Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Янсона А.С,
судей Калимуллина Р.Я, Шакировой З.И,
при секретаре судебного заседания Горбуновой В.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиКалимуллина Р.Я. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Будкиной Т.М. на решение Новошешминского районного суда Республики Татарстан от 12 декабря 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Будкиной Т.М. к Исполнительному комитету Новошешминского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от 14 сентября 2017 года N 4 о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, о приостановлении ремонтно-строительных работ в указанном доме - оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Будкиной Т.М, её представителя Елушевой Л.М, подержавших жалобу, возражения представителей ответчиков - Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан - Гайнутдинова Р.Х. и Извековой В.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Будкина Т.М. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Новошешминского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от 14 сентября 2017 года о признании жилого дома пригодным для проживания и подлежащим капитальному ремонту, признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, ссылаясь на то, что истец является собственником "адрес". Согласно заключению межведомственной комиссии данный дом является пригодным для проживания и подлежит капитальному ремонту.
Истец выражает несогласие с заключением межведомственной комиссии, полагает его незаконным, так как при его принятии не учтены выводы, изложенные в заключительной части отчета о техническом состоянии строительных конструкций данного жилого дома, составленного 05 мая 2017 года АО "Казанский гипронииавиапром", согласно которым на основании выявленных в результате технического обследования повреждений а также ограниченно-работоспособного состояния несущих стен и перекрытий техподполья рекомендовано выполнение сноса данного жилого дома. Не учтены и выводы экспертного заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан" от 21 августа 2017 года, из которого следует, что в подвале данного многоквартирного дома постоянно присутствуют грунтовые воды, что способствует размножению насекомых, разрушению стен и цокольного этажа дома. Согласно протоколу измерений микроклимата от 21 сентября 2017 года ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан", в жилых помещениях дома превышен предельный уровень влажности, выявлено наличие плесени, грибка, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях". Будкина Т.М. указывает, что решение принято без учета мнения жильцов многоквартирного дома, большинство которых требовали признать дом аварийным и подлежащим сносу, и полагает нецелесообразным сохранение жилого дома и проведение в нем капитального ремонта, поскольку это требует больших финансовых затрат. Также указано, что срок для устранения дефектов и повреждений в доме был установлен до 01 октября 2017 года, однако нарушения до настоящего времени не устранены.
Суд в иске отказал.
В апелляционной жалобе истец Будкина Т.М. по мотиву незаконности и необоснованности просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение районным судом норм материального и процессуального права, ненадлежащую оценку собранных по делу доказательств, противоречия сделанных судом выводов фактическим обстоятельствам дела. В жалобе отмечается, что фактическое обследование межведомственной комиссией жилого дома не проводилось, о чем свидетельствует отсутствие акта обследования помещения, которое должно быть приложено к заключению межведомственной комиссии. Указывается, что судом первой инстанции не принято во внимание нарушение процедуры проведения работы межведомственной комиссии, которая регламентирована Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дом аварийным и подлежащим сносу" установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжения органов власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
В соответствии с пунктом 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
В соответствии с пунктом 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих и аварийных определены в Постановлении Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20 февраля 2004 г. N 10, где под ветхим жилым домом понимается жилой дом с физическим износом, при котором его прочностные и деформационные характеристики равны или ниже предельно допустимых характеристик, установленных нормативными документами. К ветхим жилым домам относятся кирпичные и каменные дома с физическим износом свыше 70%; деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.
Из материалов дела следует, что Будкина Т.М. является собственником "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26 сентября 2008 года.
Заключением межведомственной комиссии Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан от 14 сентября 2017 года данный жилой дом признан подлежащим капитальному ремонту с выполнением указанных в заключении видов строительно-ремонтных работ.
Согласно отчету о техническом состоянии строительных конструкций данного жилого дома, составленного 05 мая 2017 года АО "Казанский гипронииавиапром", по результатам технического обследования указанного жилого дома установлено, что его техническое состояние ограниченно-работоспособное, на основании выявленных повреждений, а также ограниченно-работоспособного состояния несущих стен и перекрытий техподполья рекомендовано выполнение сноса данного жилого дома; в случае же принятия заказчиком решения о сохранении жилого дома для обеспечения его дальнейшей надежной эксплуатации рекомендовано устранить выявленные дефекты и повреждения сроком до 01 октября 2017 года, незамедлительно выполнить замену всех водонесущих инженерных коммуникаций.
