Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Куприенко С.Г.,
судей Бобровой Ю.М, Дубинской В.К,
при секретаре Шидлове Н.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобровой Ю.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ФСИН России по доверенности Канчалаба А.С. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 09 ноября 2016 года, которым постановлено:
признать неправомерным решение ФСИН России от 28 апреля 2015 г. N21 об отказе Масарову Виктору Анатольевичу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обязать ФСИН России поставить Масарова Виктора Анатольевича в составе семьи из двух человек (сын, Масаров Илья Викторович) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 13.12.2013.
Установила:
Масаров В.А. обратился с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решение комиссии ФСИН России от 28 апреля 2015 г. года об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - ЕСВ), об обязании поставить его с семьей из 6 человек на учет для получения ЕСВ, мотивируя свои требования тем, что не согласен с решением комиссии. Основанием для принятия решения явилось непредоставление всех необходимых документов и ухудшение жилищного положения. Однако, документы были предоставлены в полном объеме, тогда как регистрация несовершеннолетнего сына, истец считал, не может являться ухудшением жилищных условий.
Истец Масаров В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель ФСИН России Канчалаба А.С. в судебное заседание явился, исковые требования не признал, представил письменные возражения.
Суд постановилвышеприведенное решение, об отмене которого просит представитель ответчика ФСИН России по доверенности Канчалаба А.С, указывая на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, также нарушение судом первой инстанции норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ФСИН России по доверенности Канчабалу А.С, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца Масарова В.А, возражавшего против отмены решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим обстоятельствам.
В соответствии с положениями статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N23, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права ( часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ), основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Комиссией ФСИН России 28 апреля 2016 г. принято решение об отказе Масарову В.А. в постановке на учет для получения ЕСВ, по основания ухудшения жилищных условий.
Вопросы представления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами.
Основанием для отказа в постановке на учет явилось ухудшение жилищных условий, а именно вселение в жилое помещение сына истца, а также то, что не были предоставлены выписки из домовых книг.
С данным выводом суд первой инстанции не согласился, установив, что комиссией не было учтено, что в представленных выписках из лицевого счета указана следующая информация: площадь жилого помещения, собственник, количество зарегистрированных лиц, периоды регистрации, и указанной информации достаточно для принятия решения о постановке на учет.
В соответствии с п.8 ст. 4 Федерального закона сотрудник принимается на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий по ухудшению жилищных условий.
По мнению ФСИН России, ухудшение жилищных условий состоит в снятии с регистрационного учета сына по адресу: г. Псков, ***, в последующем, снятие с регистрационного учета Масарова В.А. с сыном по адресу: г. Псков, ***
Указанный довод ФСИН суд первой инстанции также не принял в качестве правомерного, установив, что ухудшения жилищных условий истцом допущено не было, поскольку на момент рассмотрения спора Масаров В.А. с сыном зарегистрированы в квартире площадью 73,8 кв.м, что больше ранее занимаемого ими жилого помещения.
С данными выводами суда первой инстанции коллегия не может согласиться в силу следующего.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 (далее - Правила), в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты к заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи;
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы,
подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений:
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник;
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения.
Судебной коллегией установлено, что в соответствии с протоколом заседания комиссии от 28 апреля 2015 г. N 21, Масаров Виктор Анатольевич, майор внутренней службы, обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Псковской области с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 13 декабря 2013 года.
Как следует из протокола комиссии, состав семьи истца 2 человека: заявитель, сын - Масаров Илья Викторович. Брак истца с Масаровой Ю.Л. расторгнут в 2009 году.
Заявитель с 2007 по 2009, сын с 2007 по 19 апреля 2013 года были зарегистрированы по адресу: г. Псков, ***. Представлена копия финансового - лицевого счета, выписка из лицевого счета, согласно которой собственником жилого помещения общей площадью 42,8 кв.м. является Сенник Л.В. (мать бывшей супруги).
Заявитель с 2009 по 22 ноября 2013г. сын с 26 апреля 2013г. по 22 ноября 2013г. были зарегистрированы по адресу: г. Псков, ***. Жилое помещение общей площадью 44,2 кв.м, принадлежащем на праве долевой собственности по ? доле матери и племяннику заявителя. В подтверждение указанных обстоятельств, в материалы дела представлена выписка из лицевого счета, архивная справка, копия финансового - лицевого счета.
Заявитель с сыном с 04 декабря 2013г. по 02 декабря 2016г. временно зарегистрированы по адресу: г. Псков, ***. Жилое помещение общей площадью 73,8 кв.м. принадлежит Буравлевой Е.Г. (родство не установлено), что также подтверждается выпиской из лицевого счета, архивной справкой и копией финансового-лицевого счета.
Выписка из домовой книги ни по одному из вышеуказанных адресов не представлена.
Частью 1 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 Кодекса).
На основании вышеизложенного, комиссия ФСИН России 28 апреля 2015 г. приняла решение отказать Масарову В.А, в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013г. N 369. В соответствии с п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, в связи с ухудшением жилищных условий в 2013 году.
Масаров В. А. является действующим сотрудником уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, в настоящее время проходит службу в УФСИН России по Псковской области.
В соответствии с приказом ФСИН России от 16 октября 2014 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной выплаты в учреждениях и органах УИС создаются следующие комиссии:
- комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам УИС, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
- комиссии территориальных органов ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в территориальных органах ФСИН России и подведомственных им учреждениях УИС, а также сотрудникам УИС, проходящим службу в учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в соответствующем субъекте Российской Федерации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
- комиссии образовательных организаций ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в образовательных организациях ФСИН России и их филиалах и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Комиссии ФСИН России об отказе в Масарову В.А. в постановке на учет для получения ЕСВ принято 28 апреля 2015 г. законно и обоснованно, поскольку помимо непредоставления необходимых документов, было установлено, что истец ухудшил свои жилищных условия, сменив постоянную регистрацию в жилом помещении бабушки, на временную, хоть и в помещении большей площади.
Поскольку, Правилами не установлено каких-либо ограничений в части повторной подачи заявлений о постановке на учет для получения ЕСВ (сроки подачи, ограничения в части повторного обращения с таким заявлением и т.д.), истец не лишен возможности обратиться с указанным рапортом повторно, устранив выявленные Комиссией ФСИН России недостатки.
Таким образом, коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе истцу в удовлетворении исковых требований, поскольку указанное решение суда постановлено с существенным нарушением норм действующего законодательства и основано на неверной оценке собранных по делу доказательств.
Руководствуясь ст. ст.328-330 ГПК РФ судебная коллегия,
Определила:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 09 ноября 2016 года - отменить.
Принять по делу новое решение:
В удовлетворении исковых требований Масарова В.А. к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от 28 апреля 2015 года об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.