Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Науширбановой З.А,
судей Куловой Г.Р. и Хакимова А.Р.
при секретаре Идельбаеве З.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Исхакова М.Р. к Призывной комиссии Гафурийского района Республики Башкортостан, Военному комиссариату Аургазинского и Гафурийского районов Республики Башкортостан о признании незаконным решения призывной комиссии, по апелляционной жалобе представителя Исхакова М.Р. - Шарафутдинова Р.Р. на решение Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 июня 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р, представителя Исхакова М.Р. - Шарафутдинова Р.Р, поддержавшего жалобу, возражения начальника отдела военного комиссариата по Аургазинскому и Гафурийскому районам Республики Башкортостан Гимадиева Ф.А, представителя призывной комиссии Шариповой А.Р, судебная коллегия
установила:
Исхаков М.Р обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии Гафурийского района Республики Башкортостан, Военному комиссариату Аургазинского и Гафурийского районов Республики Башкортостан о признании незаконным решения призывной комиссии.
В обоснование иска указал, что в период с дата по дата истец будучи учеником 10 класса средней школы проходил первичный медосмотр призывной комиссии в военном комиссариате Гафурийского района Республики Башкортостан. Вышеназванные обстоятельства указаны в амбулаторной карте больного, где отражено его состояние здоровья, имеются подписи врачей допризывной комиссии военного комиссариата. В последствии, его данные были зарегистрированы в книге первичного учета призывников. До дата никто истца в военный комиссариат не приглашал, повестки не направлял и не вручали В дата в возрасте 20 лет, истцу Исхакову в ГКБ N21 г.Уфы отделении гнойной хирургии была сделана операция в связи с язвенной болезнью 12 перстной кишки. Врачи сообщили, что после данной операции, в вооруженные силы не призывают. Выписали под наблюдение хирурга по месту жительства. Врачи по месту жительства также пояснили о негодности к военной службе. Далее истцу по месту жительства и регистрации из военного комиссариата Аургазинского и Гафурийского районов Республики Башкортостан повестки не приходили ни по почте, никто их не вручал, ему не звонили. В дата по достижению 27 лет истец прибыл в военный комиссариат Аургазинского и Гафурийского районов Республики Башкортостан для прохождения военно-врачебной комиссии, получении военного билета. Был признан негодным к военной службе, в связи с язвенной болезнью 12 перстной кишки. Как оказалось, его личное дело в военкомате отсутствовало, иных данных о нем также не было, военный комиссар объяснений по данному факту дать не смог, устно сослались на возможную потерю личного дела при переезде из здания военкомата. Военный билет не выдали по причине отсутствия бланков, и лишь через 2,5 года, дата пригласили для выдачи справки взамен военного билета.
В справке взамен военного билета указано, что протоколом призывной комиссии Гафурийского района Республики Башкортостан N... /у от дата Исхаков М.Р. в соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ, зачислен в запас, как не прошедший военную службу, не имея на то законных оснований.
Приказом военного комиссара Аургазинского и Гафурийского районов Республики Башкортостан от дата N.., Исхакову М.Р. присвоено воинское звание рядовой запаса.
дата истца ознакомили с Протоколом призывной комиссии Гафурийского района Республики Башкортостан от дата, о чем он расписался в журнале военного комиссариата. Одновременно была выдана справка взамен военного билета N... от дата, в которой указана категория годности "В". Решение призывной комиссии Гафурийского района Республики Башкортостан N... от дата незаконно, нарушает права и свободы, законные интересы. В частности, формулировка прошедший военную службу, не имея на то законных оснований препятствует трудоустройству на государственную гражданскую службу.
Истец просил суд признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Гафурийского района Республики Башкортостан, протокол N... от дата о зачислении Исхакова М.Р. в соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ в запас, как не прошедший военную службу, не имея на то законных оснований, обязать военный комиссариат Аургазинского и Гафурийского районов выдать Исхакову М.Р. военный билет.
Решением Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 июня 2017 года постановлено:
Отказать Исхакову М.Р. в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным решения призывной комиссии Гафурийского района Республики Башкортостан протокол N... от дата о зачислении Исхакова М.Р. в соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ, в запас, как не прошедший военную службу, не имея на то законных оснований.
В апелляционной жалобе представитель Исхакова М.Р. - Шарафутдинов Р.Р. просит решение отменить, считает его незаконным, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные доводам иска. Кроме того, указал, что истцом не пропущен срок на обращение в суд с настоящим иском, так как о решении призывной комиссии истцу стало известно только дата. В решении суда не отражено в чем выразились незаконные действия истца по уклонению от прохождения военной службы. В суде первой инстанции представитель ответчика пояснил, что о существовании истца им не было известно.