Согласно протокола измерений микроклимата от 21 сентября 2017 года, составленного ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан", на момент измерения относительная влажность в помещениях превышает ПДУ, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Постановлением руководителя Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан от 25 октября 2017 года внесены изменения в данное заключение, и постановлено заключение межведомственной комиссии читать в следующей редакции: "о выявлении оснований для признания многоквартирного дома по адресу "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции".
"адрес" Республики Татарстан включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, выделены денежные средства на выполнение необходимого объема работ на основании проектно-сметной документаций, разработанной АО "Казанский Гипронииавиапром", проведен аукцион по выбору подрядной организации, определены подрядные организации, имеющие необходимое разрешение. По состоянию на 29 ноября 2017 года выполнены работы по ремонту фундамента вышеуказанного дома в соответствии с разработанным проектом, по восстановлению разрушенных участков кирпичной кладки стен, гидроизоляционные работы с наружной стороны фасада и подвальной части и т.д. Заменены общедомовые сети систем водоснабжения и водоотведения (разводящие магистрали в подвальном помещении, стояки, выпуски к канализационным колодцам). Технический надзор за производством работ осуществляет ГКУ "ГИСУ Республики Татарстан".
Согласно информационному письму АО "Казанский Гипронииавиапром" от 23 ноября 2017 года, проведено комиссионное визуальное и инструментальное обследование несущих стен со стороны техподполья и первого этажа указанного жилого дома, в ходе которого установлено, что несущие наружные стены в уровне техподполья и первого этажа после выполненного ремонта имеют работоспособное состояние, прочность керамического кирпича и раствора несущих стен техподполья соответствует марке М60 и М15, силикатного кирпича и раствора первого этажа М100 и М15, несущие кирпичные стены техподполья и первого этажа имеют достаточную прочность на действие нагрузок от вышерасположенных конструкций. Также рекомендовано выполнение дополнительных ремонтных работ с обязательным повторным обследованием в составе данной комиссии, а также повторное обследование конструкций жилого дома согласно требованиям п. 4.3 ГОСТ 31937-2011.
Как следует из протокола измерений микроклимата от 27 ноября 2017 года, составленного Филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан" в Чистопольском, Спасском районах, на момент измерения параметры микроклимата в указанном доме соответствуют СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (изменения и дополнения 1 к СанПиН 2.1.2.2801-10).
Судом первой инстанции все обстоятельства дела, доводы сторон и представленные доказательства надлежащим образом исследованы и оценены, приняты все предусмотренные законом меры к установлению по делу юридически значимых фактов, по делу постановлено не противоречащее материальному и процессуальному закону решение об отказе в иске.
Принимая обжалуемое решение суд первой инстанции правильно исходил из того, что процедура оценки жилого помещения и оспариваемое заключение межведомственной комиссии в целом соответствуют Положению "о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дом аварийным и подлежащим сносу", заключение комиссии принято в пределах её компетенции в установленном порядке с исследованием указанных в положении обстоятельств на основании представленных материалов, подготовленных специализированной организацией, оспариваемое заключение не противоречит изложенным в отчете выводам, что составлено специализированной организацией, заключение межведомственной комиссией принято уполномоченным составом.
Следует отметить и то, что заключение межведомственной комиссии подписано должностными лицами, принимавшими участие в обследовании помещения, в том числе представителями отдела строительства, архитектуры и ЖКХ Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан, территориального отдела N 10 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Республике Татарстан", Палаты имущественных и земельных отношений Новошешминскго муниципального района Республики Татарстан, отделения надзорной деятельности межрайонного отделения надзорной деятельности по Новошешминскому и Черемшанскому муниципальным района УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан.
Предусмотренные законом основания для признания недействительным оспариваемых заключений отсутствуют, доказательств, опровергающих выводы комиссии, суду не представлено.
Выводы межведомственной комиссией сделаны с учетом степени и категории технического состояния основных строительных конструкций жилого дома в целом и степени фактического износа.
Доводы апелляционной жалобы истца Будкиной Т.М. не могут служить мотивом к отмене решения, они в ходе судебного разбирательства исследовались, что нашло отражение в принятом по делу решении.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в иске подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в решении, их правильность не вызывает сомнений у суда апелляционной инстанции.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержат предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новошешминского районного суда Республики Татарстан от 12 декабря 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Будкиной Т.М. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.