Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
Председательствующего судьи Голубевой И.В.
судей Александровой Н.А.
Минеевой В.В.
при секретаре Рахимовой Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мальцева М.Л. на решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 10 января 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Мальцева М.Л. к Администрации городского округа г. Уфы РБ, Управлению земельных и имущественный отношений Администрации городского округа г. Уфы РБ о признании решение о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Голубевой И.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мальцев М.Л. обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфы РБ, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфы РБ о признании решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным.
В обоснование требований указано, что 22 мая 2009 года распоряжением главы Администрации... района городского округа город Уфа РБ N 418 истец и его семья были признаны нуждающимися в жилых помещениях "как молодая семья" и включены в список граждан на предоставление субсидий для приобретения жилья в соответствии с постановлением Правительства РФ N285 от 13.05.2006 года. 29 марта 2017г. решением комиссии по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства Мальцев М.Л. и члены его семьи были сняты с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. О том, что административного истца сняли с учёта, он узнал 18 октября 2017 года, в ходе судебного разбирательства по аналогичному иску своего брата МГЛ. Своё вышеуказанное решение административный ответчик мотивировал тем, что Мальцев М.Л. и члены его семьи не являются малоимущими гражданами, а также несоответствия требованиям, установленным ст.52 ЖК РФ. Таким образом, Мальцев М.Л. и его члены семьи были поставлены на учёт по одним основаниям и критериям, а сняты с него по иным, не имеющим отношения к их жизненной ситуации. Истец просит признать решение комиссии Администрации городского округа г.Уфа по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального строительства от 29 марта 2017 года незаконным.
Обжалуемым решением Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 10 января 2018 года в удовлетворении исковых требований Мальцеву М.Л. отказано.
В апелляционной жалобе Мальцев М.Л. просит решение суда отменить, указывая на его незаконность и необоснованность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в суд не явились, что в силу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее КАС РФ) не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела в полном объёме в соответствии со ст.308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу закона, необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием). Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может приниматься решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Рассматривая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления Мальцева М.Л.
В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
По общему правилу, на основании ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Так, отношения по использованию и oxpане земель в Республике Башкортостан как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Республики Башкортостан, урегулированы Законом Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (далее по тексту - Закон РБ).
Органы местного самоуправления в Республике Башкортостан, в частности управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ст. 3 Закона РБ).
В силу ст. 10 Закона РБ (в ред. Закона РБ от 28.05.2015 N 225-з), предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, а также отдельным категориям граждан - в случаях, установленных настоящей статьей.
В частности, земельные участки предоставляются однократно и бесплатно для индивидуального жилищного строительства гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Законом РБ предусмотрено, что учет граждан, претендующих на предоставление земельных участков, осуществляется уполномоченным органом по месту жительства в порядке очередности исходя из времени поступления заявлений в уполномоченный орган отдельно по каждой категории.
Сформированный уполномоченным органом перечень земельных участков, предназначенных для однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан, в который включаются все имеющиеся земельные участки, предназначенные для однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан, подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте уполномоченного органа.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно ч. 2 ст. 10 Закона РБ земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно следующим категориям граждан:
гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации;молодым семьям, возраст супругов в которых на дату подачи заявления не превышает 35 лет, либо неполным семьям, состоящим из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, имеющего одного и более детей, нуждающимся в жилых помещениях, на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством, не являющимся собственниками жилых помещений;
гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей;
гражданам, имеющим несовершеннолетнего ребенка-инвалида.
В силу с ч. 1 ст. 10.1 Закона РБ для постановки на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, граждане, указание в части 2 статьи 10 настоящего Закона, вправе обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением с указанием основания, а также цели использования земельного участка.
К заявлению прилагаются документы, перечень которых устанавливается частью 1 статьи 11 настоящего Закона.
По правилам ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
При системном толковании вышеизложенных положений во взаимосвязи с Жилищным кодексом РФ, Приказом Минрегионразвития РФ от 25 февраля 2005г. N 18 "Об утверждении методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма" усматривается, что у гражданина, признанного нуждающимся в жилых помещениях по основаниям и в порядке, установленными ст. ст. 51, 52 ЖК РФ, то есть при наличии решения органа местного самоуправления о принятии его на учет в качестве такового, возникает право на льготное предоставление земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства.
Статьей 52 ЖК РФ установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Одним из критериев постановки на учет в качестве нуждающихся являются требования, установленные ст.51 ЖК РФ.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что 26 июня 2009 г. Мальцев М.Л. обратился к Главе Администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о выделении ему земельного участка под строительство индивидуального жилого дома.
Согласно распоряжению главы Администрации... района ГО г. Уфа РБN 418 от 22 мая 2009 г. Мальцев М.Л. признан нуждающимся в жилых помещениях и включен в число участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей с составом семьи: жена МЛР, сын МАМ.
Комиссией по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства от 29 марта 2017 г. принято решение о снятии Мальцева М.Л. с учета по категории: граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, о чем Мальцеву М.Л. было направлено письмо N У3-2591 от 03.04.2017г.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований истцу, суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, представленные суду доказательства в совокупности, руководствуясь положениями закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям сторон, обоснованно исходил из того, что Мальцев М.Л. на законном основании и в установленном законом порядке снят с учета граждан по категории: граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в соответствии со ст. 52 ЖК РФ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Применительно к Порядку под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органом местного самоуправления Республики Башкортостан по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли такие молодые семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно Федеральному закону от 24 октября 1997 года N134-Ф "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.
Граждане, которые могут быть признаны малоимущими в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством, не могут быть участниками Республиканской программы государственной поддержки молодых семей.
Признание гражданина нуждающимся в жилых помещениях в рамках Республиканской программы государственной поддержки молодых семей имеет иную природу государственной поддержки обеспечения граждан доступным жильем в виде предоставления субсидии - безвозмездной финансовой помощи за счет средств бюджетов всех уровней, предоставляемой на оплату части стоимости жилья, размер которой определяется в соответствии с законодательством.
При таких обстоятельствах, суд правильно указал, что земельный участок однократно и бесплатно может быть предоставлен только отдельным категориям граждан, указанным в пункте 2 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" в порядке очередности.
Вместе с тем, Мальцев М.Л. в установленном порядке малоимущим не признан, следовательно к данным категориям граждан не относится.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу, что решение Комиссии по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства от 29.03.2017г. о снятии Мальцева М.Л. с учета по категории: граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со ст. 52 ЖК РФ является законным.
Кроме того, представителем ответчика заявлено ходатайство о пропуске административным истцом срока на обжалование указанного решения Комиссии, которое было судом удовлетворено.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч.8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из материалов дела следует, что УЗиО Администрации ГО г.Уфы направлено Мальцеву М.Л. письмо N У3-2591 от 03.04.2017г. о том, что Комиссией по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства от 29 марта 2017 г. принято решение о снятии Мальцева М.Л. с учета в соответствии со ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым реестром. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 45000009184261 указанное письмо получено Мальцевым М.Л. 18 апреля 2017г. С административным иском о защите нарушенных прав истец обратился в суд 9 ноября 2017 года, то есть с пропуском установленного срока.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске административным истцом срока для обращения в суд.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. 84 КАС РФ.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 10 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мальцева М.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий И.В.Голубева
Судьи Н.А.Александрова
В.В.Минеева
Справка: судья Кадырова Э.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.