Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р,
при секретаре судебного заседания Ханановой А.Т,
при участии представителей административного истца ООО "Глобус" Давлетшина А.А, представителя заинтересованного лица Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Габдрафиковой Г.Ф,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Глобус" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
ООО "Глобус" обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование требований Общество указало, что на праве аренды владеет земельным участком с кадастровым номером N..,... года.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03 декабря 2007 года N307 кадастровая стоимость данного земельного участка утверждена по состоянию на 13 июля 2010 года в размере 30 787 420 руб. Однако рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 13 июля 2010 года составляет 2 286 000 руб, что подтверждается отчетом о рыночной стоимости земельного участка от 26 апреля 2017 года, выполненным ООО "Ребус".
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права и обязанности административного истца как его арендатора, поскольку завышенный размер кадастровой стоимости повышает размер арендной платы.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Республике Башкортостан N898 от 08 августа 2017 года заявление ООО "Глобус" о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено.
Учитывая изложенные обстоятельства ООО "Глобус" просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N.., общей площадью... по состоянию на 13 июля 2010 года; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Глобус" Давлетшин А.А, действующий по доверенности от 11 декабря 2017 года, требования Общества поддержал, просил суд удовлетворить их по основаниям изложенным в административном иске.
Представитель заинтересованного лица Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Габдрафикова Г.Ф, действующая по доверенности от 09 января 2018 года, просила суд прекратить производство по делу по административному исковому заявлению ООО "Глобус" в связи с отсутствием у истца права на обращение в суд об оспаривании кадастровой стоимости.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 1, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы является арендная плата
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. При этом положения данной статьи не ограничивают правообладателей земельных участков в использовании судебной защиты, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В силу частей 1 и 2 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В таких случаях датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Согласно пункту 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222 в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается.
Согласно положениям пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из материалов дела, административный истец ООО "Глобус" на праве аренды владеет земельным участком с кадастровым номером N.., общей площадью.., что подтверждается договором аренды земельного участка N864-14 от 22 августа 2014 года. Срок аренды установлен с 06 июля 2010 года на неопределенный срок, но не более чем на срок резервирования данного земельного участка для муниципальных нужд.
Как следует из п.4.5 Договора аренды земельного участка N864-14 от 22 августа 2014 года размер арендной платы может пересматриваться не чаще одного раза в год арендодателем в одностороннем порядке без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в Договор в случаях изменения градостроительных требований использования земельного участка (а также изменений ставок арендной платы) с уведомлением арендаторов в официальных средствах массовой информации органа местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
ООО "Глобус" согласно заявленным требованиям просило установить архивную кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 13 июля 2010 года, представив отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 26 апреля 2017 года, выполненного ООО "Ребус", на указанную дату.
С административным исковым заявлением Общество обратилось в суд 09 ноября 2017 года. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка ООО "Глобус" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Республике Башкортостан 17 июля 2017 года. Решением Комиссии N898 от 08 августа 2017 года заявление ООО "Глобус" отклонено по тем основаниям, что сведения об оспариваемой кадастровой стоимости объекта недвижимости, представленные в Выписках из ЕГРН, являются неактуальными (архивными) в составе сведений ЕГРН и не могут быть оспорены в Комиссии в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 02:55:030157:142 поставлен учет 09 августа 2007 года.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 07 ноября 2007 года N321 внесены изменения в результаты государственной кадастровой оценки земель городских округов город Уфа и город Стерлитамак Республики Башкортостан, утвержденные Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 марта 2007 года N 58.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21 сентября 2017 года, следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N... в размере... по состоянию на 13 июля 2010 года, утверждена актом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Башкортостан" от 13 июля 2010 года N б/н.
Далее, Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2011 года N521 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан по состоянию на 01 января 2011 года.
Этим же постановлением, признано утратившим силу Постановление Правительства Республики Башкортостан от 7 ноября 2007 года N321 "О внесении изменений в результаты государственной кадастровой оценки земель городских округов город Уфа и город Стерлитамак Республики Башкортостан".
В последующем, в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N5860 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан" по состоянию на 1 июня 2014 года.
Постановлением Правительства РБ от 13 апреля 2015 года N125 признано утратившим силу вышеуказанное Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2011 года N521 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов городских округов города Уфа, Стерлитамак, Салават Республики Башкортостан".
Из материалов дела следует, что оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельного участка, установленная по состоянию на 13 июля 2010 года, является неактуальной, поскольку на дату обращения административного истца в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Республике Башкортостан (17 июля 2017 года) и в суд (09 ноября 2017 года) действовала иная кадастровая стоимость - 2 639 464,12 руб. Данная кадастровая стоимость определена в рамках проведения в 2014 году очередного тура актуализации государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Значение кадастровой стоимости утверждено постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N5860 и внесено в сведения ЕГРН 01 января 2015 года.
Земельный участок с кадастровым номером 02:55:030157:142 вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих последней государственной кадастровой оценке.
Таким образом, установленная кадастровая стоимость земельного участка, которая явилась предметом спора на дату обращения административного истца в Комиссию и в последующем в суд, а именно на момент действия результатов новой кадастровой оценки земель и по истечении налогового периода, является неактуальной, т.е. оспариваемая административным истцом архивная кадастровая стоимость на дату обращения в суд не подлежит применению.
Сведений о том, что на дату обращения в Комиссию и в суд у административного истца сохранилось право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для целей, установленных законодательством (абзац 5 статьи 24.20 Федерального Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"), в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, производство по административному делу по административному исковому заявлению ООО "Глобус" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости; возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, подлежит прекращению.
Руководствуясь статьями 194, 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
производство по административному делу по административному исковому заявлению ООО "Глобус" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, прекратить.
Разъяснить сторонам последствия прекращения производства по делу, предусмотренные статью 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которой повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение пятнадцати дней с момента вынесения данного определения.
Судья Верховного суда
Республики Башкортостан Г.Р. Фархутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.