Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Владимировой Н.Ю.,
судей Нестеровой Е.Б, Пильгановой В.М,
при секретаре / Н.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.Б. дело по апелляционной жалобе / А.И. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 29 ноября 2016 г, по которому постановлено:
В иске / к ГБУ МФЦ об обязании выдать удостоверение многодетной семьи - отказать.
УСТАНОВИЛА:
/ А.И. обратилась в Тверской районный суд г. Москвы с иском к ГБУ МФЦ о признании незаконным решения N270800083264 об отказе в приеме документов для предоставления государственной услуги от 08.09.2016 г, принятое ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы", обязании выдать удостоверение многодетной семьи города Москвы. Свои требования мотивировала тем, что 08.09.2016 г. она обратилась за получением государственной услуги "Оформление и выдача удостоверения многодетной семьи г. Москвы и его дубликата". Однако й было отказано в оформлении услуги по тем основаниям, что у старшего сына истца отсутствует регистрация по месту жительства в городе Москве. С данным отказом / А.И. не согласилась, поскольку она и члены её семьи проживают в городе Москве и имеют постоянную регистрацию, а старший сын имеет регистрацию по месту пребывания в г. Москве. Просила обязать ответчика выдать ей удостоверение многодетной семьи.
Представитель истца / А.В. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал и просил удовлетворить.
Представитель ответчика / И.О. в судебное заседание явился, приобщил к материалам дела письменное возражение на иск, не согласился с иском.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит по доводам апелляционной жалобы / А.И, не соглашаясь с выводами суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца по доверенности / А.В, поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика по доверенности / К.В, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании п. 1 ст.2 Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60 (ред. от 28.12.2016) "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве", Многодетная семья - семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - 18 лет. В составе многодетной семьи не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, и дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах.
На основании административного регламента предоставления государственной услуги "Оформление и выдача Удостоверения многодетной семьи города Москвы и его дубликата", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2012г. N 301-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом социальной защиты населения города Москвы" (далее -Регламент), регулируется порядок предоставления государственной услуги "Оформление и выдача Удостоверения многодетной семьи города Москвы и его дубликата" (далее -государственная услуга).
В соответствии с пунктом 2.5 Регламента, в качестве заявителей на
предоставление государственной услуги могут выступать один из родителей в многодетной семье, а также усыновитель, опекун (попечитель), мачеха, отчим из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, при этом имеющих место жительства в городе Москве.
Также согласно п.2.8.5, заявителем должен быть представлен документ, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве детей, с учетом которых предоставляется государственная услуга.
Согласно пункту 2.2 Регламента, предоставление государственной услуги
осуществляется в соответствии с Законом города Москвы от 23 ноября 2005 г.
N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве".
Правила регистрации установлены Законом РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон РФ 5242-1); Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 713).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно; местом жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
При этом Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании постановления Правительства РФ N 713 также устанавливается различие между понятиями "регистрация по месту жительства" и "регистрация по месту пребывания". При этом регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. При этом регистрация гражданина по месту пребывания в городе Москве не свидетельствует о приобретении статуса лица, местом жительства которого является город Москва.
В соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", право определять категории семей, которые относятся к многодетным, а также устанавливать для них дополнительные меры социальной поддержки за счет собственных средств предоставлено субъектам Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона города Москвы от 23.11.2005 N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве", действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве. Место жительства граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается по данным органов регистрационного учета.
Согласно п. 2.5 "Административного регламента предоставления государственной услуги "Оформление и выдача удостоверения многодетной семьи города Москвы и его дубликата", в качестве заявителей могут выступать один из родителей в многодетной семье, а также усыновитель, опекун (попечитель), мачеха, отчим из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве.
Как установлено судом, истец / А.И. состоит в зарегистрированной браке с / А.В, от брака имеет двоих детей / И.А, / года рождения, / Е.А, / года рождения. От предыдущего брака истец имеет несовершеннолетнего ребенка / М.М, / год рождения. Согласно выписки из домовой книги, истец и двое ее несовершеннолетних детей / И.А, / Е.А. имеют постоянную регистрацию по адресу: / Несовершеннолетний / М.М. зарегистрирован по месту пребывания в указанной квартире, сроком по 30 июля 2021 года. Постоянного места жительства в городе Москве / М.М. не имеет.
В связи с тем, что у одного из детей истца отсутствует регистрация в г. Москве, в ответ на обращение / А.И. о предоставлении услуги "Оформление и выдача Удостоверения многодетной семьи города Москвы и его дубликата" ей отказано.
Исходя из приведенных норм закона, разрешая спор, суд верно пришел к выводу о том, что если условие для оказания государственной услуги "Оформление и выдача удостоверения многодетной семьи г. Москвы и его дубликата" а именно - регистрация по месту жительства в городе Москве - отсутствует у заявителя и всех членов его семьи, то регистрация по месту пребывания в г. Москве не свидетельствует о приобретении статуса лица, местом жительства которого является г. Москва.
Таким образом, суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, и принимая во внимание тот факт, что / А.И. Министерством социального развития Московской области выдано удостоверение многодетной семьи, обоснованно исходил из правомерности решения ГБУ г. Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" об отказе в предоставлении / А.И. услуги "Оформление и выдача Удостоверения многодетной семьи города Москвы и его дубликата".
Учитывая, что для получения удостоверения многодетной семьи города Москвы и соответствующих мер социальной поддержки необходимым условием, в соответствии с Законом города Москвы от 23.11.2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве", является наличие места жительства в г. Москве, тогда как старший ребенок истицы не имеет места жительства в городе Москве, а также учитывая то, что социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, при этом субъекты РФ наделены полномочиями на издание специальных нормативных правовых актов, регулирующих, соответственно, отношения непосредственно в субъекте Российской Федерации в сфере социальной защиты и социального обеспечения, вывод суда о законности оспариваемого истицей решения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи, является правильным.
Поскольку старший ребенок / А.И. не имеет места жительства в городе Москве, на семью истицы не распространяется действие Закона города Москвы от 23.11.2005 года N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве".
Доводы апелляционной жалобы истца сводятся к изложению его позиции в суде первой инстанции, к переоценке исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств, иному толкованию норм материального закона, с которым коллегия согласиться не может.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 29 ноября 2016 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу / - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.