Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Котовой И.В.
и судей Зыбелевой Т.Д, Рачиной К.А,
при секретаре Ильиной Д.М,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой И.В.
дело по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения Восточного административного округа г. Москвы
на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 15 декабря 2016 года, которым постановлено:
"Признать решение ОСЗН района Восточное Измайлово УСЗН ВАО г. Москвы от 11.02.2016 года об отказе Кибальчич П.А. о назначении и предоставлении ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства в возрасте до 23-х лет в отношении Л.А.Ф, *** года рождения, незаконным.
Обязать УСЗН ВАО г. Москвы назначить Кибальчич П.А. ежемесячную компенсационную выплату лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства в возрасте до 23-х лет в отношении Л.А.Ф, *** года рождения, с 29 декабря 2015 года",
УСТАНОВИЛА:
Кибальчич П.А. обратилась в суд с иском к УСЗН ВАО г. Москвы, согласно уточненным требованиям, просила признать незаконным решение органа социальной защиты населения от 11.02.2016 г. об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, признать за ней право на ежемесячную компенсационную выплату, возложить на ответчика обязанность назначить ей ежемесячную компенсационную выплату на ребенка с 29.12.2015 г, - в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что на возмездной основе является опекуном несовершеннолетней Л.А.Ф, *** г.р, решением ОСЗН района Восточное Измайлово УСЗН ВАО г. Москвы от 11.02.2016 г. ей было отказано в предоставлении предусмотренной Законом города Москвы от 23.11.2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет, в связи с отсутствием у ребенка постоянной регистрации по месту жительства в г. Москве, что истец полагала незаконным, поскольку несовершеннолетняя Л.А.Ф. на период с 07.11.2014 г. по 16.03.2031 г. имеет регистрацию по месту жительства опекуна в г. Москве по ул. ***, д. ***, корп. ***, кв. ***, а отсутствие постоянной регистрации по месту жительства в г. Москве не может служить условием реализации прав и свобод граждан, в том числе ограничивать закрепленное в законе право на получение указанных мер социальной поддержки.
В судебном заседании Кибальчич П.А. и ее представитель заявленные требования поддержали, представитель УСЗН ВАО г. Москвы иск не признал.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит УСЗН ВАО г. Москвы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав Кибальчич П.А, представителя УСЗН ВАО г. Москвы - Баулину М.Г, приходит к выводу об отмене решения суда и отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Постановлением и.о. Главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Парнас от 29.10.2014 г. N 447-ОП Кибальчич П.А, *** г.р, была назначена опекуном оставшейся без попечения родителей несовершеннолетней Л.А.Ф, 15.03.2013 г.р, воспитывающейся в Санкт-Петербургском ГКУЗ "Психоневрологический дом ребенка N 4", с передачей ее на воспитание в приемную семью на возмездных условиях. На момент устройства в семью Л.А.Ф. не имела постоянного места жительства на территории РФ.
Согласно представленной в материалы дела справке МСЭ N 0346277 несовершеннолетней Л.А.Ф. установлена инвалидность по категории "ребенок-инвалид", также указанный ребенок является получателем государственной пенсии по инвалидности, назначенной ГУ-ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Распоряжениями УСЗН района Восточное Измайлово г. Москвы ВАО от 31.10.2014 г. N 189 и N 190 несовершеннолетняя Л.А.Ф. была поставлена на учет в отделе опеки, попечительства и патронажа УСЗН района Восточное Измайлово г. Москвы, на период опеки место жительства подопечной Л.А.Ф. определено с приемным родителем Кибальчич П.А. по месту регистрации последней в г. Москве, по ул. ***, д. ***, корп. ***, кв. ***.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 07.11.2014 г. N1333 несовершеннолетняя Л.А.Ф. имеет временную регистрацию на период с 07.11.2014 г. по 16.03.2031 г. по адресу: г. Москва, ул. ***, д. ***, корп. ***, кв. ***.
01.02.2016 г. Кибальчич П.А. посредством МФЦ обратилась к ответчику с заявлением о назначении и выплате ежемесячной компенсационной выплаты как лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет, предусмотренной Законом г. Москвы от 23.11.2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве"; решением ответчика от 11.02.2016 г. истцу в назначении и выплате требуемой меры социальной поддержки было отказано в связи с отсутствием у ребенка постоянной регистрации по месту жительства в г. Москве.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Кибальчич П.А. о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной компенсационной выплаты на ребенка-инвалида и возложении на УСЗН ВАО г. Москвы обязанности назначить названную выплату, суд первой инстанции пришел к выводу, что совокупностью исследованных доказательств подтвержден факт проживания несовершеннолетней Л.А.Ф. совместно с приемным родителем в г. Москве, при этом исходил из того, что отсутствие постоянной регистрации по месту жительства в г. Москве, учитывая ее уведомительный характер о месте преимущественного проживания, не может служить основанием для ограничения права заявителя на получение соответствующих мер социальной поддержки.
