Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф,
судей Субхангулова А.Н,
Якуповой Н.Н,
при секретаре Дилявировой Н.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 30 января 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Яубасаровой АА к администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о признании незаконным решения общественной комиссии и распоряжения главы администрации удовлетворить.
Признать решение общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 07 декабря 2017 года N15, утвержденное распоряжением главы администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан N916-р от 08 декабря 2017 года незаконным.
Признать распоряжение главы администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан N916-р от 08 декабря 2017 года незаконным.
Обязать общественную комиссию по жилищным вопросам администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан устранить допущенные нарушения, поставив Яубасарову АА на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Яубасарова А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о признании незаконным решения общественной комиссии и распоряжения главы администрации
В обосновании указано, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района Белорецкий район РБ от 07 декабря 2017 года N15, утвержденным распоряжением главы администрации муниципального района Белорецкий район РБ N916-р от 08 декабря 2017 года истцу было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, на основании п.3 ч. 1 ст.54 ЖК РФ. С данным решением Яубасарова А.А. не согласна, так как ссылаясь на данную статью и пункт ЖК РФ комиссия использует в расчете площадь жилого помещения по адресам: адрес принадлежащую отцу её мужа - Яубасарову P.P. и его сестре Яубасаровой Э.Р. на праве собственности; адрес долю помещения ранее принадлежащего матери мужа истца Яубасаровой А.А. на праве собственности (на данный момент это помещение ей не принадлежит, продано). Несмотря на то, что супруг истицы Яубасаров P.P. имел лишь право пользования помещением по адресу: адрес, будучи там зарегистрированным, и не заключал договора социального найма, договор найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и тем более не был собственником каких-либо помещений, однако комиссия администрации муниципального района Белорецкий район включила данные помещения в расчет площадей: (89,1 + 17,9/2 )/4=25,52+24=48,5/3=16,17 кв.м, что противоречит п.2 ст.51 ЖК РФ, так как согласно п.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника, а родители и сестра её мужа к членам семьи истца не относятся. Также комиссия при расчете обеспеченностью на сегодняшний день площадью жилых помещений по адресу: адрес на одного человека использует значение 24 кв.м, несмотря на то, что в свидетельстве на право собственности площадь указана как 17,7 кв.м. Квартира является коммунальной. Даже если взять в расчет общую площадь жилого помещения 23,98 кв.м, а не 24 кв.м, то согласно решения Совета муниципального района Белорецкий район от 18 февраля 2016 года N342 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, об установлении нормы предоставления площади жилого помещения" обеспеченностью в 12 кв.м. нет даже на истца и её дочь (23,98/2=11,99 кв.м.), не говоря о муже истца, которому в принципе не требовалось бы и регистрироваться в данном помещении, якобы ухудшая жилищные условия.
Яубасарова А.А. просила признать решение общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района Белорецкий район РБ от 07 декабря 2017 года N15, утвержденное распоряжением главы администрации муниципального района Белорецкий район РБ N916-р от 08 декабря 2017 года незаконным; признать распоряжение главы администрации муниципального района Белорецкий район РБ N916-р от 08 декабря 2017 года незаконным; обязать общественную комиссию по жилищным вопросам администрации муниципального района Белорецкий район РБ устранить допущенные нарушения, поставив истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан Семенову Н.Б, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ).
Частью 1 статьи 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Согласно ч.1 ст. 31 СК РФ каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.
Приведенные положения Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года N 258-0-0, свидетельствуют о том, что ограничения в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Как следует из материалов дела административный истец Яубасарова А.А. обратилась к ответчику с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Распоряжением главы администрации муниципального района Белорецкий район РБ N916-р от 08 декабря 2017 года Яубасаровой А.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании п.3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ.
В ответе главы администрации муниципального района Белорецкий район РБ N429 от 08 декабря 2017 года на имя Яубасаровой А.А. указывается, что она проживает и зарегистрирована в жилом помещении по адресу: адрес (приобретено до вступления в брак). Общая площадь жилого помещения 24,0 кв.м, зарегистрировано и проживает 3 человека. На сегодняшний день обеспеченность общей площадью жилых помещений на одного человека составляет 8 кв.м. Супруг Яубасаровой А.А. до 12 августа 2016 года был зарегистрирован в доме родителей по адресу: адрес площадью 89,1 кв.м. (на сегодняшний день в нем зарегистрировано по месту жительства 3 человека). В собственности матери супруга Яубасаровой А.А. имеется 1/2 доли жилого помещения по адресу: адрес площадью 17,9 кв.м. В соответствии с п.5 ст.51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Следовательно, в случае, если супруг Яубасаровой А.А. не поменял бы места своей регистрации на каждого члена семьи Яубасаровой А.А. приходилось бы по 16,17 кв.м. (89,1 + 17,9/2)74=25,52+24-48,5/3=16,17) и в действиях Яубасаровой А.А. усматривается намеренное ухудшение жилищных условий. На основании вышеизложенного, Общественной комиссией по жилищным вопросам от 07 декабря 2017 года принято решение отказать Яубасаровой А.А. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании п.3 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ (не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса РФ срок).
