Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Владимировой Н.Ю.,
судей Лобовой Л.В, Нестеровой Е.Б,
при секретаре \ Н.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.Б. дело по апелляционной жалобе \ Н.М. на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 23.11.2016 г, по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований \ к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения города Москвы "Городской поликлиники N 8 Департамента здравоохранения города Москвы" об обязании назначать, выписывать и обеспечивать бесплатными лекарственными препаратами, взыскании расходов по приобретению лекарственных средств, судебных расходов, морального вреда - отказать,
УСТАНОВИЛА:
\ Н.М. обратилась в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела иском к иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения города Москвы "Городская поликлиника N 8 Департамента здравоохранения города Москвы" об обязании назначать, выписывать и обеспечивать бесплатными лекарственными препаратами, назначенными ей для лечения, а именно "Торвакард", "Диувер", "Лирика", Мезим Форте 10.000", "Бетасерк", "Глиателин", "Нейромедин", мазь "Долгид", "Курантил", "Депренорм", "Берлитион", ссылаясь на то, что по состоянию здоровью данные препараты назначены ей без права замены, однако лекарственные средства не предоставлены \ Н.М. на безвозмездной основе. В связи с указанными обстоятельствами с мая 2016 года \ Н.М. вынуждена приобретать лекарственные препараты за собственные денежные средства, в связи с чем, понесены расходы в сумме \ 000 рублей, которые просила взыскать с ответчика. Кроме того, просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда \ 000 рублей, расходы по оплате юридических услуг \ рублей.
Истец, её представитель \ К.А. в судебном заседании доводы иска, в его уточненной редакции поддержали, просили удовлетворить, представитель ответчика ГБУЗ г. Москвы "Городская поликлиника N 8 ДЗМ" в судебное заседание явился, иск не признал, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.
Представитель третьего лица УСЗН ЗАО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого как незаконного просит по доводам апелляционной жалобы истица \ Н.М.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истицы \ Н.М, поддержавшей доводы жалобы, представителей ответчика \ Ю.Н, \ Ю.А, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что \ Н.М. состоит на медицинском обеспечении в ГБУЗ "ГП N 8 ДЗМ", является инвалидом 1 группы, пользуется льготным лекарственным обеспечением.
Обращаясь в суд, \ Н.М. сослалась на то, что, по ее мнению, ответчиком не осуществляются надлежащим действия по назначению, выписке и обеспечению жизненно необходимыми ей лекарственными препаратами "Торвакард", "Диувер", "Лирика", Мезим Форте 10.000", "Бетасерк", "Глиателин", "Нейромедин", мазь "Долгид", "Курантил", "Депренорм", "Берлитион".
Разрешая спор, суд обоснованно исходил из положений пункта 4 части 2 статьи 73 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", который обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с п. 1. ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Документом, подтверждающим право гражданина на бесплатное получение необходимого лекарственного препарата в определенном количестве, является льготный бесплатный рецепт установленного образца.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения". В приложении N 1 к этому Постановлению в виде таблицы представлены категории населения, которым гарантировано право на получение всех лекарственных средств, и категории заболеваний, в перечень заболеваний включены онкологические заболевания.
Вопросы назначения и выписывания лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, иных организациях, осуществляющих медицинскую помощь, регулируются Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения".
Согласно пункту 3 порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 г. N 1175н, назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается и выписывается медицинским работником по торговому наименованию.
При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и выписывание лекарственных препаратов: не входящих в стандарты медицинской помощи; по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.
В ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) установлено, что к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:
организация размещения заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов;
3) организация обеспечения населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ указано, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 данной статьи, и порядки формирования таких перечней.
Как следует из материалов дела, \ Н.М. регулярно получает рецепты на льготное обеспечение лекарственными средствами от лечащего врача, однако ввиду отсутствия препаратов в аптечном пункте, отказывается от получения аналогичного лекарства, настаивая на выписке препаратов иностранных фирм-производителей. При этом, доводы о наличии индивидуальной непереносимости к тем или иным аналогам лекарств (по торговым наименованиям) материалами дела объективно не подтверждены, и напротив, опровергаются представленным протоколом N 6 заседания врачебной комиссии от 10.05.2016г.
Ссылки истца на наличие аллергической реакции на лекарственные препараты-аналоги (в том числе "Прегабалин", "Аторвастатин","Панкреатин", "Торасемид" "Триметазидин") обоснованно признаны судом несостоятельными, поскольку анамнез в медицинских документах записан со слов пациента, каких-либо медицинских исследований, в условиях стационара, не имеется. Действительно, как усматривается из протокола заседания врачебной комиссии от 24.05.2013 г, протокола N 598 от 04.02.2014 г. заседания врачебной подкомиссии по организации лекарственного обеспечения ГП N 8, на которые ссылается в апелляционной жалобе Куракина Н.М, в данных документах имеется указание на обоснованность назначения лекарственных препаратов по торговым наименованиям, однако записи в данных документах сделаны без проведения необходимых исследований, со слов истицы, данные заключения противоречат выводам подкомиссии по контролю в части медицинского обеспечения в ГБУЗ "ГП N 8 ДЗМ" от 10.05.2016 г, оформленным протоколом N 6, при этом в состав данной подкомиссии включены как врач аллерголог-иммунолог, так и врачи других специальностей, выводы подкомиссии сделаны на основании исследования всей медицинской документации истицы, данных об имеющихся у нее заболеваниях, обращениях к врачам.
Материалами дела также подтверждено, что для установления/опровержения лекарственной непереносимости истцу неоднократно предлагалась госпитализация в ГБУЗ "ГКБ N 24 ДЗМ" в отделение лекарственной аллергии, однако Куракина Н.М. от госпитализации отказывается.
Отказывая в иске, суд обоснованно указал, что, поскольку назначение и выписка лекарственных препаратов по торговому наименованию, на чем настаивает истица, возможна только в случае зафиксированной индивидуальной непереносимости, наличие которой у нее не установлено, в действиях ответчика нарушений действующего законодательства не усматривается.
Из материалов дела также усматривается, что истица обеспечивается на бесплатной основе препаратом "лирика".
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований является верным.
Доводы апелляционной жалобы истицы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Никулинского районного суда г. Москвы от 23.11.2016 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу \ Н.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.