Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Дьяконовой З.С.,
при секретаре Гороховой А.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца и апелляционному представлению прокурора на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 декабря 2017 года, которым по административному делу по иску прокурора Алданского района Республики Саха (Якутия) в интересах Тарахович И.В. к Комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по вопросам предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов о признании незаконным решения об исключении из реестра лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года,
постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С, пояснения прокурора Андросовой Ю.А, представителя административного ответчика Сивцева Г.Л, судебная коллегия
установила:
Прокурор Алданского района РС (Я) в интересах Тараховича И. В. обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование своих требований сослался на то, что у Тараховича И. В, являющегося ветераном боевых действий, отсутствует жилое помещение на праве собственности или по договору социального найма. Тарахович И.В. состоит в МО " ********" в очереди на улучшение жилищных условий с 22.02.1999г, а также был включен в 2005 году в республиканский Реестр ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года (далее республиканский реестр). 22 июня 2017 года на основании решения Комиссии при Правительстве РС (Я) по вопросам предоставления социальных выплат на обеспечение жильем указанных лиц он исключен из названного республиканского Реестра ветеранов в связи с обеспеченностью жильем выше учетной нормы. Просил признать незаконным п. 5 протокола N... от 22.06.2017 Комиссии в части исключения Тараховича И. В. из вышеуказанного Реестра, отменить п. 5 протокола и обязать Комиссию восстановить Тараховича И. В. в этом республиканском Реестре.
14.12.2017 судом постановлено указанное выше решение, на которое прокурором принесено апелляционное представление и подана апелляционная жалоба истцом.
В апелляционном представлении прокурор настаивает на незаконности исключения Тараховича И.В. из реестра, указывая, что законных оснований для исключения из Реестра ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий, не имеется. Выражает несогласие с выводом суда о пропуске срока обращения в суд с данным иском. Ссылается на то, что о нарушении своих прав Тарахович И.В. узнал 06.09.2017. Просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что живет вместе с матерью, братом и дочерью в старом деревянном доме с печным отоплением. Состоит на очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 1999 г, является ветераном боевых действий, имеет ранение, и у нет возможности приобрести квартиру. Мать обратилась к прокурору в августе 2017 г. о нарушении его прав, сразу после того, как ему стало известно об оспариваемом решении, то есть в установленные сроки. Просит отменить решение суда, исковые требования удовлетворить.
Судебная коллегия, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, приходит к следующему.
Постановлением Правительства РС(Я) от 25.05. 2006 N 226 утвержден Порядок предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета (далее Порядок). Формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем указанной категории граждан является социальная выплата для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций в виде субвенций бюджету Республики Саха (Якутия), а также средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Предоставление гражданам социальных выплат производится в порядке очередности в соответствии с датой постановки на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики по месту жительства в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и включения в список на предоставление социальных выплат.
Решение вопросов предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов входит в полномочия Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов (далее Комиссия), за счет субвенций из федерального бюджета, состав которой утверждается распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия).
Данная Комиссия в силу пп. "з" п. 8.5 Порядка уполномочена принимать решение об отказе в предоставлении социальной выплаты в случае обеспеченности жилым помещением в размере, равном учетной норме жилой площади, установленной органом местного самоуправления, и выше.
Судом установлено, что истец проживает с 1976 года, момента рождения, совместно с матерью Т, братом В. и дочерью К. по адресу:... Нанимателем указанного жилого помещения является мать истца Т.
С 22.02.1999 Тарахович И.В. состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий в МО " ********".
Истец является участником... событий, ветераном боевых действий, о чем ему 23.09.2004 выдано удостоверение N... Как лицо, вставшее на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, он был включен в Реестр РС(Я) ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года.
22.06.2017 Комиссией по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов Тарахович И.В. из республиканского Реестра исключен. Как указала Комиссия, основанием для такого решения послужило то обстоятельство, что Тарахович И.В. обеспечен жилым помещением, общая площадь которого выше учетной нормы на каждого члена семьи, то есть в соответствии с Жилищным кодексом РФ (далее ЖК РФ) его нельзя признать нуждающимся в жилых помещениях. Правовым основанием для принятия такого решения явился подпункт "з" пункта 8.5 Порядка, которым предусмотрено, что Комиссия уполномочена принимать решение об отказе в предоставлении социальной выплаты в случае обеспеченности жилым помещением в размере, равном учетной норме жилой площади, установленной органом местного самоуправления, и выше. МО " ********" учетная норма жилой площади установлена равной 9 кв. м, а истец обеспечен жилым помещением в размере *** кв.м. общей площади.
Считая исключение незаконным, прокурор в интересах истца обратился с административным иском в суд.
