Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Черткова С.Н.
судей - Ялбаковой Э.В, Антуха Б.Е.
при секретаре - Абашкиной А.Ф,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства регионального развития Республики Алтай Николаевой М.Н. на решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 20 декабря 2017 года, которым
удовлетворено исковое заявление Чуйдыбаевой У. к администрации муниципального образования "Кош-Агачский район".
Отменено постановление администрации муниципального образования Кош-Агачский район от "дата" N "Об исключении из списка участников Чуйдыбаеву У.".
Возложена обязанность на администрацию муниципального образования "Кош-Агачский район" восстановить Чуйдыбаеву У. в списках лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья по программе "Переселенцы из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностях", вместо умершего супруга ФИО1, с учетом очередности умершего ФИО1 с датой постановки на учет "дата".
Заслушав доклад судьи Черткова С.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чуйдыбаева У. обратилась в суд с иском к администрации МО "Кош-Агачский район" об отмене постановления от "дата" N "Об исключении Чуйдыбаевой У.", обязании восстановить в списке на получение жилищной субсидии вместо умершего супруга ФИО1 с даты его постановки на учет в категории "инвалиды". Требования Чуйдыбаева У, мотивирует требования тем, что "дата" ее муж ФИО1 подал заявление в администрацию МО "Кош-Агачский район" о постановке на учет в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". В книге "Регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по программе "Переселенцы из Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" "дата" внесена запись о регистрации ФИО1 и истца под N. Затем в связи со смертью "дата" супруга, на основании определения суда об утверждении мирового соглашения по делу от "дата" администрация МО "Кош-Агачский район" включила истца в список и состав участников подпрограммы. Постановлением администрации МО "Кош-Агачский район" от "дата" N истец исключен из списка участников на получение жилищных субсидий (единовременных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений. По условиям мирового соглашения ответчик обязуется восстановить истца, Чуйдыбаеву У, в очереди граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для получения государственного жилищного сертификата с момента подачи заявления - "дата". Несмотря на имеющееся определение, администрация МО "Кош-Агачский район" исключила истца из списка участников программы.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в жалобе представитель третьего лица Министерства регионального развития РА Николаева М.Н, указывая, что умерший ФИО1 не мог выразить своего желания на участие в подпрограмме, которой на дату его смерти еще не существовало. Имеется только заявление от "дата" с резолюцией "поставить в очередь, согласно положению". Судом не учтены требования Положения о предоставлении гражданам, выезжающим из Кош-Агачского и Улаганского районов Республики Алтай, государственной финансовой поддержки на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального и республиканского бюджетов, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 23.01.2001 года N 13. В соответствии с п.4.3 Положения граждане вместе с заявлением предоставляют в администрацию района соответствующие документы. Суд не запросил, а истец не представил доказательств о постановке на учет ФИО1 как имеющего право на получение социальной выплаты. Очередность предоставления жилищной субсидии ФИО1 могла быть определена только соответствующим списком очередников. Судом не были запрошены и изучены утвержденные списки граждан, состоящих на учете в муниципальном образовании "Кош-Агачский район" как при жизни ФИО1, так и после его смерти. Судом неправильно применены положения ст. 1 Федерального закона N125-ФЗ (с изменениями). Судом не изучены и фактически не применены положения Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года N153, хотя ссылки на подпрограмму в решении суда присутствуют. Так в учетном деле Чуйдыбаевой У. отсутствуют документы, предусмотренные подпунктом "е" п. 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N153 с учетом того, что она восстановлена на учете на основании мирового соглашения, из которого следовало, что истец является наследником очереди умершего супруга. В учетном деле отсутствуют доказательства того, что Чуйдыбаева У. восстановлена в списках вместо умершего мужа с "дата". Администрация не приняв решения о переводе Чуйдыбаевой У. в список участников по дате написания заявления ФИО1 "дата", принимает решение об исключении ее из списков участников по этой дате. При этом Чуйдыбаева У. состояла на учете самостоятельно с "дата", однако данные обстоятельства судом не исследовались. Суд в соответствии со ст. 2 Федерального закона не отразил, по какой категории Чуйдыбаева У. должна быть восстановлена. Данные обстоятельства имеют значение для рассмотрен им дела, поскольку от этого зависит очередность получения субсидии истцом. Нормативными правовыми актами, примененными судом, программа "Переселенцы из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", не предусмотрена.
В возражениях на жалобу представитель Чуйдыбаевой У. - Кутбаева Г.Ч. указывает на отсутствие оснований для ее удовлетворения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав представителя Чуйдыбаевой У. - Кутбаеву Г.Ч, возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления по следующим основаниям.
Так, категории граждан, которые имеют право на получение жилищных субсидий, установлены ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Исходя из положений части 2 приведенной статьи, в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. Согласно ч. 5 ст. 5 указанного Федерального закона для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, определением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от "дата", принятым по иску Чуйдыбаеву У. к администрации МО "Кош-Агачский район" о восстановлении в очереди для приобретения жилья по программе "переселенцы из Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" вместо умершего мужа (дело N), утверждено мировое соглашение между Чуйдыбаевой У. и представителем ответчика ФИО7, по которому стороны договорились о восстановлении Чуйдыбаеву У. в очереди граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для получения государственного жилищного сертификата с момента подачи заявления с "дата".
Чуйдыбаева У. включена в состав участников программы в подкатегорию "инвалиды" с датой постановки на учет "дата".