В судебное заседание иные лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан предусмотрено Федеральным законом от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Аналогичные положения закреплены в части 7 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Из материалов дела следует, что Исхаков М.Р. обратился в суд с настоящим иском дата.
Заседание призывной комиссии согласно выписки из протокола заседания призывной комиссии Гафурийского района Республики Башкортостан в отношении Исхакова М.Р. состоялось дата.
Сведений о том, что истец лично присутствовал на указанном заседании, материалы дела не содержат.
Однако, из представленной ведомости военного комиссара Аургазинского и Гафурийского районов Республики Башкортостан от дата, следует, что дата Исхаков М.Р. получил "справку взамен военного билета, выданного на основании протокола призывной комиссии от дата", о чем в тот же день расписался в ведомости.
Таким образом, срок для обращения в суд с настоящим иском необходимо исчислять с дата.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о пропуске истцом срока на обращение в суд.
Согласно подпункта "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
В соответствии со статьей 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря.
На основании статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных района городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
По смыслу части 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений : о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу статьи 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении в учебном военном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, или на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, или в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
По смыслу пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В соответствии с пунктом 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N663, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона N53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 октября 2014 года N26-П "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" следует, что вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу.
Соблюдение прав и законных интересов гражданина, признанного не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, обеспечивается возможностью оспорить заключение призывной комиссии в суде, который при рассмотрении его заявления в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным (Постановления от 06 июня 1995 года N7-П, от 28 октября 1999 года N14-П, от 14 июля 2003 года N12-П, от 12 июля 2007 года N10-П и др.). В этом смысле, оценка доказательств, позволяющих, в частности, определить наличие или отсутствие оснований для вынесения в отношении гражданина заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, и отражение ее результатов в судебном решении выступает одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки этих доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из содержания приведенных норм следует, что при зачислении в запас достаточным условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву при отсутствии на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о не прохождении военной службы без законных на то оснований после 01 января 2014 года.
Судом установлено, что Исхаков М.Р, паспорт серия N... выданный ОУФМС России по Республике Башкортостан в Гафурийском районе, дата выдачи дата, дата года рождения, согласно учетно-алфавитной книге форма N.., дата первоначально поставлен на учет в Аургазинский и Гафурийский районы Республики Башкортостан.
Согласно справки N... от дата, выданной Администрацией МР Ковардинский сельсовет МР Гафурийский район Республики Башкортостан, Исхаков М.Р. с дата по настоящее время зарегистрирован по адресу: адрес.
Согласно выписки из истории болезни N... от дата, выданной ГКБ N... отделением гнойной хирургии, Исхакову М.Р. в возрасте 20 лет был поставлен диагноз язвенная болезнь 12 перстной кишки, обострение. дата проведена лапаротомия, ушивание язвы 12 перстной кишки, санация и дренирование брюшной полости.
Как видно из материалов личного дела дата, по результатам медицинского освидетельствования истец был годен к военной службе с незначительными ограничениями, категория годности В, статья 58б.
Решением призывной комиссии Гафурийского района Республики Башкортостан (протокол N... ) от дата о зачислении Исхакова М.Р. в соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", зачислен в запас, как не прошедший военную службу, не имея на то законных оснований.
На основании приказа Министерства Обороны Российской Федерации от 18 июля 2017 года N495 "Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета" выдана справка взамен военного билета форма N/У. Данная справка является как и военный билет основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших воинскую службу. Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
Справка взамен военного билета выдана дата по заявлению Исхакова М.Р. от дата.
Разрешая спор по существу заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Исхаков М.Р. до достижения им возраста 27 лет не проходил военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, вследствие чего при зачислении в запас вместо военного билета ему выдана справка взамен военного билета, так как он не прошел военную службу, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка всем представленным по делу доказательствам в их совокупности.
Вместе с тем, из справки Администрации СП Ковардинский сельсовет МР Гафурийский район Республики Башкортостан от дата N... (л.д.56) следует, что истец после получения аттестата в СОШ от дата в возрасте 15 лет выбыл в г.Уфа, где и проживает по настоящее время согласно справки о семейном положении призывника (л.д.86). Доказательств обратного истцом суду не представлено.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В пункте 34 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N719, приведены аналогичные требования закона.
В силу абзацев 1 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах;
явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;
Таким образом, законом прямо предусмотрено, что истец в случае прибытия по месту пребывания на срок более трех месяцев в г.Уфу и на период исполнения ему 17 лет, обязан был явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат по месту пребывания для постановки на воинский учет.
Однако, истцом в материалы дела не представлены какие-либо доказательства исполнения вышеприведенных обязанностей, что свидетельствует о его уклонении от конституционной обязанности по защите Отечества.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом обсуждения суда первой инстанции, выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Исхакова М.Р. - Шарафутдинова Р.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Давлетшина А.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.