Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Дьяконовой З.С., Оконешниковой М.М.,
при секретаре Гороховой А.Ю,
с участием административного истца Конаковой Ю.Э, ее представителя Чистоедова Д.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда от 18 января 2018 года по делу по административному иску Конаковой Ю.Э. к Окружной администрации г.Якутска о признании незаконным заключения комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об отказе в постановке в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, которым
постановлено:
В удовлетворении административного иска отказать.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В, пояснения административного истца и ее представителя, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заключением комиссии Окружной администрации г.Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 14 декабря 2017г. Конаковой Ю.Э. отказано во включении в Единый государственный реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем.
Конакова Ю.Э, не согласившись с данным заключением комиссии, обратилась с административным иском в суд, ссылаясь на то, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. После смерти матери в _______ г. находилась под опекой бабушки К, отца нет. При обращении в 2013г. с заявлением о включении ее в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, последовал отказ ввиду наличия в собственности жилого помещения ( *** доли в праве). Настоящий отказ мотивирован тем, что на момент обращения истцу исполнилось *** года и отсутствует нуждаемость в жилье. Указывает, что общая площадь жилого помещения по адресу:.., составляет *** кв.м, и на каждого собственника приходится *** кв.м, что меньше учетной нормы, установленной по г.Якутску. Считает, что как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, является нуждающейся в предоставлении жилья. Просила суд признать отказ незаконным и обязать административного ответчика включить ее в реестр детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем.
Судом принято вышеуказанное решение, законность и обоснованность которого оспаривается административным истцом. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, приведя те же доводы. Считает, что имеет право на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном законом для таких лиц, ссылаясь на невозможность проживания в вышеуказанном доме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, Конакова Ю.Э. родилась _______г. в.., мать Л. умерла _______г, отца нет. На основании распоряжения вице-мэра г.Якутска от _______ г. N... К. (бабушка) назначена опекуном над несовершеннолетней Конаковой Ю.Э. Таким образом, истец в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей.
При обращении с заявлением в отдел опеки и попечительства Окружной администрации г.Якутска о включении истца в Единый реестр нуждающихся в обеспечении жильем, как оставшуюся без попечения родителей, письмом от 14 декабря 2017г. отказано.
Отказ мотивирован тем, что на момент обращения Конаковой Ю.Э. исполнилось *** года, также отсутствует нуждаемость в жилье, поскольку у нее на праве общей долевой собственности имеется жилье по адресу:.., общей площадью *** кв.м.
Истцом суду не представлено доказательств наличия обстоятельств, подтверждающих невозможность проживания в данном жилом помещении, также отсутствуют сведения о том, что дом признан аварийным и непригодным для проживания.
На момент обращения с заявлением в суд Конаковой Ю.Э. исполнилось *** года.
Сведений о том, что она как до совершеннолетия, так и после, поставлена на учет в качестве лица, оставшегося без попечения родителей и нуждающегося в улучшении жилищных условий, нет.
Письмом отдела опеки и попечительства Окружной администрации г.Якутска от 31 октября 2013г. отказано во включении истца в Единый реестр нуждающихся в обеспечении жильем, как оставшуюся без попечения родителей, в связи с отсутствием нуждаемости в жилье. Данный отказ административным истцом в установленные законом сроки в судебном порядке не обжалован.
Абзац 4 ст.1 Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста, лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
Таким образом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сохраняют право на внеочередное предоставление жилой площади, при достижении возраста 23 лет, только при условии, если они поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения указанного возраста.
Истец на учет нуждающихся в предоставлении жилой площади до достижения 23 лет не поставлена, доказательств суду не представлено. Между тем, в силу закона, предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно только при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Истец с заявлением о постановке на учет обратилась только в возрасте *** лет. Соответственно, на момент обращения в соответствии с преамбулой Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ, а также ст.1 данного закона, она не может обладать вышеуказанным статусом, предусматривающим определенные льготы по улучшению жилищных условий.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст.1 Закона РС(Я) от 15.12.2012г. 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, проживание в которых признается невозможным в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Республики Саха (Якутия);
3) признанные нуждающимися в жилых помещениях до вступления в силу настоящего Закона и не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями;
4) достигшие возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Постановлением Правительства РС(Я) от 15.05.2013 N 148 утвержден "Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются".
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным при наличии обстоятельств, установленных федеральным законодательством, а также в случаях проживания в таких жилых помещениях лиц:
1) не являющихся членами семей этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением;
2) признанных в установленном законом порядке недееспособными, ограниченно дееспособными;
3) имеющих или имевших судимость либо подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
4) больных хроническим алкоголизмом или наркоманией;
5) бывших усыновителей этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если усыновление отменено.
Проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам данных лиц в связи с наличием вышеуказанных обстоятельств.
В установленном законом порядке с заявлением о признании невозможным проживание в данном жилом помещении с приложением требуемых документов истец не обращалась и соответствующих решений органом местного самоуправления не принималось.
Вместе с тем, по смыслу п.1 Порядка при разрешении вопроса о невозможности совместного проживания правовое значение имеет статус лиц, проживающих в данном жилом помещении, и имеющих самостоятельное право пользования жильем.
Таким образом, невозможность проживания истца в жилом помещении, принадлежащем ей на праве долевой собственности, не установлена в порядке, определенном указанным Порядком.
В приведенной связи истец не является нуждающимся в жилом помещении и не может быть принята на соответствующий учет.
При таких обстоятельствах правовые и фактические основания для признания незаконным и отмене заключения комиссии Окружной администрации г.Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют, ввиду чего решение суда подлежит оставлению без изменения. Нарушений прав и интересов истца оспариваемым решением не допущено.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст.84 КАС РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда. Доводы жалобы выводов суда не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, сводятся к переоценке доказательств и субъективному толкованию норм материального права, в связи с чем не могут повлечь отмену постановленного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда от 18 января 2018 года по делу по административному иску Конаковой Ю.Э. к Окружной администрации г.Якутска о признании незаконным заключения комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об отказе в постановке в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ноева В.В.
Судьи Дьяконова З.С.
Оконешникова М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.