Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Владимировой Н.Ю,
судей Климовой С.В, Мызниковой Н.В,
при секретаре Данильчик Ю.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю. дело по апелляционной жалобе представителя ФКУ "ГИАЦ МВД России" на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 02 ноября 2016г, которым постановлено:
Исковые требования Р.Л.А. к ФКУ "ГИАЦ МВД России" о признании приказа незаконным, обязании произвести перерасчет выслуги лет - удовлетворить.
Признать приказ ФКУ "ГИАЦ МВД России" N ***от 28.04.2016 г. незаконным в части расчета выслуги лет на пенсию подполковника внутренней службы Р.Л.А.
Обязать ФКУ "ГИАЦ МВД России" произвести перерасчет выслуги лет, исходя из льготного исчисления один месяц за полтора месяца, за периоды:
28.10.2005-16.12.2005 -нахождение в распоряжении ФСИН России;
05.04.2007-11.07.2007 - нахождение в распоряжении ФСИН России;
24.12.2010-25.02.2011-нахождение в распоряжении ФБУ ЦУС ФСИН России;
21.05.2013-01.07.2013 - нахождение в распоряжении ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России.
Обязать ФКУ "ГИАЦ МВД России" внести изменения в приказ ФКУ "ГИАЦ МВД России" N *** от 28.04.2016 в части расчета выслуги лет на пенсию подполковника внутренней службы Р.Л.В. и выдать выписку из приказа, соответствующую по содержанию приказа.
установила:
Р.Л.В. обратилась в суд с иском к ФКУ "ГИАЦ МВД России" о признании приказа незаконным, обязании произвести перерасчет выслуги лет, мотивируя свои требования тем, что она, подполковник внутренней службы, уволена со службы в органах внутренних дел с 04.05.2016 года, приказом ФКУ "ГИАЦ МВД России" N*** от 28.04.2016 года по п.4 ч.2 ст. 82 ФЗ от 30.11.2011 N342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" - по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Согласно указанному выше приказу и расчету, выслуга лет Р.Л.В. по состоянию на 04.05.2016г. составляет: в календарном исчислении - 18 лет 08 месяцев 22 дня; в льготном исчислении - 26 лет 00 месяцев 27 дня. При этом, как указывает истец, ей выдали на руки выписку из Приказа ФКУ "ГИАЦ МВД России" N ***от 28.04.2016г. с расчетом выслуги : в календарном исчислении - 18 лет 08 месяцев 22 дня, в льготном исчислении - 25 лет 08 месяцев 22 дня. С указанным расчетом льготного исчисления выслуги лет истец не согласна, считает, что ответчиком при расчете выслуги лет на пенсию допущены существенные нарушения, которые не позволяют назначить пенсию соответственно ее реальной выслуги лет в льготном исчислении. Ответчиком, как указывает истец, не засчитывается на льготных условиях, один месяц службы за полтора месяца, а засчитывается в календарном исчислении один месяц за один месяц следующие периоды: 28.10.2005-16.12.2005-нахождение в распоряжении ФСИН России; 05.04.2007-11.07.2007 - нахождение в распоряжении ФСИН России; 24.12.2010-25.02.2011-нахождение в распоряжении ФБУ ЦУС ФСИН России; 21.05.2013-01.07.2013 - нахождение в распоряжении ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России. Данные обстоятельства, как указывает истец, нарушают ее право на получении пенсии в должном размере. В связи с чем истец просила суд признать приказ ФКУ "ГИАЦ МВД России" N*** от 28.04.2016г. незаконным в части расчета выслуги лет на пенсию; обязать ФКУ "ГИАЦ МВД России" произвести перерасчет выслуги лет, исходя из льготного исчисления один месяц за полтора месяца, за периоды 28.10.2005-16.12.2005-нахождение в распоряжении ФСИН России; 05.04.2007-11.07.2007 - нахождение в распоряжении ФСИН России; 24.12.2010-25.02.2011-нахождение в распоряжении ФБУ ЦУС ФСИН России; 21.05.2013-01.07.2013 - нахождение в распоряжении ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России; Обязать ответчика внести изменения в приказ ФКУ "ГИАЦ МВД России" N*** от 28.04.2016 в части расчета выслуги лет на пенсию подполковника внутренней службы Р.Л.В. и выдать на руки истцу выписку из приказа, соответствующую по содержанию приказу.
