Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Терентьевой Н.А.
судей Хожаиновой О.В, Юсуповой Л.А-В.
при секретаре Журавской Т.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Неукрытого Андрея Валериевича к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым о признании незаконным решения, по апелляционной жалобе Неукрытого Андрея Валериевича на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 ноября 2017 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Неукрытый А.В. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Администрации города Ялты Республики Крым, в лице Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты от 03 августа 2017 года N01-15/6383 об отказе в завершении оформления прав на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", на основании того, что решение Ялтинского городского совета АРК N76 от 16 января 2004 года и решение Ялтинского городского совета N378 от 30 октября 2007 года не утратили силу действия, мотивируя тем, решением 18-й сессии 24-го созыва Ялтинского городского совета N 76 от 16 января 2004 года с внесенными в него изменениями решением 13-й сессии 5-го созыва Ялтинского городского совета N 378 от 30 октября 2007 года истцу было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка, ориентировочной площадью 0,0600 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: "адрес" Во исполнение вышеуказанных решений им был заключен с землеустроительной организацией договор на выполнение землеустроительных работ по отводу в собственность данного земельного участка, изготовлены материалы выноса в натуру границ земельного участка, получены положительные заключения, составлена и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с определением координат и характерных точек границ, испрашиваемому земельному участку был установлен почтовый адрес: "адрес". Проект землеустройства по отводу ему в собственность испрашиваемого земельного участка не был своевременно рассмотрен и утвержден не по его вине, не вследствие его бездеятельности, а в связи с принятием Ялтинским городским советом нормативных актов, устанавливающих прямой запрет на рассмотрение подобных заявлений. Далее он неоднократно обращался в Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты с письменным заявлением о предоставлении ему испрашиваемого земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав на этот участок. Однако письменного ответа на его заявления получено не было. Последний раз в июле 2017 года он обратился с аналогичным заявлением в Департамент, которым 03 августа 2017 года ему был дан ответ о том, что решение 13-й сессии 5-го созыва Ялтинского городского совета от 30.10.2007 года N 378 по состоянию на 18 марта 2014 года утратило силу, в связи с чем, у него отсутствуют основания для завершения оформления прав на земельный участок. С указанным решением истец не согласен, считает его незаконным, не соответствующим требованиям законодательства, нарушающим его права, свободы и законные интересы.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 ноября 2017 года в удовлетворении административного искового заявления Неукрытого Андрея Валериевича отказано.
Не согласившись с указанным решением, Неукрытый А.В обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить ссылаясь на то, что судом неправильно установлены обстоятельства по делу, неверно применены нормы материального права. Считает, что судом не установлено, что проект землеустройства по отводу ему в собственность земельного участка, разработанный на основании решения Ялтинского городского совета N378 от 30 октября 2007 года не был своевременно рассмотрен и утвержден не по его вине, не вследствие его бездеятельности, а в связи с принятием Ялтинским городским советом нормативных актов, устанавливающих прямой запрет на рассмотрение подобных заявлений, а также в связи с корректировкой Генерального плана Большой Ялты. Указывает, что решение Ялтинского городского совета N378 от 30 октября 2007 года не было признано незаконным, никем не отменено, с его стороны выполнено в полном объеме, в связи с чем, считает, что основания для признания указанного решения утратившим силу отсутствуют.
В судебном заседании Неукрытый А.В, его представитель ТычинскийД.С. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.
Представители Администрации города Ялты Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что решением 18-ой сессии Ялтинского городского совета 24-го созыва от 16.01.2004 года N 76 "О предварительном согласовании и даче разрешения на составление проектов отводов земельных участков депортированным гражданам для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов и хозяйственных построек за пределами границ населенного пункта г. Ялты", с изменениями внесенными решением 13-й сессии 5-го созыва Ялтинского городского совета от 30 октября 2007 года N 378 Неукрытому А.В. дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,0600 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: "адрес", состав семьи - 1 человек.