Рассматривая заявленные требования и удовлетворяя их суд первой инстанции исходил из того, что доказательств того, что истица, имеющая намерение приобрести право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий намерено совершила действия ухудшающие её жилищные условия суду не представлено.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10 марта 2016 года Бакеевой А.А. на праве собственности принадлежит комната, площадью 17,7 кв.м, расположенная по адресу: г. адрес на основании договора купли-продажи от 26 февраля 2016 года.
В соответствии со свидетельством о заключении брака 29 апреля 2017 года зарегистрирован брак между Яубасаровым P.P. и Бакеевой А.А, после заключения брака жене присвоена фамилия Яубасарова.
23 июля 2017 года рождения у Яубасаровых родилась дочь Яубасарова ЗР.
Из материалов дела следует, что Яубасарова А.А. с 26 мая 2017 года зарегистрирована по адресу: адрес её супруг Яубасаров P.P. зарегистрирован там же с 01 августа 2017 года, её дочь Яубасарова З.Р. с 01 августа 2017 года.
Площадь жилого помещения определена исходя из следующего: общая площадь жилого помещения, находящегося по адресу: адрес составляет 98,5 кв.м, в том числе площадь жилых помещений 72,7 кв.м. (98,5:72,7=1,3548). Площадь занимаемого заявителями жилого помещения согласно свидетельства государственной регистрации от 10 марта 2016 года составляет 17,7 кв.м. (17,7 кв.м. х 1,3548=23,98 кв.м.) Для начисления платы за ЖКУ расчетная общая площадь округлена до десятичной доли и составляет 24 кв.м. В счете извещения на оплату за ЖКУ также указана общая площадь 24 кв.м. Соответственно, в копии финансового лицевого счета указана площадь 24 кв.м.
Яубасаров Р.Р. ранее был зарегистрирован с 12 августа 2016 года по месту жительства в доме своих родителей в адрес, который принадлежит на праве собственности отцу Яубасарову Р.Р. (9/10 долей) и Яубасаровой Э.Р. (1/9 доля), общей площадью 89,1 кв.м.
Матери мужа истца Яубасаровой А.А. на праве долевой собственности также принадлежит 1/2 доля квартиры, площадью 17,9 кв.м, расположенной по адресу: адрес
Решением Совета муниципального района Белорецкий район РБ от 18 февраля 2016 года N342 учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального района Белорецкий район РБ, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет не более 12 кв.м. общей площади на одного человека.
Отказывая в постановке Яубасаровой А.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, администрация муниципального района Белорецкий район РБ исходил из совокупности всех площадей, находящихся в собственности и пользовании членов её семьи, в том числе площади, принадлежащих родителям Яубасарова Р.Р, и пришел к выводу о намеренном ухудшении Яубасаровыми жилищных условий в связи со снятием Яубасарова Р.Р. с регистрации из дома родителей и регистрацией в жилом помещении истца.
Разрешая исковые требования по существу и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что в связи с изменением семейного положения истца, а именно регистрацией брака и рождением ребенка, Яубасарова А.А. 01 августа 2017 года зарегистрировала по месту своего жительства супруга Яубасарова P.P. и дочь Яубасарову З.Р, после чего обеспеченность общей площадью жилых помещений семьи истицы на одного человека стала составлять 8 кв.м.
Суд пришел к выводу о том, что истец не совершала умышленных действий, направленных на ухудшение жилищных условий с намерением быть признанным нуждающимся в обеспечении жилыми помещениями, следовательно, решение общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 07 декабря 2017 года N15, утвержденное распоряжением главы администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан N916-р от 08 декабря 2017 года является незаконным.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также собранным по делу доказательствам.
Регистрацию Яубасарова Р.Р. в квартире истца нельзя расценивать как намеренное ухудшение жилищных условий, поскольку эти действия вызваны вступлением её в брак и созданием семьи, совместным проживанием и рождением ребенка. Снявшись с регистрации из дома родителей, Яубасаров Р.Р. перестал быть членом их семьи.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о признании распоряжения главы администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан N916-р от 08 декабря 2017 года незаконным по следующим основаниям.
Распоряжением главы администрации муниципального района Белорецкий район РБ N916-р от 08 декабря 2017 года утверждено решение общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации муниципального района Белорецкий район РБ от 07 декабря 2017 года N15 в отношении нескольких граждан, обратившихся с заявлениями об установлении нуждающимися в улучшении жилищных условий, следовательно, признание незаконным всего распоряжения повлечет нарушение прав и законных интересов в отношении иных лиц, указанных в обжалуемом распоряжении.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда в части признания незаконным распоряжения главы администрации муниципального района Белорецкий район РБ N916-р от 08 декабря 2017 года, указав, признать незаконным распоряжение главы администрации муниципального района Белорецкий район РБ N916-р от 08 декабря 2017 года в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Яубасаровой А.А. на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 307-310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 30 января 2018 года изменить в части признания незаконным распоряжения главы администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан N916-р от 08 декабря 2017 года, указав:
Признать незаконным распоряжение главы администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан N916-р от 08 декабря 2017 года в части утверждения решения общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 07 декабря 2017 года N 15 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Яубасаровой Альфии Анваровны на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В остальной части то же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи А.Н. Субхангулов
Н.Н. Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.