 от 13.07.2015 г. "О государственной регистрации недвижимости", а именно: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствует требованиям законодательства РФ; представлена (поступила) информация об отсутствии документов, запрошенных органом регистрации прав по межведомственному запросу.
Осуществление действий по регистрации: права собственности (перехода права) приостановлено до 02.11.2017 г. (л.д. 27-28)
Не согласившись с решением государственного регистратора Гайсина Р.Ф. Гафаров А.Р. 23.08.2017г. обжаловал решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (ГКУ) и государственной регистрации прав (ГРП) в апелляционную комиссию.
Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 25.09.2017 г. приостановление учета на основании п.п. 5,7,10 ч 1 ст. 26 Закона о регистрации, принятым в отношении документов, необходимых для ГКУ, на основании ст.26.1 Закона о кадастровой деятельности, п.39 Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии.., признано обоснованным, заявление об обжаловании решения о приостановлении от 23.08.2017 г. N 02/17-27 отклонено (л.д. 24-26).
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав принятое на основании п.п. 5, 7, 10 ч.1 ст. 26 Федерального закона N218-ФЗ является законным и обоснованным.
Судебная коллегия полагает необходимым согласиться с указанным выводом суда.
Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 02:66:010704:42 был предоставлен Гафарову А.Р. в аренду на основании договора от 18.08.2015 года сроком до 07.03.2017 года для проектирования и строительства кафе.
Гафаров А.Р. обратился в Управление Росреестра по Республики Башкортостан с заявлением об осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении вспомогательного объекта - холодного склада, возведенного на указанном земельном участке, приложив технический план сооружения, письмо Минэкономразвития РФ от 01.10.2015 г. N 07279, договор аренды земельного участка, квитанция об уплате госпошлины, заявление от 02.03.2017 г, форму декларации об объекте недвижимости от 29.06.2017 г, справку проектного института "Башжилкоммунпроект", генеральный план земельного участка от 18.07.2017 г. N Н-17-25ИЗУ, архитектуру от 18.07.2017 г. N Н-17-25-АР, согласие на обработку персональных данных.
Однако, Гафаровым А.Р. не были представлены документы, подтверждающие, что спорный объект недвижимости является сооружением вспомогательного использования, сведения о наличии на земельном участке с кадастровым номером 02:66:010704:42 объектов капитального строительства, с осуществлением строительства которого связано возведение здания вспомогательного использования. Не представлено разрешение на строительство объектов капитального строительства, разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию. По сведениям ЕГРН на данном земельном участке отсутствует иной объект капитального строительства.
Таким образом, вспомогательное сооружение, о регистрации прав на которое просил административный истец, является самовольной постройкой, следовательно, оно не может быть отнесено к объектам, для строительства которых не требуется выдача разрешения на строительство. Доказательств об узаконении указанного объекта (например, вступившее в законную силу решение суда о признании права на самовольную постройку), не представлено.
Представленный административным истцом технический план не может быть признан в качестве основания для легализации спорного объекта.
Кроме того, в представленном Гафаровым А.Р. техническом плане от 29.06.2017 г. в формате XML в поле "Оthег" указано местоположение полностью, в том числе часть, которая отражена в полях структурированного описания местоположения. Поле "Note" не заполнено.
Это также явилось законным основанием для принятия решения о приостановлении кадастрового учета и государственной регистрации, поскольку в соответствии с пп. 7 п. 43 Требований по подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. N 953, в разделе "Характеристики объекта недвижимости" включаются сведения об адресе здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства в структурированном в соответствии с Федеральной информационной адресной системой (ФИАС) виде на основании сведений, предоставленных оператором информационной адресной системы, осуществляющим ведение государственного адресного реестра.
В случае отсутствия в государственном адресном реестре адреса здания, сооружения, помещения, объекта не завершенного строительства, присвоенного в порядке, установленном до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221 "Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов", адрес здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства вносится в технический план на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов объектам недвижимости.
Копия документа, подтверждающего присвоение адреса, включается в состав Приложения.
При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, а также в отношении машино-места, заполняется строка "Местоположение объекта недвижимости", в которой в структурированном в соответствии с ФИАС виде указывается местоположение здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства с указанием: слов "Российская Федерация", наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта (город, село), улицы (проспект, шоссе, переулок, бульвар) - при наличии, номера здания (сооружения), номера помещения, в том числе с учетом сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 20 Требований.
В строке "Дополнение местоположения объекта недвижимости" указываются сведения о местоположении здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, в случае если оно не указано в структурированном в соответствии с ФИАС виде.
Согласно требованиям к заполнению технического плана в формате XML, установленным Приказом Росреестра от 25.06.2015 г. N П/338 "Об организации работ по размещению на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" XML-схем, необходимых для представления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов, в виде технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения в форме электронных документов" сведения об адресе (местоположении) вносятся в поля структурированного адреса до максимально возможного уровня. Дополнительная часть адреса, которую не удалось структурировать, может быть указана в поле "Other" (Иное описание местоположения).
В поле "Note" "Неформализованное описание" вносится описание местоположения в неформализованном виде, в случае если местоположение невозможно структурировать по ФИАС.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что оснований для признания незаконным решения N Ф/17-64638 от 02.08.2017 года о приостановлении кадастрового учета вспомогательного здания, о признании незаконным дополнительного решения регистратора Гайсина Р.Ф. от 02.10.2017 года о приостановлении осуществления кадастрового учета и государственной регистрации вспомогательного здания по адресу: РБ, г. Нефтекамск, северо-западнее мкр. 13 не имеется.
Разрешая спор по существу, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Гафарова А.Р. указав, что Управление Росреестра по Республике Башкортостан правомерно приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, поскольку основания по которым было принято решение о приостановлении являются законными и обоснованными.
Довод жалобы о том, что выдача разрешения для строительства объекта вспомогательного использования не требуется, не состоятелен, поскольку в силу п. 3.ч. 17 ст.21 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. Строения и сооружения могут считаться вспомогательными, если они возведены по отношению к основному строению и выполняют вспомогательную и обслуживающую функцию, что следует из письма Минрегиона РФ от 25.06.2009 N 19669-ИП/08 согласно которому, критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную и обслуживающую функцию. Поскольку из материалов дела следует, что на земельном участке с кадастровом номером 02:66:010704:42 отсутствует объект капитального строительства, и не выдавалось разрешение на его строительство, решение о приостановлении государственного кадастрового учета явилось обоснованным.
Ссылка жалобы на то, что принятие дополнительного решения о приостановлении от 02.10.2017 года незаконно несостоятельна, поскольку данным дополнительным уведомлением новое решение о приостановлении государственной регистрации государственным регистратором прав не принималось. Указанным уведомлением сообщается о том, что истечение срока договора аренды земельного участка является дополнительным обстоятельством, являющимся причиной приостановления государственной регистрации, что оно является неотъемлемой частью уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 02.08.2017 года.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, они основаны на неверном толковании норм материального права.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями ч. 1 ст. 310 КАС РФ основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы суда основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам ст. 84 КАС РФ.
Руководствуясь ст.ст. 307-309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 01 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Гафарова А.Р. - Шафиковой В.Г,- без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Л.Г. Гибадуллина
А.Н. Субхангулов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.