Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Владимировой Н.Ю,
судей Рачиной К.А, Нестеровой Е.Б,
при секретаре Манджиевой О.Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Бекреневой Ирины Ивановны
на решение Басманного районного суда города Москвы от 27 октября 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Бекреневой И.И. к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы о взыскании денежных средств, обязании демонтировать подъемник, установить пандус отказать,
установила:
Бекренева И.И. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения города Москвы (далее - ДСЗН города Москвы) о взыскании денежных средств, обязании демонтировать подъемник и установить пандус.
В обоснование заявленных требований истец указала, что имеет право на выплату компенсаций за автомобиль в размере *** рублей, за непредставление реабилитационных мероприятий в 2009 и 2010 годах в размере *** рублей, за непредоставление лекарственного обеспечения в размере *** рублей, за приобретенный подъемник для бассейна в размере *** рублей, однако, ответчик не произвел указанные выплаты, а также не осуществил демонтаж подъемника для маломобильных групп граждан и не установилпандус по адресу: город Москва, ***, д. ***, корп. ***, подъезд ***, чем было нарушено ее право.
Истец и ее представитель в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований, согласно доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Бекренева И.И.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Бекреневу З.С, представителя ответчика Кислову И.М, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что Бекренева И.И. является инвалидом 1 группы с детства.
Из представленных копий документов (врачебного свидетельства о состоянии здоровья, справки-диспансера N 4 и ГОРСО) следует, что в соответствии с порядком, существовавшим до 1992 года, Бекренева И.И. могла воспользоваться правом на приобретение через органы социальной защиты населения автомобиля за наличный расчет (за полную стоимость) с передачей права вождения доверенному лицу.
По информации, полученной из УСЗН Хорошевского района города Москвы, 31 мая 2000 года Бекренева И.И. была направлена в ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы города Москвы" для установления ей медицинских показаний на обеспечение транспортным средством.
Однако выписка из акта освидетельствования с заключением о наличии медицинских показаний на обеспечение транспортным средством с ручным приводом в УСЗН Хорошевского района города Москвы представлены не были.
В силу ранее действующей ст. 30 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются транспортными средствами (легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколясками) органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии со статьей 11.1 настоящего Федерального закона бесплатно или на льготных условиях.
Федеральным законом "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, данная статья признана утратившей силу.
Согласно ст. 153 указанного Федерального закона в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01.01.2005 г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. N 670 "О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежно й компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 01.01.2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями" установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением легковых автомобилей инвалидам, а также выплатой инвалидам единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля, осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период.
Порядок выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам - гражданам Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 01.01.2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. N 670.
Согласно п. 2 указанных Правил, компенсация выплачивается в 2009 году гражданам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам с детства и детям-инвалидам.
Из п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. N 670 следует, что размер компенсации, установлен пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 06.05.2008 г. N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и составляет *** рублей.
В соответствии с пунктом 3 Указа N 685, пунктом 7 Правил выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета отдельным категориям инвалидов, которые на 01.01.2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. N 670, инвалиды, получившие компенсацию в соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами, снимаются органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации с учета для обеспечения транспортными средствами, приобретенные на указанную компенсацию легковые автомобили следует рассматривать как транспортные средства, полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.
Следовательно, обязательным условием для выплаты единовременной денежной компенсации льготной категории граждан в соответствии с ранее действовавшим законодательством, являлись медицинские показания и состояние указанных лиц на соответствующем учете в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 01.01.2005 г.
Учитывая приведенные выше нормы права, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что у Бекреневой И.И. не были установлены медицинские показания, суд обоснованно пришел к выводу о том, что в рамках действующего законодательства решить положительно вопрос о выплате истцу денежной компенсации в размере *** рублей не представляется возможным.
При проверке требований истца об обязании ответчика осуществить демонтаж подъемной платформы и установить пандус в подъезде N 1 по адресу: *** шоссе, д. ***, корп. ***, судом установлено, что 04 октября 2016 года специалистами ОСЗН Хорошевского района города Москвы проведено повторное комиссионное обследование входной группы подъезда по вышеуказанному адресу в составе: заместителя начальника ОСЗН Хорошевского района города Москвы Рудновой М.А, главного специалиста Управы Хорошевского района города Москвы Коштыревой И.В, главного инженера ГБУ "Жилищник Хорошевского района" Мунтян P. M. В результате обследования выявлено, что территория около подъезда имеет понижение бордюрного камня, крыльцо подъезда не имеет перепада высот, на пути следования от входной двери до лифта имеется лестничный марш в 7 ступеней, оборудованный откидным пандусом облегченной конструкции для спуска/подъема детских колясок. Из-за архитектурно-технических особенностей дома установка стационарного пандуса в подъезде не представляется возможной, так как продольный уклон лестничного марша значительно превышает допустимые нормативные требования п. 5.2.13 СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная версия СНиП35-01-2001" (далее - СП 59.13330.2012).
Указанный пункт СП 59.13330.2012 включен в п. 41 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521.
