Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего Ивановой В.А., судей коллегии Дампиловой Ц.В., Холонгуевой О.Р., при секретаре Абзаевой В.И. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галиханова Андрея Нурислановича к администрации МО СП "Тонхойское" об отмене постановлений, предоставлении земельного участка
по апелляционной жалобе представителя истца Мусина Алексея Владимировича на решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 22 ноября 2017 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Холонгуевой О.Р, ознакомившись с материалами дела, выслушав пояснения представителя истца Мусина А.В, представителя ответчика Боброва П.А, представителя третьего лица Родионовой Н.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
обращаясь в суд, представитель Мусин А.В, действующий в интересах Галиханова А.Н, просил признать незаконными и отменить постановления N 24 и N 25, вынесенные 22.06.2017г. Администрацией муниципального образования сельского поселения "Танхойское".
Также представитель просил обязать ответчика предоставить Галиханову А.Н. в аренду земельный участок с кадастровым номером.., имеющий адресные ориентиры: "... "
Требования мотивированы тем, что постановлением администрации МО СП "Танхойское" N 46 от 18.08.2016г. была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, имеющего вышеуказанные ориентиры. Категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства; площадь "... " кв.м.
Впоследствии Галиханов А.Н. обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка.
Постановлением Администрации МО СП "Танхойское" N 52 от 19.09.2016г. было предварительно согласовано предоставление земельного участка.
Летом 2017г. в отношении указанного земельного участка была проведена проверка соблюдения законодательства и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
22.06.2017г. Администрацией МО СП "Танхойское" приняты постановления N 24 и N 25, которыми были отменены ранее вынесенные постановления N 46 от 18.08.2016г. и N 52 от 19.09.2016г.
Из уведомления, полученного истцом, следует, что отмена названных постановлений связана с внесением в Земельный кодекс РФ изменений, согласно которым с 01.01.2017г. полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории МО СП "Танхойское", перешли к администрации МО "Кабанский район".
Истец считает данные постановления незаконными, нарушающими его права на приобретение земельного участка по договору аренду без проведения торгов в порядке ст. 39.17 ЗК РФ. В силу закона орган, принявший решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка до 01.01.2017г, должен завершить процедуру его предоставления.
Истец в суд не явился. Его представитель Мусин А.В. доводы иска поддержал.
Представитель ответчика администрации МО СП "Танхойское", будучи надлежаще извещенным, в суд не явился.
Представитель третьего лица МО "Кабанский район" Родионова Н.А. полагала, что иск не подлежит удовлетворению. Пояснила, что ответчиком была нарушена процедура предоставления земельного участка.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра по Бурятии" в суд также не явился.
В апелляционной жалобе представитель истца Мусин А.В. просит решение суда отменить. Автор жалобы считает, что ошибочное указание вида разрешенного использования земельного участка при опубликовании извещения о проведении торгов в печатном издании не является основанием для последующего отказа в предоставлении земельного участка в аренду. Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен ст. 39.16 ЗК РФ. Данный перечень является исчерпывающим и иных оснований для отказа нормами материального права не предусмотрено. Полагает, что отмена постановлений не связана с этим обстоятельством, а основанием послужило внесение в Земельный кодекс РФ изменений по порядку предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На заседание суда апелляционной инстанции истец Галиханов А.Н, представитель ФГБУ "ФКП Росреестра по РБ" не явились. Судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истца Мусин А.В. доводы жалобы поддержал, настаивал на отмене решения суда и удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика Бобров П.А. пояснил, что отмена постановлений была проведена в его отсутствие. По его мнению, оснований для этого не имелось.
Представитель третьего лица администрации МО "Кабанский район" Родионова Н.А. полагала решение суда не подлежащим отмене по доводам жалобы.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав названных лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного по существу законно и обоснованно, в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации МО СП "Танхойское" N 46 от 18.08.2016г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью "... " кв.м, имеющего ориентиры: "... ". Категория земель - земли населенных пунктов, территориальная зона - ЖУ, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.
Постановлением администрации МО СП "Танхойское" N 52 от 19.09.2016г. предварительно согласовано предоставление земельного участка, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, имеющего ориентиры: "... ". Категория земель - земли населенных пунктов, территориальная зона - ЖУ, разрешенное использование - малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство).
