Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Хожаиновой О.В,
судей Терентьевой Н.А, Юсуповой Л.А-В,
при секретаре Дермоян Т.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бекирова Сервера Наримановича к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, заинтересованное лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании незаконными действий, обязании совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Бекирова Сервера Наримановича на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 22 ноября 2017 г, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В, объяснения административного истца Бекирова С.Н, его представителя Меметова Э.М, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
Бекиров С.Н. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, заинтересованное лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в котором просил признать незаконными действия Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым по предоставлению письменного ответа от 17 августа 2017 г. N 01-15/0703 на обращение Бекирова С.Н. от 11 августа 2017г. в части разъяснения содержания постановления Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. N 313 "Об утверждении порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым"; признать за Бекировым С.Н. право на завершение оформления прав на земельный участок, ориентировочной площадью 0,0600 га, расположенный по адресу: "адрес", для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) на основании решения 12-ой сессии Ялтинского городского совета 24-го созыва от 2 июня 2003 г. "О предварительном согласовании и даче разрешения на составление проектов отводов земельных участков депортированным гражданам для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов и хозяйственных построек за пределами границ населённого пункта г. Ялта".
Заявленные требования мотивированы тем, что решениями органа местного самоуправления Бекирову С.Н. было дано разрешение на составление проекта отвода земельного участка, площадью 0,06 га, расположенного на территории бывших сельхозугодий с/з Ливадия "адрес", уточнены сведения о категории земель - "Земли жилой и общественной застройки", утверждён генеральный план застройки отводимого земельного участка, а также дано разрешение на производство проектно-изыскательских работ для строительства индивидуального жилого дома по указанному выше адресу. В процессе реализации данных решений по заказу Бекирова С.Н. землеустроительной организацией ООО "Институт экологии, землеустройства и проектирования" изготовлен проект землеустройства по отводу земельного участка. 11 августа 2017 г. Бекиров С.Н. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты с просьбой дать письменные разъяснения относительно возможности завершения оформления прав на вышеуказанный земельный участок. Согласно полученному ответу административного ответчика от 17 августа 2017 г. N 01-15/0703 Бекирову С.Н. было сообщено, что завершение оформление прав на земельные участки на территории Республики Крым временно приостановлено распоряжением Главы Правительства Республики Крым от 12 апреля 2017 года N 180-рг. Также в данном письме, со ссылкой на постановление Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г.N 313, сообщалось, что завершение оформления прав на земельные участки, начатое до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых в период с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г. (за исключением решений, в которых указан срок действия, истекший до 21 марта 2014 г.). По мнению Бекирова С.Н, действия Департамента имущественных и земельных отношений по предоставлению на его обращение письменного ответа от 17 августа 2017 г. N 01-15/0703 в части разъяснения содержания постановления Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. N 313, являются незаконными, поскольку ни в одном нормативном правовом акте относительно завершения оформления права на земельные участки до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ не содержится условий о периоде принятия решений, на основании которых возможно завершение оформления прав.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 22 ноября 2017 г. в удовлетворении требований административного искового заявления Бекирову С.Н. отказано.
Не согласившись с постановленным решением, Бекиров С.Н. подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить состоявшийся по делу судебный акт, постановить новое решение об удовлетворении заявленных требований. Считает, что решение постановлено с нарушением норм материального права, судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции ошибочны и не соответствуют обстоятельствам дела.
Бекиров С.Н, его представитель Меметов Э.М. доводы апелляционной доводы поддержали и просили её удовлетворить.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Администрации города Ялты Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.
Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что решением Ялтинского городского совета АР Крым 12 сессии 24 созыва от 2 июня 2003 г. N 58 "О предварительном согласовании и даче разрешения на составление проектов отводов земельных участков депортированным гражданам для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов и хозяйственных построек за пределами границ населённого пункта г. Ялта" дано разрешение на составление проектов отводов земельных участков площадью 0,06 га согласно списку (приложение N 1), в том числе Бекирову С.Н. (номер земельного участка N) в жилом массиве компактного расселения на сельхозугодиях совхоза-завода "Ливадия" площадью 3,5 га.
Решением исполнительного комитета Ялтинского городского совета АР Крым от 13 июля 2006 г. N 928 Бекирову С.Н. разрешено производство проектно-изыскательских работ для строительства индивидуального жилого дома по адресу: "адрес".
11 августа 2017 г. Бекиров С.Н. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым с заявлением, в котором просил дать письменные разъяснения относительно возможности завершения оформления прав на земельный участок, ориентировочной площадью 0,06 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенный по адресу: "адрес", на основании решения Ялтинского городского совета АР Крым от 2 июня 2003 г. N 58 в соответствии со статьёй 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым". Также указал, что правоустанавливающий документ на земельный участок оформлен не был. На земельном участке по адресу: "адрес"), возведён жилой дом. Земельный участок и возведённый на нем дом находятся в его пользовании более 14 лет.
