Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Терентьевой Н.А,
судей Яковлева С.В, Юсуповой Л.А-В,
при секретаре Журавской Т.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Удоденко Марии Васильевны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Нижнегорского районного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Мороченец А.Л. об обжаловании сообщения об отказе в государственной регистрации прав и обязании зарегистрировать право собственности на земельный участок кадастровый номер 90:08:130401:1126, по апелляционной жалобе Удоденко Марии Васильевны на решение Нижнегорского районного суда Республики Крым 30 ноября 2017 года, которым административный иск удовлетворен частично.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Удоденко М.В. обратилась в Нижнегорский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействительным отказ Нижнегорского районного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 21 апреля 2017 года N2017-2 в регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок общей площадью 20691+/-1259 кв.м, кадастровый номер N, расположенный по адресу: "адрес" "адрес" на территории Михайловского сельского совета; обязать Нижнегорский районный отдел Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок общей площадью 20691+/-1259 кв.м, кадастровый номер N, расположенный по адресу: "адрес" на территории Михайловского сельского совета в установленный законом срок, мотивируя тем, что 21 апреля 2017 года ей было получено решение Нижнегорского районного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым N об отказе в государственной регистрации прав собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" С указанным решением истица не согласна, считает его незаконным и нарушающим ее права и законные интересы, указывая на нарушение процедуры государственной регистрации.
Решением Нижнегорского районного суда Республики Крым 30 ноября 2017 года административное исковое заявление Удоденко Марии Васильевны удовлетворено частично. Признано незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в лице государственного регистратора Мороченец А.Л. от 21 апреля 2017 года N2017-2 об отказе в государственной регистрации прав. В остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Удоденко М.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности произвести государственную регистрацию отменить, и принять в этой части новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на то, что ответчиком не принималось решение о приостановлении государственной регистрации в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N, с номером участка 3. Считает, что судом необоснованно принято доказательство, мотивируя тем, что Касаткин В.А. является начальником Морочинец А.Л. Указывает, что на момент подачи заявления о регистрации права собственности, были изготовлены документы: межевой план, проект межевания и кадастровый паспорт, которые прошли экспертизу и служат основанием для государственной регистрации, в связи с чем, ответчиком необоснованно отказано в регистрации.
В судебном заседании Удоденко М.В, ее представитель ТимофееваМ.В. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.
Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственный регистратор Нижнегорского районного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Мороченец А.Л. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Федеральный закон N 218-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В силу части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе, приём заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов (пункт 1); проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (пункт 2); проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав (пункт 3).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3).
Как усматривается из материалов дела, Удоденко М.В. является правообладателем земельного пая из земель, находившихся в коллективной собственности КСП "Агрофирма колхоз им. Крупской" Нижнегорского района Республики Крым, размером 2,01 в условных кадастровых гектарах, кадастровый N на основании свидетельства о праве на наследство N, свидетельства о праве на наследство N, сертификата на право на земельную часть (пай) (л.д. 16-19).
17 января 2017 года истица обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о регистрации прав на земельный пай, предоставив в качестве правоустанавливающих документов кадастровый паспорт земельного участка, сертификат на право на земельную долю (пай), а также выписку из протокола N 1 от 19 августа 2002 года заседания собрания совладельцев земельных сертификатов ООО "Агрофирма имени Крупской" Нижнегорского района АР Крым.
Сообщением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 21 апреля 2017 года N2017-2 Удоденко М.В. отказано в государственной регистрации прав, в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от 24 января 2017года N2017-1 и не устранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению регистрации собственности.
Отказывая в удовлетворении части требований об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества, суд первой инстанции исходил из того, что в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о том, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером N зарегистрировано 26 июля 2017 года за Удоденко М.В.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку административным ответчиком нарушены требования законодательства о государственной регистрации объектов недвижимости, что повлекло нарушение прав и законных интересов истца, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о наличии оснований для удовлетворения требований Удоденко Марии Васильевны.
При этом, как установлено судом первой инстанции в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о том, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером N зарегистрировано 26 июля 2017 года за Удоденко М.В, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований в части возложения обязанности произвести государственную регистрацию у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение о приостановлении государственной регистрации в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 90:08:130401:1126, с номером участка 3 не принималось, являются несостоятельными, поскольку, как установлено судом, в уведомлении допущена техническая описка, указан кадастровый номер участка 90:08:130401:1125, что не оспаривается ответчиком.
Таким образом, решение суда первой инстанции основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана надлежащим образом. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом первой инстанции допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, они не опровергают его выводов.
В силу изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции решение постановлено при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу, верном применении норм материального права, вследствие чего отсутствуют основания для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Нижнегорского районного суда Республики Крым 30 ноября 2017 года, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Удоденко Марии Васильевны, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: С.В. Яковлев
Судья: Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.