Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Климовой С.В.,
судей Пильгановой В.М, Лобовой Л.В,
при секретаре З.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата города Москвы на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 03 февраля 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования военного прокурора 231 военной прокуратуры гарнизона в интересах прав Л.А.М. к военному комиссариату города Москвы о признании отказа в назначении и выплате, требования о снятии с регистрационного учета государства прежнего места жительства незаконными, признании права на получение пенсии - удовлетворить.
Признать незаконным отказ военного комиссариата города Москвы в назначении и выплате Л.А.М. пенсии по выслуге лет.
Признать незаконным требование военного комиссариата города Москвы от Л.А.М. документов, подтверждающих снятие с регистрационного учета государства прежнего места жительства для выплаты пенсии.
Признать право Л.А.М. на получение в военном комиссариате города Москвы пенсии за выслугу лет.
Обязать военный комиссариат города Москвы произвести Л.А.М. выплату пенсии за выслугу лет, с даты, следующей за днем прекращения выплаты ему пенсии в Украине.
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор 231 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с иском в интересах Л.А.М. к военному комиссариату города Москвы о признании отказа в назначении и выплате пенсии по выслуге лет, требования о снятии с регистрационного учета государства прежнего места жительства для выплаты пенсии незаконными, признании права на получение пенсии по выслуге лет и обязании произвести выплату пенсии.
Требования мотивированы тем, что до 31.03.2015 г Л.А.М. являлся получателем пенсии за выслугу лет на территории Украины, в связи с изменением места жительства, он подал заявление о прекращении выплаты пенсии. Одесским областным военным комиссариатом выплата пенсии произведена по 31.03.2015 г. Обратившись в военный комиссариат города Москвы с заявлением о назначении ему пенсии, Л.А.М. получил отказ по причине отсутствия у него документов, подтверждающих снятие с регистрационного учета государства прежнего места жительства. Данный отказ военный прокурор, выступающий в интересах Л.А.М, считает незаконным, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском.
Помощник военного прокурора 231 военной прокуратуры гарнизона по доверенности Б.А.А, Л.А.М. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика по доверенности Л.Е.Ю. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить Военный комиссариат города Московы.
Л.А.М, представитель ответчика в заседании судебной коллегии не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.
В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие Л.А.М. и представителя ответчика.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав возражения представителя истца Военного прокурора 231 военной прокуратуры гарнизона по доверенности Лещева С.Е, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Л.А.М. с **** г по ***** г проходил действительную военную службу в ВС СССР и ВС РФ, с января **** г по сентябрь ****г в ВС Украины.
В **** г Л.А.М. был уволен из рядов ВС Украины. С **.**.***** г Л.А.М. выплачивалась пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны Украины.
Аттестатом N*** от 25.03.2015 г, выданным Главным управлением пенсионного фонда Украины в Одесской области подтверждается, что Л.А.М. получал пенсию за выслугу лет по 31.03.2015 г.
Л.А.М. является гражданином российской Федерации, с 19 марта 2015 г зарегистрирован по адресу: г. Москва, ул. **********, д.**, корп. *, кв.*.
05.05.2015 г личное дело Л.А.М. поступило в военный комиссариат г. Москвы. 01.06.2015 г Л.А.М. обратился в военный комиссариат г. Москвы с заявлением о назначении пенсии. Согласно ответа военного комиссариата г. Москвы от 10.06.2015 г, Л.А.М. было разъяснено, что документальным подтверждением переселения военных пенсионеров в Российскую Федерацию является отметка в паспорте о снятии с регистрационного учета в государстве прежнего места жительства и постановка на регистрационный учет по месту жительства в Российской Федерации либо наличие других документов уполномоченных органов, подтверждающих указанные обстоятельства. После предоставления документа подтверждающего снятие с регистрационного учета в государстве прежнего места жительства военным комиссариатом города Москвы будет повторно рассмотрен вопрос о назначении пенсии по Российскому законодательству.
Ответ аналогичного содержания был дан Л.А.М. военным комиссариатом города Москвы от 17.08.2015 г.