17 августа 2017 г. за N 01-15/6703 Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым направил Бекирову С.Н. ответ, в котором со ссылками на постановление Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014г. N 313 "Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым", разъяснения к указанному Порядку, данные Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым от 23 сентября 2014 г. N 01/194, указал, что действующими являются решения органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятые в период с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 года (за исключением решений, в которых указан срок действия, истекший до 21 марта 2014 г.). Принятое в отношении Бекирова С.Н. решение Ялтинского городского совета АР Крым 12 сессии 24 созыва от 2 июня 2003г. N 58, по состоянию на 21 марта 2014 г. является утратившим силу, ввиду чего завершить оформление на основании данного решения не представляется возможным.
Отказывая Бекирову С.Н. в удовлетворении заявленных требований административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что обращение Бекирова С.Н. было рассмотрено Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики по существу и в установленный законом срок в порядке рассмотрения обращений граждан в соответствии с положениями Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Для завершения оформления права на земельный участок истец вправе обратиться в Департамент с соответствующим заявлением с соблюдением требований п.5 Правил N 37, приложив к нему документы, указанные в пункте 6 Правил N 37. Также суд первой инстанции указал, что несогласие Бекирова С.Н. с содержанием ответа административного ответчика не свидетельствует о нарушении права административного истца на завершение оформления земельного участка, поскольку он не лишен возможности обращения в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка на основании решения Ялтинского городского совета от 2 июня 2003 г. N 58, при несогласии с принятым по нему решением оспорить его в судебном порядке.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается в силу следующего.
Согласно статье 32 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в статье 28 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, принятого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 ноября 2014 г. N 78, (действовавшего в редакции - на момент рассмотрения заявления Бекирова С.Н.).
В силу пункта 1.1 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым в новой редакции, утверждённого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 17 сентября 2015 г. N 11 (далее Положение), Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым создан Ялтинским городским советом Республики Крым, является самостоятельным функциональным органом и входит в структуру администрации города Ялты Республики Крым, осуществляет полномочия в сфере имущественных и земельных отношений в соответствии с Уставом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по оказанию муниципальных услуг в сфере имущественных и земельных отношений (пункт 3.2 Положения).
Согласно пункту 4.13 Положения, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым обязан
рассматривать заявления, обращения и жалобы граждан, предприятий, учреждений, организаций в соответствии с требованиями действующего законодательства и принимать по ним соответствующие меры.
Право гражданина получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением предусмотренных законом случаев, закреплено пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
Обязательность рассмотрения поступившего обращения в течение 30 дней со дня его регистрации предусмотрена частью 1 статьи 9, частью 1 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ.
Порядок рассмотрения обращения установлен статьёй 10 поименованного закона, согласно которой должностное лицо даёт подписанный им ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1, часть 3 указанной статьи).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК), завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", установлены Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014г. N 313.
Как уже указывалось, в поданном в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым 11 августа 2017 г. заявлении Бекиров С.Н. просил дать письменные разъяснения относительно возможности завершения оформления прав на земельный участок, ориентировочной площадью 0,06 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенный по адресу: "адрес", на основании решения Ялтинского городского совета АР Крым от 2 июня 2003 г. N 58 в соответствии со статьёй 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Указанное заявление было рассмотрено Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым с предоставлением письменного ответа от 17 августа 2017г. за N 01-15/6703, в котором сообщено, что решение Ялтинского городского совета АР Крым 12 сессии 24 созыва от 2 июня 2003 г. N 58, по состоянию на 21 марта 2014 г. является утратившим силу, ввиду чего завершить оформление на основании данного решения не представляется возможным.
Таким образом, административному истцу в установленный законодательством срок был дан ответ, содержащий информацию о рассмотрении его заявления по существу поставленного в нём вопроса, что соответствует приведённым выше положениям Федерального закона N 59-ФЗ.
При этом, судебная коллегия учитывает, что в судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец пояснил, что не обращался в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым с соответствующим заявлением о завершении оформления права на земельный участок по правилам, установленным Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014г. N 313.
В связи с указанным, судебная коллегия приходит к выводу о законности действий Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым по рассмотрению заявления Бекирова С.Н. от 11 августа 2017 г. и предоставлению соответствующего ответа от 17 августа 2017 г. N 01-15/6703.
Также судебная коллегия считает необходимым обратить внимание на следующее.
В силу пункта 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014г. N 313, (далее Порядок), завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подаёт в соответствующий уполномоченный орган.
Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам указаны в пунктах 6, 7 Порядка.
Аналогичные требования содержатся в Правилах предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённых решением Ялтинского городского совета N 37 от 30 марта 2015 г.
Таким образом, Бекиров С.Н. не лишен возможности обратиться в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым с соответствующим заявлением в порядке, установленном действующим законодательством.
С учетом изложенных выше положений Федерального Закона N 59-ФЗ, установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного искового заявления Бекирова С.Н.
Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.
Судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в решении отражены результаты оценки доказательств, приведены мотивы, по которым доказательства приняты в обоснование выводов суда.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, не опровергают выводов судебного решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, собранных доказательств и выводов суда.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 22 ноября 2017г. по административному делу N 2а-3522/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Бекирова Сервера Наримановича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: О.В. Хожаинова
Судьи: Н.А. Терентьева
Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.