Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сайдашевой Э.Р, Фахрутдинова И.И,
при секретаре судебного заседания Ворожейкиной Г.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Горшунова Д.Н. административное дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Татарстан на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 3 ноября 2017 года, которым постановлено:
"административное исковое заявление Шиабутдиновой Рамзии Анасовны удовлетворить частично.
Признать действие Министерства здравоохранения Республики Татарстан незаконным.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан организовать обеспечение Р.А. Шиабутдиновой лекарственным препаратом "Экулизумаб" (Солирис) по медицинским (жизненным) показаниям в необходимом объеме и в полном соответствии с рекомендациями консультативного заключения клиники ГБОУВПО "Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова" от 17 марта 2014 года N558 на постоянной основе до момента излечения основного заболевания - пароксизмальная ночная гемоглобинурия.
Решение подлежит немедленному исполнению".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан - Стрюкову Т.А, представителя Министерства финансов Республики Татарстан - Галимову М.М. в поддержку доводов апелляционной жалобы, Шиабутдинову Р.А, возражавшую ее удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шиабутдинова Р.А. обратилась в суд к Министерству здравоохранения Республики Татарстан, Управлению здравоохранения города Набережные Челны Республики Татарстан, ГАУЗ "Городская поликлиника N7" с административным исковым заявлением о признании действий незаконными, возложении обязанности организовать обеспечение лекарственным препаратом "Экулизумаб" (Солирис) по медицинским (жизненным) показаниям в соответствии с рекомендациями на постоянной основе до излечения.
В обоснование заявленных требований указано, что 17 марта 2014 года административный истец прошла консультирование по представленной медицинской документации и по результатам проведенного в Институте ГБОУВПО "Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова", где был подтвержден основной диагноз: "Пароксизмальная ночная гемоглобинурия, классическая форма D59.5 (2013). Хронический внутрисосудистой гемолиз. Анемия III. Трансфузионная зависимость, диагноз верифицирован результатами высокочувствительной проточной цитометрии" (27.01.2014 клон пароксизмальной ночной гемоглобинурии: 96,5% CD14-FLAER-моноцитов, 95,45% CD24-FLAER-гланулоцитов, 19,73% CD235+CD59-FLAER-эритроцитов).
Как указывает административный истец, в отношении нее врачебным консилиумом Института гематологии и трансплантологии в январе 2014 года, вследствие тяжелой болезни по жизненным показаниям (хронической внутрисосудистой гемолиз, гемолитические кризы, анемия тяжелой степени, трансфузионная зависимость, дисфункция гладкой мускулатуры (дисфагия, абдоминальные боли) было принято заключение и рекомендовано назначение препарата "Экулизумаб", так как имеются показания для включения пациентки в Федеральный регистр лиц, страдающих жизнеугрожающих и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.
Данный препарат является единственным представленным терапевтической группы ингибиторов комплемента с зарегистрированными показаниями для патогенетической терапии пароксизмальной ночной гемоглобинурии и не имеет аналоговых замен и альтернативных методов лечения. Дозировка прописана в консультативном заключении от 17 марта 2014 года.
С ноября 2015 года Шиабутдинова Р.А. начала получать данный препарат на бесплатной для нее основе, а в январе 2016 года ей прекратили выдавать медицинский препарат "Экулизумаб".
В этой связи административный истец обратилась в Министерство здравоохранения в Республике Татарстан с просьбой об обеспечении ее по жизненным показаниям препаратом "Экулизумаб", приложив консультативное заключение от 17 марта 2014 года.
Министерством здравоохранения Республики Татарстан сообщено, что в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 ноября 2012 года "О формах документов для введения регионального сегмента Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и порядке их предоставления" в Республике Татарстан организовано ведение регионального сегмента указанных категорий граждан. И как указывает административный истец, она включена в вышеуказанный региональный сегмент Российской Федерации.
Административный истец указывает, что Министерством здравоохранения Республики Татарстан никакой информации о порядке и сроках обеспечения ее жизненно необходимым препаратом "Экулизумаб" ответ не содержал, и никаких конкретных действий Министерством здравоохранения Республики Татарстан по исполнению врачебных рекомендаций в части лечения не было предпринято.
