Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р,
судей Фахрутдиновой Р.А. и Шакировой З.И,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шакировой З.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 11 января 2018 г. (с учетом определения об исправлении описки от 1 марта 2018 г.), которым постановлено:
исковые требования Ахметовой Р.Г. удовлетворить.
Признать недействительным постановление Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 19 октября 2017 г. N 2659 об отказе в принятии Ахметову Р.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Возложить обязанность на Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан постановить на учет Ахметову Р.Г. в качестве нуждающейся в жилом помещении, как вдову ветерана Великой Отечественной войны Ахметова Р.Г, умершего "дата"
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Мингазова Н.Н, поддержавшего жалобу, представителя Ахметовой Р.Г. - Лапина А.Е, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ахметова Р.Г. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком Зеленодольского района), в обоснование которого указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право на получение жилого помещения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", поэтому просила отменить, как незаконное и нарушающее ее права, постановление органа местного самоуправления от 19 октября 2017 г. N 2659 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязать ответчика поставить ее на указанный учет.
В судебном заседании представитель Ахметовой Р.Г. иск поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании 8 декабря 2017 г. иск не признал.
Третье лицо - Министерство труда, занятости и социальной зашиты Республики Татарстан явку представителя на судебное разбирательство не обеспечило.
Судом постановлено решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Исполкома Зеленодольского района ставится вопрос об отмене решения суда. В жалобе отмечено, что принимая оспариваемое решение, заявитель жалобы руководствовался документами, свидетельствующими о том, что уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения истицы превышает установленную учетную норму. Однако данное обстоятельство не было учтено судом при разрешении спора.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании пп. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (п. 1).
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Как установлено судом, Ахметова Р.Г. является вдовой участника Великой Отечественной Войны Ахметова Р.Г, умершего "дата" и проживает в принадлежащем ее сыну Ахметову Р.Р. жилом доме общей площадью 73,4 кв.м по адресу: "адрес".
Согласно справке с места жительства в указанном доме кроме истицы состоят на регистрационном учете: Ахметов P.P. - с "дата", Ахметов А.Р. - с "дата" Ахметова Э.А, "дата" года рождения - с "дата", Ахметова Д.А. - с "дата", Ахметова Э.А, "дата" года рождения - с "дата", Ахметова Ф.И. - с "дата" г. (л.д. 15).
Постановлением Исполкома г. Зеленодольска от 19 марта 2010 г. учетная норма площади жилого помещения исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
14 сентября 2017 г. Ахметова Р.Г. обратилась в Исполком Зеленодольского района с заявлением о принятии на учет для предоставления жилищной субсидии, как вдове участника Великой Отечественной войны.
Постановлением Исполкома Зеленодольского района от 19 октября 2017 г. N 2659 Ахметовой Р.Г. отказано в принятии на такой учет в связи с тем, что уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения превышает установленную учетную норму.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что на каждого члена семьи Ахметовой Р.Г, зарегистрированного в указанном жилом доме, приходится по 10,5 кв.м общей площади жилого помещения, что ниже учетной нормы, установленной постановлением Исполкома г. Зеленодольска от 19 марта 2010 г.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.
Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Из материалов дела следует, что жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", принадлежал Ахметовой Р.Г. на праве общей долевой собственности (2/3 доли) на основании договора дарения от "дата"
По договору дарения от "дата" Ахметова Р.Г. подарила принадлежащую ей долю в доме своему сыну - Ахметову P.P.
Переход права собственности зарегистрирован "дата" (л.д. 66-67).
С учетом изложенных правовых норм, в целях проверки доводов ответчика суду необходимо было установить, не совершала ли истица действия, направленные на ухудшение жилищных условий, являются ли они умышленными и недобросовестными, дав правовую оценку фактическим обстоятельствам дела, включая факт регистрации в доме в период с "дата" по "дата" Ахметовых А.Р, Э.А, Д.А, Э.А. и Ф.И.
Так, согласно предоставленной Управлением Росреестра по Республике Татарстан информации Ахметову А.Р. (внуку истицы) на праве общей долевой собственности (1/2 доли) принадлежит жилой дом общей площадью 70,4 кв.м, расположенный по адресу: "дата" (рег.... от "дата").
Ахметовой Ф.И. (снохе истицы) принадлежат следующие объекты недвижимости: квартира общей площадью 36,21 кв.м, расположенная по адресу: "адрес" (рег.... от "дата") и квартира общей площадью 40,1 кв.м, расположенная по адресу: "адрес" (per.... от "дата").
При изложенных обстоятельствах, которые являются юридически значимыми при определении уровня обеспеченности истицы и членов ее семьи общей площадью жилого помещения, очевидно, что с учетом принадлежащих Ахметовым Ф.И. и А.Р. жилых помещений уровень обеспеченности Ахметовой Р.Г. общей площадью жилого помещения превышает установленную учетную норму.
По мнению судебной коллегии, совершенные членами семьи истицы действия по регистрации в жилом доме общей площадью 73,4 кв.м при наличии
в собственности других жилых помещений, совершены с целью приобретения Ахметовой Р.Г. права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Между тем данные обстоятельства не приняты во внимание судом, что привело к нарушению норм материального закона, регулирующего спорные правоотношения, а потому решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. 199, п. 2 ст. 328, ст. 329, пп. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 11 января 2018 г. по данному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении иска Ахметовой Разии Галямовны к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным постановления от 19 октября 2017 г. N 2659 и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как вдову ветерана Великой Отечественной войны, отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.