22 июля 2009 года Ялтинским городским советом принято решение N672, согласно которому, в части установления срока действия, считать действующим до 16 сентября 2009 года решения Ялтинского городского совета о даче разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и технической документации по землеустройству, принятые до внесения изменений в статью 151 Земельного кодекса Украины.
Решением Ялтинского городского совета от 23 апреля 2010 года N667 решение 26-ой сессии Ялтинского городского совета 5-го созыва от 22 июля 2009 года N672 "Об установлении срока действия решений Ялтинского городского совета о даче разрешения на разработку проектов отвода земельных участков и технической документации по землеустройству" решено считать утратившим силу.
21 сентября 2017 года Неукрытый А.В. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, в порядке завершения оформления прав на земельный участок площадью 0,058 га, по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования для строительства и обслуживания жилого дома.
Рассмотрев указанное заявление, 03 августа 2017 года N01-15-6383 Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым Неукрытому А.В. дан ответ, согласно которому по состоянию на 18 марта 2014 года решение 13-й сессии 5-го созыва Ялтинского городского совета от 30 октября 2007 года N 378 утратило силу действия, в связи с чем, у Неукрытого А.В. отсутствуют основания для завершения оформления прав на земельный участок.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности действий административного ответчика об отказе Неукрытому А.В. в предоставлении в собственность земельного участка площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в порядке завершения оформления прав, поскольку решение 13-й сессии 5-го созыва Ялтинского городского совета от 30.10.2007 года N 378, которым последнему было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность, утратило силу через 24 месяца после вступления в силу Закона Украины N от 16.10.2008 года (вступившего в силу 14 октября 2008 года) "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству". Материалы дела не содержат сведений о том, по какой причине административным истцом не был представлен на согласование проект отвода земельного участка с момента принятия решения органом местного самоуправления и до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации, а также с заявлением о продлении срока действия решения 13-й сессии 5-го созыва Ялтинского городского совета от 30.10.2007 года N 378 в период 2007-2014 года.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается исходя из следующего.
Порядок урегулирования земельных отношений на момент вынесения решения о даче разрешения на разработку проекта по отводу земельного участка устанавливался Земельным кодексом Украины.
В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Украины в коммунальной собственности находились все земли в пределах населенных пунктом, кроме земель частной и государственной собственности, а также земельные участки за их пределами, на которых размещались объекты коммунальной собственности.
Согласно статье 116 Земельного кодекса Украины граждане приобретают право собственности или право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных ЗК Украины. Приобретения права на землю осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование.
Согласно части 6 статьи 118 ЗК Украины (в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением) граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (Приусадебный участок), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольской городской государственной администрации или сельского, поселкового, городского совета по местонахождению земельного участка. В заявлении указываются желаемые размеры и цель его использования.
Соответствующая местная государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет рассматривает заявление, а при передаче земельного участка фермерскому хозяйству - также выводы конкурсной комиссии, и в случае согласия на передачу земельного участка в собственность дает разрешение на разработку проекта его отвода. (пункт 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины).
В дальнейшем, 16 сентября 2008 года был принят Закон Украины N509 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству", согласно которому были изменены положения статьи 118 Земельного кодекса Украины, согласно которым выдача разрешения на составление проекта землеустройства подлежала осуществлению согласно положений статьи 151 Земельного кодекса Украины, а также изложена в новой редакции статья 151 ЗК Украины, в части 11 которой был установлен срок действия разрешения на составления проекта отвода земельного участка.
В пункте 3 Раздела 2 Заключительных положений Закона Украины от 16 сентября 2008 года N 509 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству" было указано, что принятые и не исполненные до вступления в силу этого Закона решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о согласовании места расположения объекта или о даче разрешения на разработку проекта отвода земельного участка сохраняют силу на протяжении двух лет со дня вступления в силу этого Закона.
Указанный закон вступил в силу 14 октября 2008 года.
10 декабря 2009 года вступил в силу Закон Украины от 05.11.2009 N 1702-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка приобретения прав на землю", которым статья 151 ЗК Украины была изложена в новой редакции, и отменены нормы, регулирующие срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка.