Шиабутдинова Р.А. считает данный отказ незаконным. В результате бездействия Министерства здравоохранения Республики Татарстан административный истец остается без жизненно необходимого препарата, что подвергает ее риску необходимых инвалидизирующих осложнений и даже гибели, в связи с особенностями прогрессирующего течения заболевания.
Препарат "Экулизумаб" является единственным в мире представителем терапевтической группы ингибритов комплемента (селективным иммунодепрессантом) с зарегистрированным показанием для ПНГ и предназначенным для патогенетической терапии данного заболевания согласно инструкции по медицинскому применению, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации. Других препаратов, имеющих прямые показания к применению, терапию ПНГ и утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации на территории Российской Федерации не имеется.
Также в административном исковом заявлении указано, что в отношении административного истца, следует, что с 2013 года она состоит на учете у гематолога ГАУЗ "Городская поликлиника N2" города Набережные Челны Республики Татарстан с диагнозом "Нормохромная анемия II степени неясного генеза", принимет лечение. Клинико-лабораторной ремиссии достичь не удалось. Рекомендована терапия препаратом "Экулизумаб". Как указывает административный истец, на данный момент препарат она не получает, а каждые два месяца проходит стационарное лечение в гематологическом отделении ГАУЗ "Городская больница N2" города Набережные Челны Республики Татарстан.
На основании вышеизложенного, административный истец просит признать действие Министерства здравоохранения незаконными и обязать организовать обеспечение лекарственным препаратом "Экулизумаб" (Солирис) по медицинским (жизненным) показаниям в необходимом объеме и в полном соответствии с рекомендациями консультативного заключения клиники ГБОУВПО "Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова" от 18 марта 2014 года N558 на постоянной основе до момента излечения основного заболевания - пароксизмальная ночная гемоглобинурия.
В судебном заседании Шиабутдинова Р.А. заявленные требования поддержала.
Представитель Министерства здравоохранения Республики Татарстан Ревякина А.К. в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель административного ответчика ГАУЗ "Городская поликлиника N7" Пичугин Р.В. в судебном заседании административное исковое заявление не признал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласилось Министерство здравоохранения Республики Татарстан, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, указывая в обоснование, что государственный орган не допускал бездействия, Шиабутдинова Р.А. была включена в региональный сегмент Федерального регистра лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.
Лекарственный препарат "Экулизумаб" не включен в льготные перечни для федеральных и региональных льготников, его закупка не финансируется за счет Министерства здравоохранения Республики Татарстан.
При этом Шиабутдинова Р.А. с декабря 2015 года по декабрь 2016 года обеспечивалась данным препаратом по бесплатным рецептам на общую сумму 27,4 млн. рублей. Заключение, на основании которого выписывался данный препарат, носит рекомендательный характер, основанием для выписки льготных рецептов не является.
Средства на закупку данного препарата в бюджете не заложены.
Кроме того, Министерство здравоохранения Республики Татарстан предпринимает все необходимые меры для получения препарата.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители Министерства здравоохранения Республики Татарстан и Министерства финансов Республики Татарстан доводы апелляционной жалобы поддержали.
Шиабутдинова Р.А. с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации провозглашено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Пункт 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.
Частью 4 статьи 44 указанного Федерального закона предусмотрено ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, в целях обеспечения таких граждан лекарственными препаратами.
Согласно части 9 статьи 83 данного Федерального закона, обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в Перечень, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года N 403 утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или его инвалидности. В данном Перечне под номером 2 значится пароксизмальная ночная гемоглобинурия (Маркиафавы-Микели), код заболевания D59.5.
Препарат экулизумаб был предусмотрен Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года N 2724-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи" (Приложение N 1 под кодом L04AA).
Этот же препарат в настоящее время предусмотрен Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 года N 2323-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи".
Из материалов административного дела следует, что Шиабутдиновой Р.А. поставлен диагноз - пароксизмальная ночная гемоглобинурия, который включен в перечень 24 нозологий (орфанных заболеваний). Данный диагноз окончательно был установлен медицинским учреждением ГБОУВПО "Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова" 17 марта 2014 года, поскольку в медицинских учреждениях Республики Татарстан точный диагноз установить не могли, равно как и назначить соответствующее лечение.
На основании заключения от 17 марта 2014 года Шиабутдиновой Р.А. констатирована нуждаемость в лечении лекарственным препаратом экулизумаб в установленной дозировке в постоянном режиме. Заключение оформлено в виде направления главному гематологу Республики Татарстан Ахмадееву А.А, ГАУЗ "Городская больница N2".
