Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Пильгановой В.М, Зыбелевой Т.Д,
при секретаре Ильиной Д.М,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Кроликовой Л.П. на решение Басманного районного суда города Москвы от 07 октября 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Кроликовой Л.П. к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы, Управлению социальной защиты населения Западного административного округа города Москвы об обязании присвоить звание "Ветеран труда" и выдать соответствующее удостоверение, взыскании компенсации морального вреда отказать,
УСТАНОВИЛА:
Кроликова Л.П. 10.06.2016 обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы (далее - ДТСЗН города Москвы), отделу социальной защиты населения района Фили-Давыдково Западного административного округа города Москвы (далее - ОСЗН района Фили-Давыдково ЗАО г. Москвы) о признании незаконными и отмене решений ответчиков об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", обязании присвоить звание "Ветеран труда" и взыскании компенсации морального вреда в размере *** руб, мотивируя обращение тем, что в период работы в Росстате была награждена медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года", однако в присвоении звания "Ветеран труда" ответчиком отказано, что истец полагает незаконным, нарушающим ее права и причиняющим моральный вред.
Определением суда от 07.10.2016 произведена замена ненадлежащего ответчика ОСЗН района Фили-Давыдково ЗАО г. Москвы на надлежащего - Управление социальной защиты населения Западного административного округа города Москвы (далее - УСЗН ЗАО г. Москвы) (л.д. 47).
В судебном заседании истец требования поддержала; представители ответчиков иск не признали.
07.10.2016 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Кроликова Л.П. по доводам своей апелляционной жалобы, срок на подачу которой восстановлен определением суда от 19.12.2016.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Кроликова Л.П. не явилась, о дате, времени и месте его проведения извещена надлежащим образом (л.д. 71-75), просила о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 61); представители ответчиков УСЗН ЗАО г. Москвы по доверенности Самошкина Л.В. и ДТСЗН города Москвы по доверенности Кривошей И.С. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ответчиков, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом установлено и следует из материалов дела, с 12.07.2012 Кроликова Л.П, *** года рождения, работает в Федеральной службе государственной статистики (далее - Росстат) в должности федеральной государственной гражданской службы ***.
Приказом Росстата от *** N *** Кроликова Л.П. награждена ведомственным знаком отличия Росстата - медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года".
*** Кроликова Л.П. обратилась в ОСЗН района Фили-Давыдково ЗАО г. Москвы с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", представив указанный ведомственный знак как основание для присвоения звания "Ветеран труда"; решением от *** ей отказано в выдаче удостоверения, поскольку представленная медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" не включена в перечень наград системы органов статистики, утвержденных приказом Росстата N 100 от 06.07.2006, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", а также не является отражением достижений трудовой деятельности гражданина в целом, учитывая, что она была учреждена в целях поощрения и морального стимулирования как работников органов статистики, так и других лиц, принимавших участие в проведении отдельно взятого мероприятия по переписи населения в 2010 году.
*** Кроликова Л.П. обратилась в ДТСЗН города Москвы с заявлением об отмене решения ОСЗН района Фили-Давыдково ЗАО г. Москвы; в ответе ДТСЗН города Москвы от *** истцу разъяснено, что медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" не может служить основанием для присвоения звания "Ветеран труда" как не отражающая достижения трудовой деятельности в целом.
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции, действовавшей на момент обращения Кроликовогй Л.П. к ответчикам и принятии ими обжалуемых решений, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда определены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда, и для каждой категорий граждан установлены определенные меры социальной защиты.
Из системного толкования положений ст.ст. 1, 7 Федерального закона "О ветеранах" следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, а также лиц, награжденных орденами или медалями, удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий продолжительного добросовестного труда.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на основании ст.ст. 10, 22 указанного закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно п.п. 2, 3.1 ст. 26.3 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у города Москвы как субъекта Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень ведомственных наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".
В развитие приведенных положений федерального законодательства в городе Москве принято постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", регулирующее порядок присвоения звания "Ветеран труда".
Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утверждено постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", в п.п. 2.1, 2.2. которого указаны категории граждан, аналогичные ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ, а в п. 3 (в редакции, действовавшей на момент обращения Кроликовой Л.П. к ответчикам и принятии ими обжалуемых решений), предусмотрено, что основанием для присвоения звания "Ветеран труда" для лиц, указанных в п. 2.1. Положения, являются следующие документы: - о награждении орденами или медалями либо о присвоении почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо о награждении за продолжительный добросовестный труд нагрудными и почетными знаками (значками), почетными званиями, почетными грамотами и благодарностями руководства органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации; - трудовые книжки, справки архивных учреждений и организаций, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин); - паспорт или другой документ, удостоверяющий личность обратившегося и его место жительства в городе Москве.
Приказом Федеральной службы государственной статистики (Росстат) от 08.10.2010 N 345 утвержден знак отличия - медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года". Согласно указанному приказу ведомственный знак отличия Федеральной службы государственной статистики - медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" учрежден в целях поощрения и морального стимулирования работников системы Федеральной службы государственной статистики, работников внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, лиц, привлекавшихся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов, работников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также работников организаций, независимо от форм собственности, принимавших активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.
При этом приказом Росстата от 30.09.2014 N 587, действовавшим в спорный период, были учреждены знаки отличия в системе органов государственной статистики: почетное звание "Почетный работник государственной статистики"; Почетная грамота Федеральной службы государственной статистики; Благодарность руководителя Федеральной службы государственной статистики; нагрудный знак "За вклад в развитие государственной статистики"; действующий на момент разрешения спора в суде приказ Росстата от 30.08.2016 N 455 к ведомственным наградам Федеральной службы государственной статистики относит Почетную грамоту Росстата, Благодарность руководителя Росстата и Нагрудный знак "За вклад в развитие государственной статистики"; указанные ведомственные награды Росстата являются формой поощрения федеральных государственных гражданских служащих и работников центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций Росстата, работников и коллективов других ведомств и организаций, а также граждан Российской Федерации и иностранных граждан, оказывающих содействие в решении задач, возложенных на Росстат.
Разрешая требования истца на основании собранных доказательств, суд правильно применил вышеуказанные нормы законодательства и пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска Кроликовой Л.П, поскольку представленная истцом медаль не относится к знакам отличия в труде, наличие которых является одним из условий для признания лица ветераном труда, ввиду того, что учрежденный Росстатом знак отличия - медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" не может рассматриваться как ведомственный знак отличия в труде или награда за продолжительный добросовестный труд, а следовательно, и явиться основанием для предоставления указанному лицу мер социальной поддержки, предоставляемых государством за счет средств соответствующего бюджета.
При этом судебная коллегия также принимает во внимание, что с 01.07.2016 в Федеральный закон "О ветеранах", в постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП внесены изменения, которые предусматривают основанием для присвоения звания ветерана труда помимо награждения орденами или медалями СССР или Российской Федерации, почетными грамотами и благодарностью Президента Российской Федерации, присвоения почетных званий СССР или Российской Федерации, также награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), что также свидетельствует, что критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный труд, отмеченный соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.
При таких данных доводы апелляционной жалобы истца об участии в переписи населения на стадии подведения ее итогов, а также о необоснованности отказа ответчиков в присвоении истцу звания "Ветеран труда" как участнику в переписи населения по краткосрочному трудовому соглашению, в то время как истец является штатным сотрудником Росстата, не влекут отмену решения суда.
Судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Апелляционная жалоба истца не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Басманного районного суда города Москвы от 07 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кроликовой Л.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.