Истец и представитель истца в судебное заседание явились, требования, по доводам, изложенным в исковом заявлении, поддержали.
Представитель ответчика в судебное заседание явилась, исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление
Черемушкинским районным судом г. Москвы постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ФКУ "ГИАЦ МВД России".
Р.Л.А. в заседание судебной коллегии дважды не явилась, о дне рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещена, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, в период с 15 января 2000 года по 20 октября 2014 года Р.Л.В. проходила службу в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации.
Согласно послужному списку Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ Р.Л.В. (личный номер *** приказами ФСИН России от 11.11.2005 N***, ***г. N*** была освобождена от занимаемой должности и зачислена в распоряжение Федеральной службы исполнения наказаний на основании статьи 16 Положения о службе в органах внутренних дел; ФБУ ЦУС ФСИН России от *** г. N***освобождена от замещаемой должности и зачислена в распоряжение ФБУ ЦУС ФСИН России с сохранением ранее установленных надбавок и доплат; ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России от ***г. N *** освобождена от замещаемой должности и зачислена в распоряжение ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России.
Согласно приказу ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России от *** г. N *** выслуга лет Р. Л.В. по состоянию на 20 октября 2014 года составила: в календарном исчислении - 17 лет 01 месяц 29 дней, в льготном -24 года 06 месяцев 13 дней. Период прохождения службы Росляковой Л.В. в ФКУ "ГИАЦ МВД России" составляет в календарном исчислении - 1 год 6 месяцев 13 дней (с 21.10.2014 по 04.05.2016).
На основании рапорта от *** г. Р. Л.В. приказом ФКУ "ГИАЦ МВД России" от 28.04.2016 N *** 4 мая 2016 года уволена со службы в органах внутренних дел в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Этим же приказом по состоянию на 4 мая 2016 г. Р.Л.В. определена выслуга лет, которая составила в календарном исчислении - 18 лет 08 месяцев 12 дней, в льготном исчислении - 26 лет 00 месяцев 27 дней.
При согласовании пенсионного расчета Р.Л.В. с отделом пенсионного обеспечения пенсионеров центрального аппарата МВД России возникли разногласия при расчете выслуги лет на льготных условиях в период ее прохождения службы в уголовно-исполнительной системе. Отделом пенсионного обеспечения пенсионеров центрального аппарата МВД России было указано о необходимости произвести перерасчет льготной выслуги в периоды нахождения Р. Л.В. в распоряжении ФСИН России, ссылаясь на то, что законом не предусмотрено льготное исчисление стажа в период нахождения сотрудника в распоряжении.
В связи с возникшими разногласиями при расчете льготной выслуги, ФКУ "ГИАЦ МВД России" обратилось в Департамент государственной службы и кадров МВД России (далее - ДГСК МВД России) по вопросу порядка расчета выслуги лет для назначения пенсии бывшему сотруднику Р.Л.В. Письмом ДГСК МВД России от 20.06.2016 исх. N ***, заместитель начальника указал, что все периоды нахождения Р.Л.В. в распоряжении ФСИН России следует учитывать в выслугу лет в календарном исчислении.
С учетом вышеизложенного, приказом ФКУ "ГИАЦ МВД России" от *** г. N *** в приказ ФКУ "ГИАЦ МВД России" от ***г. N *** внесены соответствующие изменения в части расчета льготной выслуги, на основании которого выслуга лет по состоянию на 4 мая 2016 года в льготном исчислении составила- 25 лет 08 месяцев 22 дня. Соответственно Росляковой Л.В. на руки выдали выписку из приказа ФКУ "ГИАЦ МВД России" от *** г. N*** с учетом внесенных изменений.
Рассматривая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что они подлежат удовлетворению.
С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может, при этом исходит из следующего.
В статье 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии
Российской Федерации, и их семей" (далее Закон N 4468-1) приведены условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет. Право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более (пункт "а" часть 1).