Между тем, для обеспечения передвижения инвалидов-колясочников в подъезде по адресу проживания истца установлена подъемная платформа для
инвалидов (далее - ППИ), которая оборудована средствами видеонаблюдения и диспетчеризации. ППИ находится в рабочем состоянии и состоит на балансе ГКУ ИС "Хорошевского района" на праве оперативного управления. Техническое обслуживание подъемной платформы осуществляет специализированная организация ООО "Дом сервис" на основании заключенного договора с ГКУ ИС "Хорошевского района". Включение ППИ осуществляется от магнитного ключа, который выдается диспетчерской службой ПСУ ИС "Хорошевского района" в постоянное пользование при прохождении курса обучения пользования подъемной платформой.
Кроме того, в данном подъезде имеются два лифта - грузовой и пассажирский. Доступ к лифтам беспрепятственный, предусмотрено место для разворота при передвижении на кресле - коляске.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что необходимые меры для обеспечения доступа в подъезд и передвижения в подъезде инвалидов-колясочников по адресу места проживания истца обеспечен; платформа, установленная в подъезде по адресу проживания Бекреневой З.С, находится на балансе ГКУ ИС "Хорошевского района", вопрос ее использования, в том числе демонтаж относится к компетенции балансодержателя (префектуры, управы района), а не ДТСЗН города Москвы.
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды обеспечиваются необходимыми техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями и услугами, предоставляемыми инвалиду, в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разработанными федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Инвалиды обеспечиваются техническими средствами реабилитации на основании федерального Перечня технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р. Однако подъемники (в том числе и для бассейна) не входят в вышеуказанный Перечень. Компенсация за самостоятельно приобретенное изделие, не входящее в Перечень, не выплачивается.
Согласно Федеральному закону от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", граждане федеральных льготных категорий, в том числе инвалиды, в рамках набора социальных услуг имеют право на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний. При этом инвалиды 1 группы имеют право на предоставление второй путевки на сопровождающее их лицо. Гарантий ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, указанный Закон не содержит. Компенсация за неиспользованное санаторно-курортное лечение не предусмотрена.
Порядок предоставления санаторно-курортного лечения москвичам льготных категорий утвержден постановлением Правительства Москвы от 11 августа 2009 года N755-ПП. В соответствии с данным Порядком распределение и выдача санаторно-курортных путевок гражданам производится по решению комиссий, созданных при отделах социальной защиты населения (ОСЗН) районов города Москвы с участием представителей общественных организаций ветеранов и инвалидов, согласно медицинским рекомендациям (сезон, место, профиль лечения) и дате постановки на учет для получения санаторно-курортного лечения.
Из материалов дела следует, что в 2009 и 2010 годах Бекреневой И.И. были выданы путевки (с сопровождением) в подмосковные санатории "Зеленый городок" и "Аксаковские зори" сроком заезда с 29 ноября 2009 года и со 02 октября 2010 года, соответственно. Указанные путевки Бекреневой И.И. были возвращены в связи с тем, что истца не устраивают данные здравницы, в них отсутствуют необходимые условия.
Суд правильно отметил, что закупка санаторно-курортных путевок для граждан льготных категорий осуществляется ДТСЗН города Москвы по результатам открытого конкурсного отбора в соответствии с ФЗ от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Специализированные здравницы, предоставляющие услуги по санаторно-курортному лечению инвалидам-колясочникам, расположенные на территории Российской Федерации, участия в конкурсном отборе по настоящее время не принимали. Вместе с тем, отдельные санатории, с которыми заключены государственные контракты, имеют частичное оснащение для приема инвалидов-колясочников (безбордюрное сопряжение тротуаров и площадок, расширенные дверные проемы).
Согласно Закону города Москвы от 09 июля 2008 года N 34 "О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве", порядок предоставления, виды и категории получателей адресной социальной помощи, в том числе и материальной, устанавливаются Правительством Москвы.
В соответствии с Положением о порядке оказания органами и учреждениями социальной защиты населения адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 24 марта 2009 года N 215-ПП "О мерах по реализации закона города Москвы от 09 июля 2008 года N 34 "О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве", органами социальной защиты населения города Москвы материальная помощь оказывается неработающим пенсионерам и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации, требующей значительных денежных затрат, которую они не могут преодолеть самостоятельно. Решение об оказании материальной помощи и ее размере принимается комиссией, в состав которой входят сотрудники ОСЗН города Москвы, ГБУ Территориального центра социального обслуживания, Управы района города Москвы, медицинских организаций системы здравоохранения города Москвы. Такое решение индивидуально по каждому заявителю может быть принято только после всестороннего изучения результатов обследования материально-бытовых и социальных условий проживания, причин и обстоятельств, побудивших к обращению за помощью и представленных документов, подтверждающих понесенную сумму расходов, при этом полная компенсация затрат не гарантируется.
Материальная помощь в связи с расходами на приобретение дорогостоящих лекарственных препаратов выделяется, в том случае, если не было отказа от "социального пакета", либо в случае, если необходимые лекарственные препараты не входят в перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача на бесплатной основе.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается также с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении данных требований, поскольку предусмотренных нормами закона условий для выплаты адресной социальной помощи не установлено.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учеты при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Оценка доказательств, произведенная судом первой инстанции, соответствует требованиям, предъявляемым Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, является правильной, в связи с чем у судебной коллегии оснований не согласиться с такой оценкой не имеется. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Басманного районного суда города Москвы от 27 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бекреневой И.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.