Однако судебная коллегия с данными выводами суда согласиться не может по следующим основаниям:
Защита семьи, материнства, отцовства и детства в силу подпункта "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В целях проведения адресной социальной политики, направленной на создание условий для повышения уровня жизни семей с детьми, принят Закон г. Москвы от 23.11.2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве", регулирующий отношения по установлению статуса многодетных семей, предоставлению им денежных выплат и других мер социальной поддержки.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 1 данного Закона право на меры социальной поддержки, в том числе на предоставление ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет (п. 3 ч. 1 ст. 7, ст. 9), возникает у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве.
Порядок назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве, устанавливаемых за счет средств бюджета города Москвы, в целях поддержки многодетных, студенческих, неполных и других социально незащищенных категорий семей с детьми, установлен в Положении о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 24.01.2006 г. N 37-ПП, в пунктах 4, 24 (1) которого закреплено, что денежные выплаты назначаются и выплачиваются управлениями социальной защиты населения города Москвы при условии, что ребенок, на которого они назначаются, и заявитель имеют место жительства в городе Москве.
На основании п. 44 названного Положения наличие права на денежные выплаты (место жительства родителей с детьми, возраст детей, принадлежность детей и (или) родителей к категории, определенной настоящим Положением) и отсутствие обстоятельств, при наступлении которых денежные выплаты не назначаются и не выплачиваются, определяются на день обращения за назначением денежных выплат.
Таким образом, действующее законодательство города Москвы связывает право граждан на денежные выплаты с наличием постоянного места жительства в г. Москве.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статья 2 Закона от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" различает понятия место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно, и место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 24.11.1995 г. N 14-П указал, что под "местом пребывания" и "местом жительства" подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом "место жительства" может означать как "постоянное проживание", так и "преимущественное проживание" и, согласно Закону, не всегда совпадает с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства. Свобода выбора места жительства является конституционным правом гражданина Российской Федерации. Вместе с тем Закон возлагает на него обязанность регистрироваться и по месту пребывания, и по месту жительства.
Несовершеннолетняя Л.А.Ф. не имеет постоянной регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, до передачи в приемную семью являлась воспитанницей Санкт-Петербургского ГКУЗ "Психоневрологический дом ребенка N 4", распоряжением УСЗН района Восточное Измайлово г. Москвы ВАО от 31.10.2014 г. N 189 малолетней подопечной Л.А.Ф. разрешено только временное проживание по месту жительства опекуна Кибальчич П.А, а не определено место ее постоянного проживания в г. Москве, более того, Л.А.Ф. выдано свидетельство о временной регистрации по месту пребывания в жилом помещении приемного родителя на определенный период, а именно на период сохранения над нею опеки, что не указывает на постоянный характер места жительства в г. Москве, в связи с этим Кибальчич П.А. не имеет права на получение ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет, учитывая, что ребенок, на которого назначается данная выплата, не имеет места жительства в г. Москве.
Кроме того, суд не принял во внимание, что в силу ст. 9 Закона г. Москвы от 23.11.2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" требуемая истцом ежемесячная компенсационная выплата устанавливается одному из родителей (опекуну, попечителю), не занятому в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" и осуществляющему уход за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет.
Из материалов дела следует, что 05.11.2014 г. между УСЗН района Восточное Измайлово г. Москвы (орган опеки и попечительства) и Кибальчич П.А. (приемный родитель) заключен договор о приемной семье N 26 (с учетом дополнительного соглашения от 10.09.2015 г.), по условиям которого приемный родитель на возмездных условиях принял на себя обязательство осуществлять воспитание и содержание, обеспечение уходом и лечением несовершеннолетней Л.А.Ф, а орган опеки и попечительства обязался производить выплату приемному родителю денежного вознаграждения и денежных средств на содержание приемного ребенка.
В соответствии с п. 1 ст. 145 СК РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 СК РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также СК РФ.
Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 16).
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 СК РФ ("Опека и попечительство над детьми"). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (п.п. 1 и 2 ст. 152 СК РФ).
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 153 СК РФ).
Из положений п. 2 ст. 153.1 СК РФ усматривается, что СК РФ разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.
Из содержания приведенных норм СК РФ также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.
В связи с этим к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной СК РФ.
В ст. 217 НК РФ приведены виды доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным ст. 217 НК РФ и статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
Поскольку Кибальчич П.А, являясь стороной договора о приемной семье от 05.11.2014 г, приняла на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемного ребенка за вознаграждение, то ее следует признать выполняющим оплачиваемую работу, в связи с этим Кибальчич П.А. как работающее лицо не имеет права на получение ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет, предусмотренной Законом города Москвы от 23.11.2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" и Постановлением Правительства Москвы от 24.01.2006 г. N 37-ПП.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания незаконным решения ответчика от 11.02.2016 г. об отказе в назначении истцу ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет, и для возложения на УСЗН ВАО г. Москвы обязанности назначить и производить Кибальчич П.А. ежемесячную компенсационную выплату по уходу за ребенком-инвалидом Л.А.Ф.
С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Преображенского районного суда г. Москвы от 15 декабря 2016 года отменить, принять по делу новое решение:
В удовлетворении исковых требований Кибальчич П.А. к УСЗН ВАО г. Москвы о признании незаконным решения, обязании назначить ежемесячную компенсационную выплату отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.