В статье 18 Закона N4468-1 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона N4468-1 засчитывается служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и др.
Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации, определены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N941 (далее -постановление Правительства N941), которое конкретизирует положения Закона N4468-1, указывая, какие именно периоды засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии. В частности, в данном нормативном акте указано, в каких случаях период службы засчитывается в выслугу лет на льготных условиях.
В соответствии с абзацем тридцать пятым пункта "г" части 3 Постановления Правительства N 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца службы в центральном и территориальных органах и иных учреждениях уголовно-исполнительной системы - по перечню предприятий, учреждений, организаций и должностей, утвержденному Министром юстиции Российской Федерации. Приказом Минюста России от 1 декабря 2005 г. N 233 утвержден Перечень предприятий, учреждений и организаций уголовно-исполнительной системы, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях -один месяц службы за полтора месяца (далее - Перечень).
В данный Перечень входят, в том числе, учреждения, в которых проходила службу Р. Л.В.
В соответствии с пунктом 8.6 приказа Минюста России от 6 июня 2005 г. N 76 "Об утверждении Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы", при зачислении сотрудника в распоряжение учреждений и органов уголовно-исполнительной системы при проведении организационно-штатных мероприятий он освобождается от занимаемой должности в связи с организационно-штатными мероприятиями для решения вопроса о дальнейшем прохождении им службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы или увольнении. На сотрудника, находящегося в распоряжении, распространяются все права, обязанности и гарантии социальной защиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минюста России, регламентирующими прохождение службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Порядок нахождения в распоряжении регламентировался статьей 16 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N4202-1 (далее - Положение о службе) до вступления в законную силу Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и с 3 декабря 2011 г. статьей 16.1 Положения о службе.
Согласно части 8 ст. 16 Положения о службе при проведении организационно-штатных мероприятий сотрудник органа внутренних дел может быть освобожден от занимаемой должности с зачислением его в распоряжение органа внутренних дел на срок не более двух месяцев с сохранением размера денежного довольствия в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации. До истечения указанного срока решается вопрос о трудоустройстве данного сотрудника.
Положениями статьи 16.1 Положения о службе (введена Федеральным законом от 22.07.2010 N 156-ФЗ) предусматривается несколько случаев нахождения сотрудников в распоряжении органа внутренних дел, в том числе и при реорганизации органа внутренних дел (подразделения), сокращения численности или штата сотрудников органа внутренних дел (подразделения) (ч. 1).
Права и обязанности сотрудника указаны в частях 4-9 ст. 16.1 Положения о службе, например, до назначения на другую должность или прекращения службы в органах внутренних дел зачисленный в распоряжение сотрудник выполняет приказы, распоряжения и указания начальника (руководителя, командира) соответствующего органа (подразделения); на сотрудника распространяется установленный режим рабочего времени; к нему могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания; сохраняется денежное довольствие.
Статьей 54 Положения о службе установлены социальные гарантии сотрудников, такие как- они пользуются правом на приобретение вне очереди билетов на все виды транспорта при следовании к месту проведения отпуска и обратно; использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация; обучающимся в образовательных учреждениях по заочной или вечерней форме обучения, предоставляются социальные гарантии; имеют право на бесплатное получение медицинской помощи; возмещаются расходы, связанные с оказанием медицинской помощи; имеют право на санаторно-курортное лечение в санаториях и организованный отдых в домах отдыха, пансионатах и на туристских базах системы МВД России и др.
Таким образом, действительно, на сотрудника, находящегося в распоряжении распространяются все права, обязанности и гарантии социальной защиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минюста России, регламентирующими прохождение службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, однако, это не предусматривает возможности включения периода нахождения в распоряжении в выслугу в льготном исчислении, так как сотрудник, находящийся в распоряжении, освобождается от занимаемой должности в связи с организационно-штатными мероприятиями для решения вопроса о дальнейшем прохождении им службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы или увольнении, то есть, оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось, следовательно, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения, которым в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 02 ноября 2016 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Р.Л.А. к ФКУ "ГИАЦ МВД России" о признании приказа незаконным, обязании произвести перерасчет выслуги лет отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.