Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу представителя ГУП РК "Вода Крыма" Узляковой М.С. на решение судьи Керченского городского суда от 09 февраля 2018 г. по делу N12-8/2018,
установил:
постановлением начальника территориального отдела по г. Керчи и Ленинскому району Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу Севастополю ФИО2 от 27 июня 2017г. N188 Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Вода Крыма" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Керченского городского суда от 09 февраля 2018 г. по делу N12-8/2018 указанное постановление должностного лица от 27 июня 2017г. N188 оставлено без изменения, жалоба ГУП РК "Вода Крыма" - без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, представитель ГУП РК "Вода Крыма" Узлякова М.С. подала жалобу, в которой просит отменить решение городского суда от 09 февраля 2018 г. и постановление должностного лица от 27 июня 2017г, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что выводы суда о правомерности привлечения ГУП РК "Вода Крыма" к административной ответственности за совершение правонарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также наличии всех элементов состава правонарушения, противоречат материалам дела.
В жалобе указано, что ни должностным лицом, ни судом не приняты во внимание представленные протоколы лабораторных исследований морской воды в месте выпуска сточных вод от Бондаренковских очистных сооружений за 05.09.2016г, 24.06.2016г, 26.09.2016г. с допустимыми показателями проб сточной воды.
Изучив материалы дела, заслушав представителя Межрегионального управления Роспотребнадзора по РК и городу Севастополю Территориального отдела по городу Керчи и Ленинскому району Синяговского С.С, возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В силу положений ст.18 Закона N 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
В соответствии с ч.1, 3 ст.39 Закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
СанПиН 2.1.5.2582-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения" устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных территориальных и внутренних вод морей, включая прибрежные морские воды в черте населенных пунктов и за их пределами, устьевые области рек, впадающих в эти моря, используемые и перспективные для рекреационного, лечебно-оздоровительного, хозяйственно-питьевого и культурно-бытового морского водопользования населения, прилегающую полосу суши шириной 2 км от линии максимального уровня воды и зоны их санитарной охраны.
Согласно подпункта "б" пункта 4.2.2, 4.2 СанПиН 2.1.5.2582-10 сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в воду морей только после соответствующей очистки и обеззараживания до установленных нормативов настоящих санитарных правил
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с информацией, полученной из Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе" в г. Керчь и Ленинском районе от 03.11.2016г, содержащей сведения о положительных результатах лабораторного контроля при исследовании сточных вод после очистки канализационных сетей на Бондаренковских очистных сооружениях г. Керчи, осуществляемой Керченским филиалом ГУП РК "Вода Крыма" установлено следующее.
Согласно протокола лабораторного исследования от 12.07.2016г. N3902, на Бондаренковских очистных сооружениях после очистки выделена Salmonella группы С 2; протокола от 22.08.2016г. N12535 - выделен ротавирус (методом ПЦР); протокола от 16.09.2016г. N1269 В (вирусологическая лаборатория) - выделен ротавирус (методом ПЦР).
Установлено, что в районах водопользования населения проводится сброс в воду морей сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, поверхностно-ливневых и других), которые содержат возбудителей инфекционных заболеваний вирусной природы, что является нарушением СанПина 2.1.5.2582-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных морей от загрязнения в местах водопользования населения", пунктов 4.2, 4.2.2 подпункта б.
По данному факту, 10 ноября 2016 года главным специалистом-экспертом территориального отдела по г. Керчи и Ленинскому району Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю ФИО5 было вынесено определение N06 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам ст. 6.3 КоАП РФ в отношении ГУП РК "Вода Крыма".
10 ноября 2016 г. главным специалистом территориального отдела по г. Керчи и Ленинскому району Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республика Крым и городу федерального значения Севастополю ФИО5 вынесено определение об истребовании в ГУП РК "Вода Крыма" сведений: копии устава предприятия, копии технологической карты очистки сточных вод.
21 ноября 2016г. ГУП РК "Вода Крыма" письмом за исх. N3119/01-19 информировал территориальный отдел Роспотребнадзора по г. Керчи и Ленинскому району о проведенных мероприятиях на БОС по улучшению качества очистки сточных вод. Также приложены копии протоколов лабораторных исследований, предоставленных ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе" от 05.09.2016г. N5654, согласно которому патогенные бактерии, в том числе сальмонеллы, не выделены; протокол лабораторных исследований от 24.06.2016г. N3296, согласно которому патогенные бактерии, в том числе сальмонеллы, не выделены; протокол лабораторных исследований от 26.09.2016г. N6233, согласно которому патогенные бактерии, в том числе сальмонеллы, не выделены.
19 декабря 2016 г. главным специалистом территориального отдела по г. Керчи и Ленинскому району Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю ФИО5 в отношении юридического лица ГУП РК "Вода Крыма" был составлен протокол об административном правонарушении N401 по ст.6.3 КоАП РФ.
27 июня 2017 г. начальником территориального отдела по г. Керчи и Ленинскому району Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю ФИО2 вынесено постановление N188 о привлечении ГУП РК "Вода Крыма" к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.
Факт допущенного правонарушения и виновность ГУП РК "Вода Крыма" в совершении административного правонарушения подтверждены материалами дела об административном правонарушении: протоколом об административном правонарушении N401 от 19.12.2016г, протоколами лабораторных исследований от 12.07.2016г. N3902, от 22.08.2016г. N12535, от 16.09.2016г. N1269.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с судом первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности ГУП РК "Вода Крыма" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым должностным лицом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.
Доводы, аналогичные заявленным в поданной в Верховный Суд Республики Крым жалобе, являлись предметом проверки судом первой инстанции, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном решении.
При таких обстоятельствах, жалоба представителя ГУП РК "Вода Крыма" Узляковой М.С. на решение судьи Керченского городского суда от 09 февраля 2018 г. по делу N12-8/2018 не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены решения суда отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу представителя ГУП РК "Вода Крыма" Узляковой М.С. на решение судьи Керченского городского суда от 09 февраля 2018 г. по делу N12-8/2018 - оставить без удовлетворения.
Решение Керченского городского суда от 09 февраля 2018 г. по делу N12-8/2018 - оставить без изменений.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
Копия верна
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.