ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело N 3-87/2018
06 февраля 2018 года г. Уфа
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р,
при секретаре Ханановой А.Т,
с участием представителя административного истца Абдужамалова Ю.А. - Рябова Д.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абдужамалова ФИО9 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,
установил:
Абдужамалов Ю.А. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец Абдужамалов Ю.А. указал, что он является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером N..,...
Кадастровая стоимость данного нежилого здания определена по состоянию на 04 августа 2015 года в размере... рублей.
Считая кадастровую стоимость объекта недвижимости завышенной, административный истец обратился к независимому оценщику. Отчетом ООО "Гипар" N145/2017 от 22 ноября 2017 года установлена рыночная стоимость данного объекта недвижимости по состоянию на 04 августа 2015 года в размере... рублей.
Размер кадастровой стоимости нежилого здания затрагивает права и законные интересы собственника в части размера налога, поскольку кадастровая стоимость является базовой для исчисления имущественного налога, ее установление в завышенном размере препятствует свободному осуществлению предпринимательской деятельности ввиду необоснованного увеличения платежного бремени.
На основании изложенного, административный истец просил суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N..,.., равной его рыночной стоимости в размере... руб. по состоянию на 04 августа 2015 года.
В судебном заседании представитель административного истца Абдужамалова Ю.А. - Рябов Д.А, действующий по доверенности от 19 сентября 2016 года, просил требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N.., равной его рыночной стоимости по состоянию на 04 августа 2015 года с учетом проведенной по делу судебной экспертизы в размере... рублей.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
С 01 января 2015 года введен новый порядок исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости (глава 32 Налогового Кодекса Российской Федерации). Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (абзац 2 пункта 1 статьи 402 Налогового Кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-з "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 01 января 2015 года установлена единая дата начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В соответствии с частью 4 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Согласно части 2 статьи 24.15 вышеуказанного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Установлено, что Абдужамалов Ю.А. является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером N..,.., что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 01 ноября 2017 года.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект капитального строительства (здание-нежилое) с кадастровым номером N.., поставлен на учет 01 июля 2011 года, имел площадь 157,9 кв.м.
Далее, 04 августа 2015 года внесено изменение в сведения о площади данного объекта недвижимости на значение 669,4 кв.м.
Кадастровая стоимость объекта была определена в ходе работ по актуализации государственной кадастровой оценки (далее - ГКО) объектов жилого и нежилого фонда. Перечень объектов недвижимости, подлежащих ГКО, был сформирован по состоянию на дату - 01 января 2015 года. Объект недвижимости с кадастровым номером N... был включен в Перечень объектов оценки со значением площади 157,9 кв.м, которое он имел на дату 01 января 2015 года.По результатам выполненных работ удельный показатель кадастровой стоимости (далее - УПКС) составил... руб./кв.м, кадастровая стоимость данного объекта недвижимости составила... руб, утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2015 года N496, имеет дату определения - 01 января 2015 года, дату внесения - 30 декабря 2015 года.
После утверждения постановления Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2015 года N496, кадастровая стоимость была пересчитана для значения площади 669,4 кв.м, согласно пункту 4.1. Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 года N113, с применением УПКС в размере... руб./кв.м.
В результате кадастровая стоимость составила... руб, имеет дату определения - 04 августа 2015 года, дату внесения - 09 марта 2016 года.
Административным истцом в обоснование размера рыночной стоимости нежилого здания представлен отчет ООО "Гипар" N145/2017 от 22 ноября 2017 года, согласно которому рыночная стоимость данного объекта недвижимости по состоянию на 04 августа 2015 года установлена в размере... рублей.
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По ходатайству представителя административного истца, с целью определения действительной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 декабря 2017 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО Оценочной компании "ТерраНова".
Согласно заключению эксперта ООО Оценочной компании "ТерраНова" Захарова И.А. NОКС/01/01/18-ЗЭ от 10 января 2018 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N..,... по состоянию на 04 августа 2015 года составляет... рублей.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу о том, что заключение оценочной судебной экспертизы NОКС/01/01/18-ЗЭ от 10 января 2018 года, выполненное экспертом ООО Оценочной компании "ТерраНова" Захаровым И.А, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, содержит подробное описание проведенного исследования стоимости объекта недвижимости. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Каких-либо доказательств того, что рыночная стоимость спорного объекта недвижимости является иной, чем отражено в экспертном заключении, суду лицами, участвующими в деле не представлено, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта и с учетом требований статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив данное заключение на предмет относимости, допустимости и достоверности, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего требования административного истца.
Результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца как его собственника, являющегося плательщиком имущественного налога, размер которого определяется исходя из их кадастровой стоимости, в связи с чем истец вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.
На основании изложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, в том числе вышеуказанное экспертное заключение, суд полагает возможным удовлетворить заявленные административным истцом требования.
Согласно положениям статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Из материалов дела следует, что административный истец с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости обратился в суд -30 ноября 2017 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Абдужамалова ФИО10 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N..,.., равной его рыночной стоимости в размере... по состоянию на 04 августа 2015 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 30 ноября 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Р. Фархутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.