Судом установлено, что ранее, в период с ноября 2015 года Шиабутдинова Р.А. получала данный препарат за счет средств федерального бюджета, однако в январе 2016 года такое предоставление лекарственного препарата было прекращено.
23 марта 2017 года Шиабутдинова Р.А. обратилась в Министерство здравоохранения по Республике Татарстан с просьбой об обеспечении ее по жизненным показаниям препаратом "Экулизумаб", приложив консультативное заключение от 17 марта 2014 года.
Министерством здравоохранения Республики Татарстан было сообщено, что в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 ноября 2012 года "О формах документов для введения регионального сегмента Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и порядке их предоставления" в Республике Татарстан организовано ведение регионального сегмента указанных категорий граждан, Шиабутдинова Р.А. включена в вышеуказанный региональный сегмент Российской Федерации, однако требуемый препарат не входит в льготные перечни, в связи с чем данный вопрос будет рассмотрен при выделении дополнительных денежных средств.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из норм статей 16, 44, 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", положений Постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года N 403 и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года N 2724-р.
Основываясь на приведенных нормативных положениях, суд сделал вывод о том, что имело место незаконное бездействие административного ответчика, и удовлетворил частично заявленные требования.
Данный вывод по своему существу является правильным.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, правильного по существу и при надлежащем применении норм материального права. Довод апелляционной жалобы в этой связи подлежит отклонению.
Из материалов дела следует, что вопрос о назначении лекарственного препарата "Экулизумаб" разрешался в отношении Шиабутдиновой Р.А. ГБОУВПО "Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова". Ранее Шиабутдинова Р.А. на основании заключения данного медицинского учреждения получала указанный препарат бесплатно по жизненным показаниям.
Как указал суд, отсутствие порядка исполнения расходных обязательств уполномоченного органа исполнительной власти Республики Татарстан по обеспечению граждан лекарственными препаратами не может умалять гарантированных государством прав истца на бесплатное и своевременное получение лекарственных средств для лечения заболевания, включенного в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина.
При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку были соблюдены установленные федеральным законодательством порядок и условия назначения по жизненным показаниям лекарственных препаратов, входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, правовых оснований для переоценки выводов суда не содержат, сводятся к несогласию с решением по формальным основаниям, сами по себе не могут быть положены в основу его отмены, а потому подлежат отклонению.
Отсутствие денежных средств на приобретение лекарственного препарата не может послужить основанием для снижения уровня государственных гарантий по обеспечению Шиабутдиновой Р.А. необходимыми для его жизнедеятельности лекарствами. Формальные меры по учету административного истца и переписка между публичными органами по поставленному вопросу не подтверждают предоставления данным лицам лекарственных препаратов, назначаемых по жизненным показаниям.
Указание на то, что отсутствует финансирование на конкретные цели, не может быть расценено в качестве основания для неисполнения возложенных законом функций. Отсутствие бюджетных денежных средств само по себе не должно умалять установленное законодательством Российской Федерации право лица, страдающего тяжелым заболеванием, на получение лечения необходимыми лекарственными препаратами в рамках установленных мер государственных гарантий. При этом пациенты, страдающие редкими заболеваниями, должны иметь право на такое же качество лечения, как другие пациенты.
Более того, судебная коллегия находит правильным, что ранее Шиабутдинова Р.А. получала испрашиваемый препарат на бесплатной основе. При этом административные ответчики не ставили вопросов о необоснованности его назначения и финансирования приобретения за счет бюджетных средств.
Вопросы, связанные с финансированием закупа лекарственных препаратов, находятся вне компетенции суда. Министерство здравоохранения Республики Татарстан и Министерство финансов Республики Татарстан способны разрешить данный вопрос в пределах своей компетенции с учетом собственного правового статуса, места в системе органов государственной власти и межведомственного взаимодействия, получения субвенций из федерального бюджета, а также с применением положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов.
В связи с изложенным, доводы апелляционных жалоб подлежат отклонению.
Таким образом, как отмечено судебной коллегией, решение было принято при правильном определении обстоятельств административного дела, имело место правильное применение нормативных правовых актов, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 3 ноября 2017 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.