Заместитель председателя Московского городского суда Панарин М.М., рассмотрев жалобу генерального директора акционерного общества "Научно-исследовательского института резиновых и полимерных изделий" Корчашкина В.В. и защитника Катковой А.Ю. на вступившие в законную силу постановление N 2.3-400/16 старшего государственного инспектора отдела по надзору за объектами газораспределения, газопотребления и котлонадзора от 28 сентября 2016 года, решение судьи Преображенского районного суда города Москвы от 08 ноября 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 12 июля 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 2.3-400/16 старшего государственного инспектора отдела по надзору за объектами газораспределения, газопотребления и котлонадзора от 28 сентября 2016 года акционерное общество "Научно-исследовательский институт резиновых и полимерных изделий" (далее - АО "НИИР", Общество), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Решением судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 08 ноября 2016 года постановление N 2.3-400/16 старшего государственного инспектора отдела по надзору за объектами газораспределения, газопотребления и котлонадзора от 28 сентября 2016 года оставлено без изменения, жалоба генерального директора АО "НИИР" Корчашкина В.В. - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда 12 июля 2017 года постановление N 2.3-400/16 старшего государственного инспектора отдела по надзору за объектами газораспределения, газопотребления и котлонадзора от 28 сентября 2016 года и решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 08 ноября 2016 года оставлены без изменения, жалоба генерального директора АО "НИИР" Корчашкина В.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе генеральный директор АО "НИИР" Корчашкин В.В. и защитник Каткова А.Ю, выражая несогласие с названными постановлением должностного лица и судебными актами, просят об их отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, ссылаются на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; в п. 6.4 Рекомендаций по обеспечению безопасной эксплуатации объекта заключения экспертизы промышленной безопасности N 01-ТУ-03627-2014 не указано какая именно система автоматики устарела; по результатам протоколов оборудование котельной признано годным к дальнейшей эксплуатации, за исключением расходомерной шайбы, которая не относится в системе автоматики, отключена и находится в нерабочем состоянии; заключение промышленной безопасности содержит вывод о соответствии оборудования требованиям промышленной безопасности; постановление Гостехнадзора РФ от 18.03.2003 N 9 "Об утверждении Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления" утратило силу в связи с изданием приказа Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", в связи с чем заключение экспертизы промышленной безопасности N ТУ-004-2014 от 22 июля 2017 года является недопустимым доказательством по делу; отсутствие Отчёта о производственном контроле за 2015 год на опасном производственном объекте не является препятствием для безопасной эксплуатации котельной АО "НИИР" и не ведёт к созданию аварийной ситуации; назначенное Обществу наказание является чрезмерно суровым.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление должностного лица и судебные акты законными и обоснованными.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ наступает за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно ч. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", о рганизация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
В ч. 1 ст. 9 названного Закона установлен перечень требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, согласно которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В соответствии с п. 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утверждённых приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 583, здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:
в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;
Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.
В соответствии с п. 14, п. 15 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, эксплуатирующие организации представляют сведения об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а эксплуатирующие организации, подведомственные указанным в пункте 3 настоящих Правил федеральным органам исполнительной власти, - также в эти федеральные органы исполнительной власти или в их территориальные органы.
14(1). Сведения об организации производственного контроля представляются ежегодно, до 1 апреля, в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.
15. В состав сведений об организации производственного контроля включается следующая информация (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.06.2013 N 526);
а) план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год;
б) организация системы управления промышленной безопасностью;
в) фамилия работника, ответственного за осуществление производственного контроля, его должность, образование, стаж работы по специальности, дата последней аттестации по промышленной безопасности;
д) результаты проверок, устранение нарушений, выполнение предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
е) готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте;
ж) копии полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте;
з) состояние технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
м) инциденты и несчастные случаи, происшедшие на опасных производственных объектах;
н) подготовка и аттестация руководителей, специалистов и других работников, занятых на опасных производственных объектах, в области промышленной безопасности.
Согласно материалам дела, Преображенской межрайонной прокуратурой совместно с сотрудниками Ростехнадзора 07 сентября 2016 года проведена проверка соблюдения требований законодательства о промышленной безопасности АО "НИИР", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Краснобогатырская, д. 42, стр. 1. В ходе проверки выявлены нарушения требований промышленной безопасности, а именно: не выполнение Обществом компенсирующих мероприятий, установленных заключением экспертизы промышленной безопасности рег. N 01-ТУ-03627-2014: не произведена замена морально и физически устаревшей системы автоматики на современные и надёжные средства управления котлами (срок до июля 2016г.), не установлен срок дальнейшей безопасности эксплуатации ОПО (нарушение требований части 1 ст. 9, части 1,2 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункт 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности"); не представлены сведения за 2015 год об осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в МТУ Ростехнадзора (нарушение требований ч. 1 ст. 9, ч. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п. 14, п. 15 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственной объекте.
