Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу Митиной Любови Федоровны на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 30 января 2018 г. N 12-3/2017,
установил:
постановлением государственного инспектора Республики Крым - специалиста 2 категории отдела экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона ФИО3 от 26 июля 2017 г. N 005280-0214/18.1-19-067/2017 генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью "Крым Ойл" Митина Любовь Федоровна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением заместителя главного государственного инспектора Республики Крым - заместителя министра экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО4 от 18 августа 2017 г. жалоба Митиной Л.Ф. оставлена без удовлетворения, постановление от 26 июля 2017 г. N 005280-0214/18.1-19-067/2017 - без изменения.
Указанное постановление и решение Митина Л.Ф. обжаловала в суд.
Решением судьи Джанкойского районного суда Республики Крым от 30 января 2018 г. N 12-3/2017 жалоба Митиной Л.Ф. оставлена без удовлетворения, постановление от 26 июля 2017 г. N 005280-0214/18.1-19-067/2017 и решение должностного лица от 18 августа 2017 г. - без изменения.
Не согласившись с принятым решением, Митина Л.Ф. подала жалобу, в которой просит указанные выше принятые по делу решения отменить.
Жалоба мотивирована тем, что Митина Л.Ф. о дате и времени рассмотрения жалобы не была оповещена в установленном законном порядке, решение по жалобе принималось в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав защитника Митиной Л.Ф. - Мартьянова А.В, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
В соответствии со статьей 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 14 Закона N89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу
опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I-IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В соответствии с ч.1 ст.19 Закона N89-ФЗ, приказа Минприроды России от 01.09.2011 N721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами", индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Согласно п.5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного приказом Минприроды России от 16.02.2010 N30 учету подлежат все виды отходов I-V классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
В силу ч.3,4 ст.18 Закона N89-ФЗ лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Пунктом 1 ст.39 Закона N7-ФЗ предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу п.2.1 "Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации" (утв. Минприроды РФ 15.07.1994) природопользователь обязан: принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами; соблюдать действующие экологические, санитарно - эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами; осуществлять раздельный сбор образующихся отходов по их видам, классам опасности и другим признакам с тем, чтобы обеспечить их использование в качестве вторичного сырья, переработку и последующее размещение; обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения); обеспечивать выполнение установленных нормативов предельного размещения отходов; оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном.
Из материалов дела усматривается, что с 22.03.2017 по 03.04.2017 специалистом 2 категории отдела экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона ФИО3 принято участие в проверке соблюдения требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами производства и потребления, проводимой Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении ООО "Крым Ойл".
По результатам проверки составлена справка, согласно которой выявлены нарушения требований природоохранного законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Так, 03.04.2017г. по адресу: "адрес" (АЗС N31) генеральным директором ООО "Крым Ойл" Митиной Л.Ф. не представлены документы и материалы, подтверждающие отнесение отходов к конкретному классу опасности и паспорта отходов I-IV классов опасности на следующие отходы: воды подсланевые и/или льяльные с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15% (код отхода по ФКОО 9 11100 02 31 4 - 4 класс опасности); отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код отхода по ФКОО 4 05122 02 60 5 - 5 класс опасности); осадок механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15% (код отхода по ФКОО 7 23102 02 39 4 - 4 класс опасности).
Кроме того, у ООО "Крым Ойл" отсутствует проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Учет образовавшихся и переданных другим лицам отходов ведется не по установленной законодательством форме, не учтены следующие виды отходов:
- воды подсланевые и/или льяльные с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15% (код отхода по ФКОО 9 11100 02 31 4 - 4 класс опасности);
- отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код отхода по ФКОО 4 05122 02 60 5 - 5 класс опасности);
- осадок механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15% (код отхода по ФКОО 7 23102 02 39 4 - 4 класс опасности).
01 мая 2016 г. между ООО "Крым Ойл" и ООО " "данные изъяты"" заключен договор аренды автозаправочной станции по адресу: "адрес". Согласно условий данного договора (п.2), арендуемый объект передается исключительно под производственную необходимость "Арендатора" и используется по прямому назначению.
24 апреля 2017 г. в адрес Минприроды Крыма Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой поступили материалы прокурорской проверки в отношении ООО "Крым Ойл" для принятия мер реагирования, а также решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении при наличии оснований.
18 июля 2017 года по данному факту государственным инспектором Республики Крым - специалистом 2 категории отдела экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении N005280 в отношении генерального директора ООО "Крым Ойл" Митиной Л.Ф. по ст.8.2 КоАП РФ, за нарушение требований ч.2 статьи 11, 14, ст.18, ч.1 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 5 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 01.09.2011 N271.
Постановлением государственного инспектора Республики Крым - специалиста 2 категории отдела экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона ФИО3 от 26 июля 2017 г. N 005280-0214/18.1-19-067/2017 генеральный директор ООО "Крым Ойл" Митина Л.Ф. привлечена к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт допущенного правонарушения и виновность генерального директора ООО "Крым Ойл" Митиной Л.Ф. в совершении административного правонарушения подтверждены: справкой по результатам участия в проверке в отношении ООО "Крым Ойл"; протоколом об административном правонарушении от 18.07.2017г. N005280; приказом N1 от 16.05.2017г. о назначении на должность генерального директора ООО "Крым Ойл" Митиной Л.Ф.; представлением и.о. прокурора ФИО6 об устранении нарушений закона в адрес генерального директора ООО "Крым Ойл" Митиной Л.Ф.; договором аренды от 01.05.2016г.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности генерального директора ООО "Крым Ойл" Митиной Л.Ф. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Судьей районного суда, с учетом приведенных законоположений, исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которые являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно положены судьей в основу вынесенного решения.
Решение судьи мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда не нарушены требования ст. 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу генерального директора ООО "Крым Ойл" Митиной Л.Ф. по делу не усматривается.
Довод жалобы Митиной Л.Ф. о том, что она о дате и времени рассмотрения жалобы на постановление от 26 июля 2017 г. N 005280-0214/18.1-19-067/2017 заместителем главного государственного инспектора Республики Крым - заместителем министра экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО4 не была оповещена надлежащим образом, правового значения не имеет, поскольку само по себе решение ФИО4 от 18 августа 2017 г. носит промежуточный характер.
Несогласие заявителя с выводами суда, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть его жалобу на постановление должностного лица.
Доказательств, подтверждающих принятие лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.
Порядок и срок привлечения генерального директора ООО "Крым Ойл" Митиной Л.Ф. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Учитывая, что жалоба на решение судьи Джанкойского районного суда Республики Крым от 30 января 2018 г. N 12-3/2017, не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены указанного решения суда отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу Митиной Любови Федоровны на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 30 января 2018 г. N 12-3/2018 - оставить без удовлетворения.
Решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 30 января 2018 г. N 12-3/2018 в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Крым Ойл" Митиной Любови Федоровны в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
Копия верна
Судья "данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.