Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Нестеровой Е.Б, Мызниковой Н.В,
при секретаре Алексеевой Е.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Маркова В.Л. на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 07 декабря 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Маркова В.Л. к Военному комиссариату Московской области об обязании выплатить надбавку к пенсии - отказать полностью,
УСТАНОВИЛА:
Марков В.Л. 04.07.2016 обратился в суд с иском к Военному комиссариату Московской области о выплате надбавки к пенсии как ветерану боевых действий с 01.07.2015, мотивируя обращение тем, что проходил военную службу, *** ему выдано удостоверение ветерана боевых действий, с *** ответчик назначил ему пенсию по линии Министерства обороны РФ на основании Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", однако пенсия выплачивается без учета надбавки, предусмотренной п. "г" ст. 45 указанного закона как ветерану боевых действий; истец обратился к ответчику с заявлением о выплате указанной надбавки к пенсии, в чем 23.10.2015 ему было отказано по причине отсутствия документов, подтверждающих факт непосредственного участия в боевых действиях; отказ ответчика истец полагает незаконным, нарушающим его пенсионные права.
В судебном заседании истец иск поддержал; представитель ответчика требования не признал.
07.12.2016 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Марков В.Л. по доводам своей апелляционной жалобы, срок на подачу которой восстановлен определением от 24.02.2017.
В заседании судебной коллегии истец Марков В.Л. доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель ответчика Военного комиссариата Московской области по доверенности Корнеева А.А. против удовлетворения жалобы возражала.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Марков В.Л, *** года рождения, с 01.08.1996 проходил военную службу и 30.06.2015 досрочно уволен в запас по подп. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (по состоянию здоровья).
*** Марков В.Л. обратился в Военный комиссариат Московской области с заявлением о назначении пенсии, указав, что является ветераном боевых действий, приложив к заявлению копию удостоверения ветерана боевых действий, выданного ему *** Управлением обустройства войск МО РФ (л.д. 50, 56).
С *** Маркову В.Л. назначена пенсия за выслугу лет на основании Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1), о чем выдано соответствующее удостоверение (л.д. 6), однако размер пенсии определен без повышения на 32% расчетного размера пенсии, установленного ч. 1 ст. 46 указанного закона, как ветерану боевых действий в соответствии с п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (л.д. 69), о чем Маркову В.Л. сообщено в ответе от *** (л.д. 9-10).
Согласно сведениям в послужном списке Маркова В.Л. (стр. 9 раздел 13 "Участие в войнах и других боевых действиях по защите РФ, военная служба, дающая право на исчисление выслуги лет на пенсию на льготных условиях") указано, что в период с 26.04.2003 по 30.04.2006 истец проходил службу на территории Чеченской Республики, указанный период подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении как один месяц службы за полтора месяца на основании Постановления Правительства РФ N 65 от 09.02.2004 и приказа МО РФ N 95 от 25.03.2004 (л.д. 71).
Также из материалов дела следует, что Марков В.Л, назначенный на должность *** 125 ВСО с 26.04.2003 зачислен в списки личного состава войсковой части 96740 (п. Борзой) (л.д. 74), которая включена в перечень воинский частей, подразделений, оперативных и иных групп Вооруженных Сил РФ, входящих в состав объединенной группировки войск (сил), принимающих участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона (л.д. 39), и с 30.11.2005 исключен из списков личного состава части в связи с убытием в войсковую часть 41759 н.п. Ханкала 437 строительного управления Управления обустройства войск Министерства обороны РФ, из списков которой исключен 30.04.2006, о чем представлены выписки из соответствующих приказов (л.д. 74-76) и архивная справка (л.д. 84-85).
Согласно п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 настоящего Закона.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" следует, что к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону; изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
Федеральным законом от 27.11.2002 N 158-ФЗ Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации дополнен периодом в ыполнения задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.07.1998 N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", действовавшем до 01.01.2007, под " контртеррористической операцией" понимаются специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции.
Аналогичное понятие контртеррористической операции как комплекса специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта установлено в ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Положениями ст. 13 указанного Федерального закона предусматривают, что р уководителем контртеррористической операцией является лицо, принявшее в соответствии с ч. 2 ст. 12 закона решение о проведении контртеррористической операции, которое несет персональную ответственность за ее проведение и которое определяет, в том числе, структуру и порядок работы оперативного штаба на период проведения контртеррористической операции, задачи и функции должностных лиц, включенных в состав оперативного штаба, состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции, а также принимает решение о привлечении к участию в работе оперативного штаба иных лиц, определяет территорию (объекты), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим контртеррористической операции, отдает боевое распоряжение (боевой приказ) о применении группировки сил и средств, создаваемой в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона. Аналогичные положения были установлены ст. 12 Федерального закона от 25.07.1998 N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом",
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня. Периоды непосредственного участия военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов в контртеррористических операциях для льготного исчисления выслуги лет (трудового стажа) для назначения пенсий устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" предоставлены дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, состав которых определяется руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по представлению руководителя Регионального оперативного штаба, а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 года - руководителем контртеррористической операции ( пп. "в" п. 4 Постановления).
Положения указанного Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 N 65 в ранее действовавшей редакции, также предусматривали, что сотрудникам и военнослужащим, участвующим в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в составе специальных сил и сил Объединенной группировки, привлекаемых Региональным оперативным штабом, выплачивается в порядке, определяемом руководителем Оперативного штаба, денежное вознаграждение за фактическое участие в этих операциях пропорционально количеству дней участия в конкретных контртеррористических операциях. Указанное денежное вознаграждение выплачивается на основании приказов с указанием дат или периодов, когда сотрудники и военнослужащие принимали участие в контртеррористических операциях, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений внутренних дел, иных органов и подразделений и утверждаемых руководителем Регионального оперативного штаба.
Таким образом, законодатель не отождествляет прохождение службы в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, и выполнение боевых задач с непосредственным участием в контртеррористических операциях или боевых действиях, которое и является основанием для признания лица ветераном боевых действий.
Из содержания вышеприведенных нормативно-правовых актов следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов, в связи с чем непосредственное участие военнослужащих в контртеррористических операциях должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ( часть 1 статьи 56).
Как следует из послужного списка Маркова В.Л, в период с 26.04.2003 по 30.04.2006 он проходил службу в должностях *** строительного взвода, *** строительной роты, *** строительной роты, *** инженерно-технической роты 437 строительного управления Главного управления специального строительства МО РФ (л.д. 65-66).
Согласно имеющимся в материалах дела архивным справкам (л.д. 83-85), сведений о непосредственном участии Маркова В.Л. в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона РФ в составе войсковых частей 96740, 41759 за спорный период не имеется.
В заседании судебной коллегии истец пояснил, что в период службы в в/ч 96740 (п. Борзой), в/ч 41759 (н.п. Ханкала) он находился в расположении части, осуществляя текущие боевые задачи, в том числе по обустройству военных городков, обеспечении поступления строительных материалов, сопровождения воинских колонн.
При таких данных, суд пришел к обоснованному выводу о том, что имеющиеся в личном деле истца сведения и наличие у истца удостоверения ветерана боевых действий не являются достаточным основанием для обязания ответчика предоставлять истцу меры социальной поддержки, установленные положениями действующего законодательства как ветерану боевых действий ввиду отсутствия надлежащих доказательств, подтверждающих непосредственное участие Маркова В.Л. в контртеррористических операциях в период с 26.04.2003 по 30.04.2006.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а доводы апелляционной жалобы Маркова В.Л. не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку не содержат правовых оснований, установленных в ст. 330 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зюзинского районного суда города Москвы от 07 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Маркова В.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.