ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело N 3-214/2018
15 марта 2018 года г. Уфа
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р,
при секретаре Ханановой А.Т,
с участием представителя административного истца Алиева И.М. - Васюкова М.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алиева ФИО7 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
установил:
Алиев И.М. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец Алиев И.М. указал, что является собственником объекта капитального строительства с назначением "Деловое управление" с кадастровым номером N..,... Данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером N... по адресу:...
Также административный истец является пользователем на праве аренды земельного участка с кадастровым номером N..,...
Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N... по состоянию на 07 ноября 2017 года установлена в размере... руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 03 марта 2016 года установлена в размере... руб.
Считая кадастровую стоимость объектов недвижимости завышенной, административный истец обратился к независимому оценщику. Согласно отчетам ООО "Центр оценки и права" N171-17 от 06 декабря 2017 года, N172-17 от 07 декабря 2017 года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером N... по состоянию на 07 ноября 2017 года составляет... руб.; рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером N... по состоянию на 03 марта 2016 года составляет... руб.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости используется для целей налогообложения, административный истец заинтересован в оспаривании результатов кадастровой оценки принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости, поскольку они затрагивают его права и обязанности, как физического лица, уплачивающего имущественный налог.
На основании изложенного, административный истец просит суд:
установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с назначением "Деловое управление" с кадастровым номером N..,.., по состоянию 07 ноября 2017 года в размере... руб.;
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N..,.., по состоянию на 03 марта 2016 года в размере... руб.
В судебном заседании представитель административного истца Алиева И.М. - Васюков М.В, действующий по доверенности от 01 декабря 2017 года, просил требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и установить кадастровую стоимость объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости с учетом проведенной по делу судебной экспертизы.
Административный истец Алиев И.М. в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела без его участия.
Представители ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Администрации городского поселения город Янаул Республики Башкортостан, Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Янаулу и Янаульскому району в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
С 01 января 2015 года введен новый порядок исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости (глава 32 Налогового Кодекса Российской Федерации). Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (абзац 2 пункта 1 статьи 402 Налогового Кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-з "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 01 января 2015 года установлена единая дата начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно пункту 1 этой же статьи рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В соответствии с частью 4 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Согласно части 2 статьи 24.15 вышеуказанного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
В силу статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В силу части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Результаты кадастровой стоимости используются при выкупе земельных участков, на которых расположены находящиеся в частной собственности объекты недвижимого имущества.
Установлено, что административный истец Алиев И.М. является собственником объекта капитального строительства с назначением "Деловое управление" с кадастровым номером N.., площадью... Данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером N... адресу: адрес, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14 ноября 2017 года.
Также административный истец является пользователем на праве аренды земельного участка с кадастровым номером N.., площадью... Земельный участок предоставлен административному истцу на основании Договора аренды земельного участка, предоставленного по результатам торгов по продаже права аренды земельного участка N4568-Пр от 16 августа 2016 года.
Административный истец Алиев И.М. в соответствии с частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ имеет преимущественное право выкупа спорного земельного участка.
Так, 01 декабря 2017 года административный истец для реализации своего права выкупа земельного участка обратился в Администрацию городского поселения город Янаул Республики Башкортостан и Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Янаул и Янаульскому району с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером N...
19 декабря 2017 года административный истец для реализации своего права выкупа земельного участка также обратился с заявлением в РГАУ Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект капитального строительства (здание - нежилое) с кадастровым номером N... поставлен на учет 07 ноября 2017 года, имеет площадь... кв.м. Расчет кадастровой стоимости был произведен согласно п.2.1 Порядка, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 года N113. При расчете применен удельный показатель кадастровой стоимости (далее - УПКС) в размере... руб./кв.м, утверждённый постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 20135года N496. В результате кадастровая стоимость составила... руб, рассчитана в Акте определения кадастровой стоимости, имеет дату определения - 07 ноября 2017 года, дату внесения и применения - 08 ноября 2017 года.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером N... поставлен на учет 12 февраля 2004 года, имел вид размешенного использования "Под жилую застройку индивидуальную" категории земель населенных пунктов и площадь 704 кв.м.
Кадастровая стоимость участка была определена в ходе работ по государственной кадастровой оценке земель (далее - ГКОЗ) населенных пунктов. По результатам выполненных работ УПКС составил... руб./кв.м, кадастровая стоимость составила... руб, утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 ноября 2015 года N 482, имеет дату внесения 29 декабря 2015 года, дату определения - 01 января 2015 года.
Далее, 03 марта 2016 года по данному земельному участку внесено изменение в сведения о виде разрешенного использования на формулировку "Деловое управление" и произведен перерасчет кадастровой стоимости. При определении кадастровой стоимости был применен УПКС 7-ой группы видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения" (пункт 1.2.7 Приказа Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года N39) в размере... руб./кв.м, утверждённый постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N646. В результате кадастровая стоимость земельного участка составила... руб, имеет дату определения - 03 марта 2016 года, дату внесения - 04 марта 2016 года.
В обоснование заявленных требований о несоответствии кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости административным истцом представлен отчет, выполненный ООО "Центр оценки и права" N171-17 от 06 декабря 2017 года, N172-17 от 07 декабря 2017 года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером N... по состоянию на 07 ноября 2017 года составляет... руб.; рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером N... состоянию на 03 марта 2016 года составляет... руб.
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По ходатайству представителя административного истца, с целью определения действительной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 января 2018 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Информ-Эксперт".
Согласно заключению эксперта ООО "Информ-Эксперт" Газдалетдинова А.М. N08/18 от 19 февраля 2018 года: рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 07 ноября 2017 года составляет... руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 03 марта 2016 года составляет... руб.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу о том, что заключение оценочной судебной экспертизы, выполненное экспертом ООО "Информ-Эксперт" Газдалетдиновым А.М, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, содержит подробное описание проведенного исследования стоимости объектов недвижимости. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Каких-либо доказательств того, что рыночная стоимость спорных объектов недвижимости является иной, чем отражено в экспертном заключении, суду лицами, участвующими в деле не представлено, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта и с учетом требований статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив данное заключение на предмет относимости, допустимости и достоверности, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего требования административного истца.
На основании изложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, в том числе вышеуказанное экспертное заключение, суд полагает возможным удовлетворить заявленные административным истцом требования.
Согласно положениям статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Из материалов дела следует, что административный истец с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости обратился в суд 20 декабря 2017 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Алиева ФИО8 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с назначением "Деловое управление" с кадастровым номером N.., площадью.., по состоянию на 07 ноября 2017 года в размере... руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N..,.., по состоянию на 03 марта 2016 года в размере... руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 20 декабря 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Р. Фархутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.