11.03.2016 г 231 Военной прокуратурой гарнизона в адрес военного комиссара Московской области внесено представление об устранении нарушений закона по результатам проведенной проверки требований законодательства о пенсионном обеспечении граждан в связи с обращением Л.А.М.
Из ответа военного комиссара от 14.09.2016 года N *****, данного по результатам рассмотрения представления, следует, что вопрос назначения пенсии Л.А.М. был рассмотрен Департаментом бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны РФ, а также руководством ФКУ "ЦФО МО РФ по городу Москве и Московской области". Указанные вышестоящие органы управления сообщили военному комиссариату города Москвы, что для назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из другого государства необходимо представить в органы пенсионного обеспечения документы, подтверждающие фактический переезд, прекращение выплаты пенсии по прежнему месту жительства, снятия с регистрационного учета и личное (пенсионное) дело. Основания для назначения военным комиссариатом города Москвы пенсии не могут противоречить правовой позиции вышестоящих органов военного управления Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии со ст.11 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" от 12.02.1993 г N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, в зависимости от последнего места службы, в отношении военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил РФ, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
Согласно ст.51 Закона РФ от 12.02.1993 г N 4468-1 лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации.
Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный частью 4 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. В этих случаях пенсионный орган запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания.
В соответствии со ст. 64 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г N4468-1, вопросы пенсионного обеспечения лиц, указанных в ст.1 настоящего Закона, выехавших на постоянное место жительство за границу, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией с другими государствами.
Согласно ст. 1 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 г "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения" пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Назначение пенсии гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства (ч.1 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 г).
Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств- участников Содружества регулируются специальным соглашением (ст. 2 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 г).
Специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 г.
В силу ст. 2 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным соглашением, но при этом само данное Соглашение в силу ст. 5 распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения.
Так, согласно ст. 7 Соглашения от 13 марта 1992 года при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.
Согласно ст. 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи.
Руководствуясь приведенными нормами, исходя из того, что доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждено, что после 31.03.2015 г истец не получал пенсию на территории Украины в связи с переселением на постоянное место жительства в Москву, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца о признании отказа ответчика в назначении пенсии незаконным.
В связи с тем, что ст. ст. 51, 54, 56 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1, согласно которым представление документов о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства для назначения пенсии за выслугу лет не предусмотрено, судом обоснованно сделан вывод о признании незаконным требования военного комиссариата г.Москвы о предоставлении Л.А.М. документов, подтверждающих снятие с регистрационного учета государства прежнего места жительства.
Учитывая, что заявление о назначении пенсии истцом было подано в военный комиссариат в установленном порядке в соответствии со ст. 56 Закона N 4468-1 с указанием места жительства в Российской Федерации, пенсионное дело находится в военном комиссариате Москвы, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о признании права Л.А.М. о назначении и выплате пенсии за выслугу лет.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на указание Заместителя директора Департамента бюджетного планирования и социальных гарантий от 12.11.2014 г N180/6/10736, в соответствии с которым, документальным подтверждением переселения военных пенсионеров в Российскую Федерацию является отметка в паспорте о снятии с регистрационного учета в государстве прежнего места жительства и постановка на регистрационный учет по месту жительства в Российской Федерации, либо наличие других документов уполномоченных органов, подтверждающих указанное обстоятельство. Между тем, данный довод не влечет отмену постановленного решения, поскольку данное указание не является нормативно-правовым актом, носит рекомендательный характер, и не может быть положено в основу отказа в назначении выплаты пенсии истцу.
Судебная коллегия отмечает что на момент обращения к ответчику за назначением пенсии за выслугу лет Л.А.М, являясь гражданином Российской Федерации, не получал пенсий и иных социальных выплат ни в республике Украина, ни в Российской Федерации, и неправомерным отказом в назначении такой пенсии он был лишен социальной гарантии в виде пенсионного обеспечения, что противоречит положениям ст.39 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
При таких обстоятельствах, оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 03 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссара города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.