Законом Украины от 29.06.2010 N 2367-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию государственного регулирования в сфере строительства жилья" пункт 3 раздела 2 Заключительных положений Закона Украины от 16 сентября 2008 года N 509 изложен в новой редакции, в соответствии с которой принятые и не исполненные до вступления этим Законом решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о согласовании места расположения объекта или о даче разрешения на составление проекта отвода земельного участка сохраняют действие на протяжении двух лет со дня вступления в силу этого Закона, а разработанные в соответствии с этими решениями проекты землеустройства по отводу земельных участков рассматриваются в установленном законом порядке. Передача в аренду таких земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности осуществляется без проведения земельных торгов (аукционов).
Указанный Закон вступил в законную силу 23 июля 2010 года.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 года.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК), переоформление прав, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, должно быть завершено до 1 января 2019 года, а в части 4 - до 1 января 2018 года. Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату (часть 1 статьи 13 Закона N 38-ЗРК).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (пункт 1 Порядка).
В силу пункта 4 Порядка, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подаёт в соответствующий уполномоченный орган.
Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам указаны в пунктах 6, 7 Порядка.
Согласно статьи 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 ноября 2014 г. N 78, к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом.
Во исполнение постановления Совета министров Республики Крым решением Ялтинского городского совета N 37 от 30 марта 2015 года были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Пунктом 4 решения Ялтинского городского совета определено, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является Администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент).
Из анализа приведённых положений законодательства следует, что право на завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ, предоставлено на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Как усматривается из материалов дела, основанием для отказа Неукрытому А.В. в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в порядке завершения оформления прав, расположенного по адресу: "адрес", послужило окончание срока действия решения 13-й сессии 5-го созыва Ялтинского городского совета от 30 октября 2007 года N 378.
Учитывая, что в срок, установленный законодательством, действовавшим на момент возникновения правоотношений (Законом Украины от 29.06.2010 N 2367-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию государственного регулирования в сфере строительства жилья"), решение органа местного самоуправления реализовано не было, то оспариваемое решение Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым принято органом местного самоуправления правомерно, поскольку заявителем не соблюдена юридическая совокупность условий, являющихся правовым основанием для завершения процедуры оформления земельного участка в собственность, в частности, не предоставлена копия действующего решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона.
Административный истец, с заявлением о продлении срока его действия в орган местного самоуправления не обращался.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих Неукрытому А.В. реализовать решение в установленный срок, суду не представлено.
Кроме того, установленный законодателем срок действия решений не нарушал прав Неукрытого А.В. и являлся достаточным для реализации административной процедуры по оформлению земельного участка, поскольку в случае не подготовки заявителем необходимых документов в указанный срок, Ялтинский городской совет, как законный собственник, имел бы возможность распорядиться выделяемым земельным участком по своему усмотрению в ином порядке.
Также, из материалов дела следует, что испрашиваемый истцом земельный участок находится в постоянном пользовании ГП "Гурзуф" на основании государственного акта на право постоянного пользования землей серии N от 29 марта 2001 года, выданного совхоз-заводу "Гурзуф" Гурзуфского поселкового совета Гурзуфским поселковым советом народных депутатов г. Ялты Автономной Республики Крым в том, что определенному землепользователю предоставляется в постоянное пользование 794,44 га земли в границах согласно с планом землепользования.
Учитывая приведённые выше законоположения и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что, принимая решение N01-15/6383 от 03 августа 2017 года, административный ответчик действовал в пределах полномочий, постановление принято с соблюдением требований нормативных правовых актов о его форме и виде, а также при соблюдении процедуры его принятия.
Таким образом, решение суда первой инстанции основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана надлежащим образом. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом первой инстанции допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, они не опровергают его выводов.
В силу изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции решение постановлено при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу, верном применении норм материального права, вследствие чего отсутствуют основания для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 ноября 2017 года, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Неукрытого Андрея Валериевича, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: О.В. Хожаинова
Судья: Л.А.-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.