Данный земельный участок имеет кадастровый номер...
Из выписки ЕГРН следует, что земельный участок с кадастровым номером... имеет разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.
Постановлениями администрации МО СП "Танхойское" N 24 и N 25 от 22.06.2017г. отменены постановления N 46 от 18.08. 2016г. и N 52 от 19.09.2016г.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что при предоставлении истцу испрашиваемого земельного участка была нарушена процедура его предоставления, предусмотренная Земельным кодексом Российской Федерации. А именно, в нарушение п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о предоставлении земельного участка было опубликовано только в двух источниках: газете "Байкальские огни" N 65-66 от 11.08.2016г. и на сайте администрации МО СП "Танхойское". При этом извещение, опубликованное в газете, содержало неверную информацию о виде разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки вместо разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными.
В соответствии с подп.3 п.1 ст.39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Из ст.39.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
По общему правилу, закрепленному в п.1 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями п.2 ст.39.6 названного Кодекса.
В силу подп.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Порядок предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов определен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой гражданин обращается в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, обеспечивает выполнение кадастровых работ. В случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" проводится процедура предварительного согласования предоставления земельного участка.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно отвечать требованиям, предъявляемым ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, и к нему прилагаются, в том числе, документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (подп.1 п.2 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления (п.4 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.17 настоящего Кодекса, согласно которому гражданин должен обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка. Сведения, которые должны содержаться в соответствующем заявлении заинтересованного (физического, юридического) лица, закреплены в п.1 названной статьи. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4-6 п.2 ст.39.15 настоящего Кодекса.
По результатам рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган может его возвратить, принять решение о предоставлении земельного участка и осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 1 п.1 ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из приведенной выше нормы следует, что извещение о предоставлении участка в аренду опубликовывается в порядке, который установлен уставом поселения по месту нахождения участка и размещается на официальном сайте поселения, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Извещение опубликовывает сельское поселение и его уполномоченный орган, то есть его администрация, в соответствии с уставом поселения, на официальном сайте поселения и на официальном сайте администрации поселения в сети "Интернет".
Правительством Российской Федерации (постановление от 10.09.2012г. N 909) определен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) для размещения информации:
о проведении аукционов по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
о проведении аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В данном случае извещение о предоставлении земельного участка не было размещено на сайте www.torgi.gov.ru, что свидетельствует о нарушении процедуры предоставления земельного участка.
При этом, по мнению коллегии, опечатка в указании вида разрешенного использования земельного участка, допущенная администрацией сельского поселения при опубликовании объявления в газете, не является безусловным основанием для признания процедуры предоставления земельного участка незаконной.
Также судебная коллегия находит правомерным вывод суда, вытекающий из применения положений подп.4 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно этой норме, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренныйпунктом 3 статьи 39.36настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
Поскольку на испрашиваемом участке находятся баня с пристроем - летней кухней, беседка, то несвободный от объектов земельный участок не подлежал предоставлению в силу вышеприведенной нормы.
Отсутствие регистрации права собственности на эти помещения не означает, что земельный участок ими не обременен.
В соответствии с ч.1 и 4 ст.7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.48 вышеназванного закона, муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 26.05.2011г. N 739-О-О указал: положение части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Таким образом, из приведенных выше правовых предписаний в их совокупности следует, что представительный орган муниципального образования в порядке самоконтроля может отменить принятый (изданный) им ранее муниципальный правовой акт.
При установленных судом обстоятельствах о нарушении закона при предоставлении земельного участка судебная коллегия считает, что орган местного самоуправления на основании положений ч.1 ст.48 Федерального закона N 131-ФЗ был вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятые 18.08.2016г. и 19.09.2016г. муниципальные акты за N 46 и N 52. Отсутствие в ныне обжалуемых постановлениях указания на основания отмены ранее принятых постановлений не свидетельствует об их незаконности, т.к, как уже было сказано ранее, имелись нарушения закона.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают; по мнению коллегии, они являются несостоятельными, а потому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 22 ноября 2017г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
председательствующий:
судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.