Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Дьяконовой З.С., Оконешниковой М.М.,
при секретаре Гороховой А.Ю,
с участием прокурора Андросовой А.Ю, представителя ответчика Николаевой Н.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Усть-Алданского районного суда РС (Я) от 10 января 2018 года по делу по иску и.о. прокурора Таттинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГУП "ЖКХ PC (Я)" об обязании обеспечить нормативный неснижаемый запас топлива в котельных Таттинского района, которым
постановлено:
Исковое заявление удовлетворить.
Обязать Государственное унитарное предприятие "Жилищно- коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" обеспечить на подведомственных котельных, расположенных на территории МР "Таттинский улус" 7-ми суточный запас основного и резервного твердого топлива (угля) и 5-ти суточный запас основного и резервного жидкого топлива (сырой нефти) на период отопительного сезона 2017-2018 гг. до 31 мая 2018 г. включительно.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М, выслушав пояснения прокурора и представителя ответчика, судебная коллегия
установила:
И.о. прокурора Таттинского района обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в заявлении о том, что в ходе проверки исполнения требований законодательства в сфере жилищно - коммунального хозяйства в части обеспечения запаса твердого и жидкого топлива на объектах жизнеобеспечения, эксплуатируемых Государственным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" на территории Таттинского района, было установлено, что по состоянию на 04 декабря 2017 г. теплоснабжающей организацией на котельных не обеспечен запас твердого и жидкого топлива, что может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц - жителей района - на получение коммунальных услуг надлежащего качества и в полном объеме, гарантированные Жилищным кодексом РФ. Просил суд обязать ГУП "ЖКХ PC (Я)" обеспечить на подведомственных котельных, расположенных на территории MP "Таттинский улус", 7-ми суточный запас основного и резервного твердого топлива (угля) и 5-ти суточный запас основного и резервного жидкого топлива (сырой нефти) на период отопительного сезона 2017-2018 гг. до 31 мая 2018 г. включительно.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик. В апелляционной жалобе представитель просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права. Указывает, что предприятие поддерживает неснижаемый нормативный запас топлива, достаточный для обеспечения потребностей в теплоснабжении населения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - ФЗ "О теплоснабжении") к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
В соответствии с п. 5 ст. 20 ФЗ "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
Согласно подп. "в" п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода.
В соответствии с пп. 11 ст. 2 ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Согласно п. 4.1.1, п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 10, 11, 12 Порядка определения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10 августа 2012 г. N 377, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
Количество суток, на которые рассчитывается неснижаемый нормативный запас топлива, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки. Так, для твердого топлива, доставленного автомобильным транспортом, установлен 7 суточный запас, для жидкого - 5 суточный запас.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Государственное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" является теплоснабжающей организацией на территории муниципального образования "Таттинский улус". Основным видом его деятельности является производство и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными. Таким образом, обязанность обеспечить бесперебойное теплоснабжение объектов, расположенных на территории муниципального образования, возложена на ответчика.
Суд первой инстанции, рассматривая дело, пришел к выводу о том, что ГУП "ЖКХ РС (Я)" на котельных, расположенных на территории МР "Таттинский улус", не обеспечен нормативный запас твердого и жидкого топлива.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда в части необеспечения ответчиком нормативного запаса жидкого топлива (сырой нефти).
По правилам ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Принимая решение об удовлетворении иска прокурора, суд исходил из оперативной информации по завозу и остаткам котельного топлива, предоставленной филиалом ГУП ЖКХ. Так, согласно данной информации факт отсутствия в большинстве котельных требуемого 7-суточного запаса твердого топлива соответствует действительности, учитывая его остаток на складе.
Вместе с тем доказательств, достоверно свидетельствующих об отсутствии в котельных нормативного запаса жидкого топлива, в материалах дела не имеется.
Так, на сырой нефти в районе работают 3 котельных ( ********, ********, ********), которые в сутки потребляют соответственно 3,000, 6,400 и 8,078 тонн. Как усматривается из апелляционной жалобы, сырая нефть на основании договора хранения находится на нефтебазе АО " ********". Согласно оперативной информации, остаток данного топлива по состоянию на дату подачи иска в суд составлял 15,800, 24,100 и 63,150 тонн. При этом жидкое топливо также хранится в котельных в емкостях объемом 4,3 тонны.
В связи с указанными обстоятельствами, у суда первой инстанции не имелось достаточных оснований для удовлетворения требования прокурора о возложении на ответчика обязанности обеспечить 5-суточный запас жидкого топлива на котельных.
При таких обстоятельствах решение суда в части обязания ответчика обеспечить на котельных 5-ти суточный запас основного и резервного жидкого топлива (сырой нефти) подлежит отмене на основании п.п. 4 п.1 ст.330 ГПК РФ, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Алданского районного суда РС (Я) от 10 января 2018 года по данному делу отменить в части удовлетворения исковых требований прокурора района об обязании ГУП "Жилищно - коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" обеспечить на подведомственных котельных, расположенных на территории МР "Таттинский улус", 5-ти суточный запас жидкого топлива (сырой нефти) на период отопительного сезона 2017-2018 гг. до 31 мая 2018 г. включительно.
Принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Ноева В.В.
Судьи Дьяконова З.С.
Оконешникова М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.