Отказывая в удовлетворении искового заявления, суд согласился с выводами Комиссии о том, что истец обеспечен жилой площадью более учетной нормы, исключение его из Реестра получателей социальной выплаты не влечет нарушение его жилищных прав, поскольку он не утратил возможность получения жилья по договору социального найма согласно очереди на улучшение жилищных условий, в которой он состоит. Кроме того, суд пришел к выводу, что срок обращения в суд с административным иском пропущен и оснований для восстановления не имеется, прокурором не подтверждено наличие у него полномочий по предъявлению данного иска в интересах Тарахович И. В. согласно ст. 39 КАС РФ, поскольку доказательств невозможности самостоятельного обращения данного гражданина в суд с этим иском, не представлено.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Из акта проверки жилищных условий административного истца следует, что он проживает по адресу:.., в деревянном одноэтажном доме 1961 года постройки, общей площадью *** кв.м, жилой площадью *** кв.м, состоящей из *** комнат. Дом предоставлен матери истца Т. по договору социального найма. Дом с печным отоплением, не благоустроенный, венцы дома прогнившие, требуется капитальный ремонт как дома, так и жилого помещения. В доме зарегистрированы и проживают 4 человека: истец, мать истца Т, брат В. и дочь истца К.
Как ветеран боевых действий Тарахович И.В. имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах", которым предусмотрено что ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 11.1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее Закон о ветеранах) определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, в числе которых указаны и ветераны боевых действий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, основанием для включения в республиканский Реестр для обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий в порядке, определенном Законом о ветеранах, является нуждаемость ветерана в улучшении жилищных условий и постановка на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики по месту жительства в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.
Тарахович И.В. отвечал указанным требованиям, в связи с чем был включен в Реестр Республики Саха (Якутия).
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 г, установлены ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с указанной нормой граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Снятие Тарахович И.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, учитывая положения ст. 6 Вводного закона, могло производиться при наличии оснований, указанных в ст.32 ЖК РСФСР, действовавшей на момент постановки его на учет в 1999 г.
Согласно ст. 32 ЖК РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Таких оснований судом не установлено, Тарахович И.В. жилья на условиях социального найма или в собственности не имеет, с учета в органах местного самоуправления он не снят. Следовательно, решение Комиссии об исключении административного истца с республиканского Реестра является незаконным.
С отказом в удовлетворении требований истца по мотиву пропуска срока обращения в суд судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.
Причины пропуска установленного срока обращения в суд выясняются на предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут явиться основанием для отказа в удовлетворении административного иска, если пропуск срока имел место без уважительных причин или является пресекательным (части 5 и 8 приведенной статьи).
Вместе с тем в силу положений части 7 этой же статьи пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено поименованным кодексом.
Суд первой инстанции исходил из того, что истцу стало известно об оспариваемом решении 10 августа 2017, а прокурор с иском обратился 16 ноября 2017 года.
Констатировав пропуск срока обращения в суд Тараховича И.В. без уважительных причин, суд первой инстанции не принял во внимание состояние здоровья истца (решается вопрос об установлении инвалидности), его своевременное обращение за защитой своих прав в органы прокуратуры, незначительный пропуск срока обращения в суд (5 дней) и то обстоятельство, что до настоящего времени право на получение мер социальной поддержки истцом не утрачено, но не может быть реализовано исключительно по вине административного ответчика.
Следует также учесть, что задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Получение гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод является одним из принципов административного судопроизводства.
В связи с изложенным судебная коллегия считает необходимым признать, что срок обращения в суд пропущен по уважительным причинам.
Вывод суда, что с иском в суд обратилось неуполномоченное лицо, является ошибочным. В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Тарахович И.В, обращаясь с заявлением к прокурору, ссылался на тяжелую жизненную ситуацию, юридическую неграмотность, невозможность обратиться за юридической помощью, состояние здоровья, указывая, что в отношении него решается вопрос об установлении инвалидности. При таком положении прокурор был вправе обратиться в суд иском в интересах Тарахович И.В. Следует также учесть, что иск к рассмотрению по существу был принят судом, тогда как предъявление иска неуполномоченным лицом влечет его возвращение на стадии принятия иска.
Поскольку выводы суда первой инстанции противоречат фактическим обстоятельствам административного дела и нормам действующего законодательства, решение подлежит отмене в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, с вынесением нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 декабря 2017 года отменить.
Вынести новое решение, которым административный иск прокурора Алданского района Республики Саха (Якутия) в интересах Тараховича И.В. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить пункт 5 протокола N... от 22 июня 2017 года Комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по вопросам предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в части исключения Тарахович И.В, _______ г.р, из списка граждан, состоящих в Республиканском реестре ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
Обязать Комиссию при Правительстве Республики Саха (Якутия) по вопросам предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, восстановить Тараховича И.В. в Республиканском реестре ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
Председательствующий В.В. Ноева
Судьи М.М. Оконешникова
З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.