Факт совершения АО "НИИР" административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, подтверждён совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; актом проверки соблюдения требований регионального и федерального законодательства; заключением экспертизы промышленной безопасности N ТУ-004-2014 от 22 июля 2014 года и другими доказательствами.
При рассмотрении дела должностное лицо и судебные инстанции на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установили все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, правильно применили положения действующего законодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и дали надлежащую правовую оценку действиям (бездействию) АО "НИИР".
Довод жалобы об отсутствии в действиях АО "НИИР" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, является несостоятельным, поскольку опровергается приведёнными выше доказательствами.
Постановлением Гостройнадзора РФ от 18 марта 2003 N 9 утверждены Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления (действующие по 27 июля 2014 года) (далее - Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления).
Согласно заключению экспертизы промышленной безопасности N ТУ-004-2014 внутреннего газопровода, газового оборудования ГРУ и котлов типа "ДКВР-10/13", принадлежащих ОАО "НИИР", от 22 июля 2014 года, в результате проведённой в ходе экспертизы функциональной диагностики выявлено несоответствие автоматики котлов требованиям пунктов 5.9.7, 5.9.8, 5.9.11 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления. Поведённое техническое диагностирование и анализ полученных результатов показали, что обследованное газовое оборудование и внутренний газопровод котельной соответствуют установленным требованиям правил безопасности систем газораспределения и газопотребления. Газовое оборудование и внутренний газопровод котельной признаны соответствующими требованиям промышленной безопасности и пригодными к дальнейшей эксплуатации на срок до пяти лет только при выполнении рекомендаций, в п. 6.4 которых указано на необходимость замены морального и физически устаревшей системы автоматики на современные и надёжные средства управления котлами в срок до июля 2016 года.
Указанная экспертиза промышленной безопасности проведена в соответствии с требованиями закона, компетентными экспертом и специалистом, обладающими необходимым образованием и стажем работы по специальности, а потому оснований не доверять выводам экспертизы не имеется.
Ссылка в жалобе на то, что постановление Гостехнадзора РФ от 18.03.2003 N 9 "Об утверждении Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления" утратило силу в связи с изданием приказа Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", не влияет на правильное разрешение настоящего дела, поскольку постановление Гостехнадзора РФ от 18.03.2003 N 9 действовало на момент проведения 22 июля 2014 года экспертизы промышленной безопасности N ТУ-004-2014 и утратило действие по истечении шести месяцев после официального опубликования приказа Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542 - с 28 июля 2014 года.
При этом Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления, утверждённые постановлением Гостехнадзора РФ от 18.03.2003 N 9, не противоречат требованиям, установленным Правилами безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утверждёнными приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542.
В ходе проверки 07 сентября 2016 года установлено, что АО "НИИР", продолжая использовать газовое оборудование и внутренний газопровод котельной, в срок до июля 2016 года не выполнило условие п. 6.4 рекомендаций заключения экспертизы промышленной безопасности N ТУ-004-2014, от которого зависела возможность дальнейшей эксплуатации оборудования в течение пяти лет, а также в срок до 01 апреля 2016 года не представило сведения за 2015 год об осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в МТУ Ростехнадзора, тем самым нарушило требования промышленной безопасности.
Таким образом, действия (бездействие) АО "НИИР" правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Бремя доказывания распределено правильно с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Довод заявителя о наличии оснований для назначения АО "НИИР" наказания ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, не влечёт удовлетворение жалобы.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
На основании ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьёй или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьёй или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ за совершение административного правонарушения предусмотрено назначение административного наказания на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, которые могут быть признаны исключительными, в материалах дела не имеется и заявителем документы, подтверждающие такие обстоятельства, не представлены.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено АО "НИИР" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Судья Московского городского суда при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица и решение судьи районного суда проверил дело в полном объёме в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и судебных актов.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление N 2.3-400/16 старшего государственного инспектора отдела по надзору за объектами газораспределения, газопотребления и котлонадзора Межрегионального технологического управления от 28 сентября 2016 года, решение судьи Преображенского районного суда города Москвы от 08 ноября 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 12 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении акционерного общества "Научно-исследовательский институт резиновых и полимерных изделий" оставить без изменения, жалобу генерального директора АО "НИИР" Корчашкина В.В. и защитника Катковой А.Ю. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда М.М. Панарин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.