Решением Жилищной комиссии Администрации МО "Кош-Агачский район" N от "дата" Чуйдыбаева У. исключена из сводного списка участников, так как в список включена вместо умершего мужа ФИО1 "дата". При этом жилищная комиссия исходила из того, что переоформление очереди в связи со смертью ФИО1 на члена семьи Чуйдыбаеву У. противоречит Федеральному закону от 25.10.2002 года N 125-ФЗ и Постановлению Правительства Российской Федерации N 879 от 10.12.2002 года в редакциях, действующих до 01.01.2012 года, не предусматривающих возможности правопреемства.
На основании указанного решения Администрацией МО "Кош-Агачский район" вынесено постановление от "дата" N об исключении Чуйдыбаеву У. из сводного списка участников на основании указанного решения Жилищной комиссии.
Установив указанные обстоятельства, учитывая наличие вступившего в законную силу определения суда об утверждении мирового соглашения, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, при этом судом правомерно было принято во внимание то обстоятельство, что Чуйдыбаева У. после смерти супруга ФИО1, как член семьи гражданина, состоявшего на учете, продолжала состоять в очереди на получение социальной выплаты, в категории "инвалиды", своим заявлением подтвердила свое право и желание участвовать в программе. Федеральным законом N 125-ФЗ (в редакции от 17.07.2011) прямо предусмотрено право члена семьи гражданина, состоявшего на учете на получение субсидии, на получение жилищной субсидии (с учетом даты постановки на учет и очередности предоставления жилищной субсидии) в случае его смерти. Поскольку истица является членом семьи умершего ФИО1, который стоял на учете в категории "инвалиды", на день смерти проживала совместно с ним и вела общее хозяйство, то она вправе претендовать на получение жилищной субсидии. Заключение администрацией МО "Кош-Агачский район" вышеуказанного мирового соглашения с Чуйдыбаева У, утвержденного судом, а также последующее исполнение условий этого соглашения свидетельствует о признании ответчиком факта наличия права Чуйдыбаевой У. состоять с "дата" на учете для получения оспариваемого вида субсидирования после смерти ее супруга ФИО1 Изложенные в определении суда от "дата" обстоятельства имеют преюдициальное значение, в связи с чем, обоснованно учтены судом при принятии решения по настоящему делу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что не имеется основания для удовлетворения требований истца, являются необоснованными, поскольку противоречат обстоятельствам, установленным по ранее рассмотренному гражданскому делу N, которые не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела, в котором участвуют те же стороны (ч. 2 ст. 61 ГПК РФ).
Суд также правильно исходил из того, что ранее действующее законодательство прямой запрет на данное правопреемство не содержало, а поскольку в последующем законодатель закрепил данное право в Федеральном законе, следовательно, применение их к ранее возникшим правоотношениям, как улучшающие положение данных лиц, является обоснованным.
Действительно согласно пп. "з" п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 879 от 10.12.2002 года (в редакции до внесения изменений Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 года N 909) граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае смерти.
Буквальное толкование указанной нормы права свидетельствует о том, что снятию с учета подлежит умерший гражданин. При этом ни Федеральный закон от 25.10.2002 года N 125-ФЗ, ни упомянутое Положение (в редакции до внесения изменений Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 года N 909) не содержат прямого указания на одновременное снятие с учета членов семьи умершего гражданина.
Сам факт постановки органом местного самоуправления гражданина на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на получение единовременной социальной выплаты с соблюдением очередности по дате подачи соответствующего заявления. Включив истицу в соответствующий список после смерти получателя, в качестве члена его семьи, ответчик тем самым признал данное право, а последующее исключение из списка, в период действия Федерального закона в редакции, действующей с 01.01.2012 года, не может быть признано обоснованным.
Коллегия обращает внимание, что перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрен п. 21 Положения. Основание, послужившее к снятию истца с учета, не предусмотрено в качестве оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Кроме того, неполное представление документов, необходимых для постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, оформление заявления о постановке на учет ненадлежащим образом также, не предусмотрено в качестве основания для снятия с учета.
Довод жалобы о том, что заявление как Чуйдыбаевой У. так и ее супругом ФИО1 о включении в списки на получение жилищной субсидии было оформлено ненадлежащим образом без предоставления соответствующих документов, подлежит отклонению по указанным выше основаниям.
Предоставление жилищной субсидии гарантировано государством. Поэтому в данной конкретной ситуации удовлетворение требований истца о праве состоять в очереди граждан, претендующих на получение субсидии для переселения из районов Крайнего Севера, отвечает положениям конституционных норм, является гарантом осуществления его прав на судебную защиту и защиту его социальных прав. Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость политики в социальной сфере.
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции. Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст.67 ГПК РФ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции находит заслуживающими внимания доводы жалобы относительно категории очередности учета.
По смыслу закона в рассматриваемой правовой ситуации право истца производно от права супруга. Чуйдыбаева У. бессрочно установлена "данные изъяты" группа инвалидности "данные изъяты". Резолютивная часть решения в этой части подлежит уточнению, что не влияет в целом на правильность выводов суда о наличии права Чуйдыбаевой У. состоять на учете для получения оспариваемого вида субсидирования и не влечет изменение либо отмену судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 20 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства регионального развития Республики Алтай Николаевой М.Н. - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 20 декабря 2017 года изложив ее следующим образом:
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования "Кош-Агачский район" восстановить Чуйдыбаеву У, "дата" года рождения, уроженку "адрес", в списках лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии (единовременной социальной выплаты) в рамках Федерального закона от 25.10.2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории "инвалиды" с датой постановки на учет "дата".
Председательствующий судья С.Н. Чертков
Судьи Э.В. Ялбакова
Б.Е. Антух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.