Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Насретдиновой Д.М,
судей Мелихова А.В. и Субботиной Л.Р,
при секретаре судебного заседания Минабутдиновой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Буинске Республики Татарстан на решение Дрожжановского районного суда Республики Татарстан от 25 декабря 2017 года, которым постановлено:
решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Буинске Республики Татарстан (межрайонное) N 1174658/17 от 17 октября 2017 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности признать незаконным.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Буинске Республики Татарстан (межрайонное) включить в специальный педагогический стаж для назначения досрочной страховой пенсии период службы в Вооруженных Силах с 14 июня 1991 года по 17 апреля 1993 года и назначить досрочную пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с 09 октября 2017 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Якупова И.И. и его представителя Харитонова В.И, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Якупов И.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Буинске Республики Татарстан о включении службы в Вооруженных Силах в педагогический стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В обоснование требований указал, что 09 октября 2017 года он подал ответчику заявление о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Решением ответчика от 17 октября 2017 года в назначении пенсии ему отказано в связи с отсутствием необходимого стажа продолжительностью 25 лет.
В специальный стаж не включен период службы в Вооруженных Силах СССР с 14 июня 1991 года по 17 апреля 1993 года.
С указанным решением истец не согласен, полагает его необоснованным, в связи с чем просил суд признать его незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж вышеуказанный период службы, признать за ним право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначить ему такую пенсию с 09 октября 2017 года.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд исковые требования удовлетворил и принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик выражает несогласие с вынесенным судебным решением, просит его отменить, указывая, что оно вынесено с нарушением норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, надлежащим образом извещен.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с пунктом 19 части 1, частями 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Аналогичные положения содержались и в подпункте 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из материалов дела видно, что 09 октября 2017 года Якупов И.И. подал ответчику заявление о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением пенсионного органа от 17 октября 2017 года за N 1174658/17 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей 25 лет.
В специальный стаж истца не был включен период службы в Вооруженных Силах СССР с 14 июня 1991 года по 17 апреля 1993 года
В бесспорном порядке в специальный стаж истца включено 23 года 1 месяц 29 дней.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, установив, что на момент обращения Якупова И.И. в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости им было выработано более 2/3 педагогического стажа, требуемого для досрочного назначения пенсии, пришел к выводу об обязании ответчика включить в специальный стаж истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости период его службы в армии.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года, применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратившим силу с 01 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой", было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение от 17 декабря 1959 года N 1397).
Подпунктом "г" пункта 1 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом в силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе службы в составе Вооруженных Сил СССР, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 01 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Как следует из материалов дела, начало педагогической деятельности Якупова И.И. приходится на 11 августа 1994 года, следовательно, в силу приведенного выше правового регулирования, нормы Положения от 17 декабря 1959 года N 1397, утратившего силу с 01 октября 1993 года, предусматривавшего, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не могут применяться для учета периодов педагогической деятельности истца при решении вопроса о признании за ним права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в период действия названного положения у истца отсутствовал стаж педагогической деятельности.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о возможности включения периода службы истца в армии в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения в связи с осуществлением им педагогической деятельности основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
При указанных обстоятельствах принятое судом решение не может быть признано законным и обоснованным, а потому подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дрожжановского районного суда Республики Татарстан от 25 декабря 2017 года по данному делу отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Якупова И.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Буинске Республики Татарстан о включении службы в Вооруженных Силах в педагогический стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности отказать.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.