Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р,
судей Фахрутдиновой Р.А, Шакировой З.И,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Валеевой А.Р. Денисовой Ю.В. на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 22 января 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования Валеевой Аиды Ренадовны к товариществу собственников жилья "Ривьера 71/5" об исключении задолженности за горячее и холодное водоснабжение, задолженности за канализацию (водоотведение) и взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Валеевой А.Р, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Валеева А.Р. обратилась к товариществу собственников жилья "Ривьера 71/5" с иском об исключении задолженности за горячее и холодное водоснабжение, задолженности за канализацию (водоотведение) и взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование требований указано, что Валеева А.Р. является собственником жилого помещения общей площадью 44,7 кв. м, расположенного по адресу: "адрес".
За январь 2016 года истице выставлен счёт на оплату коммунальных услуг с указанием задолженности: за горячее водоснабжение в размере 42141,05 рублей, за холодное водоснабжение - 2712,28 рублей и канализацию (водоотведение) - 5574,50 рублей. До февраля 2016 года какая-либо задолженность по коммунальным платежам отсутствовала.
Наличие задолженности по указанным позициям Валеева А.Р. считает незаконной, поскольку 13 января 2016 года она, в связи с истечением срока поверки индивидуальных счетчиков холодного и горячего водоснабжения, произвела их первичную поверку. До указанной даты (13 января 2016 года) начисления за холодное и горячее водоснабжение, а также за канализацию, осуществлялись по нормативам установленным ответчиком. С указанной даты поверки начисление за холодное и горячее водоснабжение, а также за канализацию, выставлялись уже по показаниям приборов учёта.
Однако, после передачи мастером, осуществившим поверку счетчиков, товариществу собственников жилья показаний приборов учёта (горячее водоснабжение - 524 куб. м, холодное водоснабжение - 360 куб. м), которые были зафиксированы на момент поверки, ответчик произвёл перерасчёт за весь период с учётом приведённых показаний. При этом товарищество собственников жилья "Ривьера 71/5" не учло, что зафиксированные при поверке показания приборов учёта подлежали применению исключительно в целях расчёта последующих платежей, то есть после 13 января 2016 года.
На основании изложенного Валеева А.Р. просила возложить на ответчика обязанность исключить задолженность за горячее водоснабжение в размере 42141,05 рублей, холодное водоснабжение - 2712,28 рублей, за канализацию (водоотведение) в размере 5574,50 рублей, а также просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
В суде первой инстанции представитель Валеевой А.Р. исковые требования поддержал.
Представитель товарищества собственников жилья "Ривьера 71/5" с иском не согласился.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе представитель Валеевой А.Р. просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Ссылается на доводы изложенные в исковом заявлении, при этом отмечает, ответчик не имел права производить перерасчёт задолженности за горячее и холодное водоснабжение, а также за канализацию (водоотведение) на основании показаний приборов учёта до их опломбирования.
В суде апелляционной инстанции Валеев а А.Р. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель ТСЖ "Ривьера 71/5" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежаще. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия указанного лица в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Валеева А.Р. является собственником жилого помещения общей площадью 44,7 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", с 25 октября 2006 года.
Управление многоквартирным жилым домом осуществляет товарищество собственником жилья "Ривьера 71/5".
В указанной квартире зарегистрированы по месту жительства: Валеева А.Р, с 18 августа 2010 года; Валеева А.Р, с 18 августа 2010 года; Нафигин Р.Р, с 31 марта 2012 года.
В названном жилом помещении установлены индивидуальные прибора учёта горячего и холодного водоснабжения N 143925 и N 517798.
Валеева А.Р. неоднократно обращалась с заявлениями на имя председателя ТСЖ "Ривьера 71/5" с просьбой не осуществлять начисление по горячему и холодному водоснабжению за периоды с 09 сентября 2012 года по 01 сентября 2013 года, с 03 сентября 2013 года по 01 сентября 2014 года, с 03 февраля 2015 года по декабрь 2015 года, с 12 февраля 2016 по 31 декабря 2016 года, с 01 января 2017 года по 31 декабря 2020 года.
13 января 2016 года Валеевой А.Р. проведена поверка индивидуальных приборов учёта горячего и холодного водоснабжения N 143925 и N 517798.
Согласно показаниям счетчиков с октября 2009 года по декабрь 2017 года, установленным в квартире истицы, следует что показания по горячему водоснабжению на октябрь 2009 года - 1 куб. м, а на январь 2016 года - 524 куб. м, на июнь 2016 года - 528 куб. м; по холодному водоснабжению: на октябрь 2009 года - 1 куб. м, на январь 2016 года - 360 куб. м, на июнь 2016 года - 364 куб. м.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях товарищества собственником жилья "Ривьера 71/5", выразившихся в произведении перерасчёта задолженности и доначисления за потребление горячего и холодного водоснабжения, а также за канализацию (водоотведение), за последние три года на основании представленных показаний индивидуальных приборов учёта, нарушений не выявлено.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласна.
Ссылка истицы на то, что ответчик, производя перерасчёт, незаконно учёл показания приборов учёта до их опломбирования не может служить основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку истицей не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих несоответствие показаний данных прибор реально потреблённому за указанный период объёму коммунальных услуг.
Порядок исчисления за потребленную коммунальную услугу устанавливается ПравиламиПравилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, согласно которым учёт объёма (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта.
Согласно пункту 34 подпункта "д" Правил потребитель обязан: обеспечивать проведение поверок установленных за счёт потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учёта, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учёта, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Согласно свидетельству о поверке N 55-02-06/24786 водосчётчик СВ-15т "Метер" N 517798 признан пригодным к применению до 13 января 2022 года, показания 360 куб. м.
Согласно свидетельству о поверке N 55-02-06/24787 водосчётчик СК СГ-90-3/15 "Метер" N 143925 признан пригодным к применению до 13 января 2020 года, показания 524 куб. м.
Согласно акту проверки Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан N НС-14764 от 16 августа 2016 года, проведенной по заявлению истицы, нарушений в действиях товарищества собственников жилья "Ривьера 71/5" не выявлено, вышеуказанные приборы учёта находятся в рабочем состоянии.
Таким образом, при проведении поверки 13 января 2016 года мастером не были выявлены нарушения в работе указанных приборов, в связи с чем у судебной коллегии не имеется оснований полагать, что показания данных приборов не корректны и не отражают реальный объём потреблённых жильцами вышеуказанной квартиры коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах, исковые требования об исключении задолженности за горячее и холодное водоснабжение, задолженности за канализацию (водоотведение) подлежат отклонению. Оснований для освобождения Валеевой А.Р. от обязанности по уплате образовавшейся задолженности по обязательным платежам, судебная коллегия по доводам апелляционной жалобы ответчицы не усматривает.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 22 января 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Валеевой А.Р. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.