Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Литовкина В.В,
судей Говорова С.И. и Кутлановой Л.М,
при секретаре Кикеевой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мисюры Валентины Ивановны к Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации об оспаривании отказа в выдаче специального бланка удостоверения лица, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом, по апелляционной жалобе представителя административного истца Болдыревой П.Г. на решение Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 12 января 2018 г.
Заслушав доклад председательствующего об обстоятельствах дела, объяснения представителя административного истца Болдыревой П.Г, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Мисюра В.И. обратилась в суд с указанным иском к Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России, Министерство), мотивируя следующим. Как вдова Мисюры В.А, являвшегося инвалидом второй группы в связи с заболеванием, связанным с выполнением обязанностей воинской службы при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, она обратилась в Управление социальной защиты населения Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия по Октябрьскому району с заявлением о выдаче Мисюре В.А. (посмертно) удостоверения "получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; ставшего инвалидом". 9 сентября 2016 г. Министерством социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия вынесено распоряжение о выдаче бланка удостоверения Мисюре В.А. (посмертно) для вдовы Мисюры В.И. Однако Минтруд России указал на отсутствие правовых оснований для выдачи Мисюре В.И. указанного удостоверения. Считая данный отказ незаконным и нарушающим её права на меры социальной поддержки, просила суд признать незаконным отказ Министерства в выдаче бланка удостоверения Мисюре В.А. (посмертно) для вдовы Мисюры В.И.; обязать административного ответчика выдать ей удостоверение установленного образца.
Решением Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 12 января 2018 г. в удовлетворении административных исковых требований Мисюры В.И. отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Болдырева П.Г, считая решение суда незаконным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Приводя доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, считает, что судом нарушены нормы материального права. Указывает, что Мисюре В.А. согласно справке от 22 января 1998 г, выданной Бюро МСЭ N3 г. Элисты, была установлена третья группа инвалидности по причине увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы на Чернобыльской АЭС. При переосвидетельствовании он признан инвалидом второй группы. Уполномоченным органом - Министерством социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия вынесено распоряжение о выдаче бланка удостоверения.
В письменных возражениях директор Департамента правовой и международной деятельности Минтруда России Безпрозванных А.Ю. сослалась на необоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просила решение суда оставить без изменения.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Гражданам Российской Федерации гарантируется возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки, установленные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12-15 части первой данной статьи, предоставляются семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись указанные в данной статье меры социальной поддержки.
Согласно части 4 статьи 15 указанного Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
К гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 отнесены, в том числе, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 728, Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 832, Министерства финансов РФ N 166н от 08 декабря 2006 г. утвержден Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 2 Порядка удостоверение выдается членам семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в части четвертой статьи 14 Закона.
Согласно пункта 5 Порядка членам семьи, указанным в подпункте "г" пункта 2, уполномоченным органом выдается удостоверение, которое оформляется на бланке удостоверения согласно Приложению N 1. При этом удостоверение оформляется на имя умершего (погибшего) гражданина, из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона, фотография в удостоверение не вклеивается, а на ее месте делается надпись черными чернилами "Посмертно" и заверяется гербовой печатью уполномоченного органа. Для оформления и получения удостоверения члены семьи, потерявшие кормильца, обращаются в уполномоченные органы, указанные в пункте 3 Порядка, с письменным заявлением, к которому, среди прочих, прилагается удостоверение умершего гражданина, выданное ранее или в соответствии с настоящим Порядком (при его утрате удостоверение выдается на основании первичных документов, имеющихся в личном деле умершего гражданина).
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что граждане, обратившиеся за выдачей удостоверения, должны представить документы, подтверждающие соответствующие юридические факты, в том числе, заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, а также справку федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающую факт установления инвалидности.
Как усматривается из материалов дела, административный истецМисюра В.И.состояла в браке сМисюрой В.А. 21 мая 1999 г. Октябрьским отделом социальной защиты населения Республики Калмыкия Мисюре В.А. выдано удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшего инвалидом серии ХХХ от 21 мая 1999 г. Основанием выдачи удостоверения явилась справка МСЭ-001 N ХХХ. В 2006 г. Министерством здравоохранения Украины Мисюре В.А. установлена вторая группа инвалидности в связи с заболеванием, связанным с выполнением обязанностей воинской службы при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Согласно удостоверению серии ХХХ,выданному Двуречанским УПта СЗН поХарьковской области, Мисюра В.А. являлся инвалидом второй группы и имел право на льготы и компенсации, установленные законодательством Украины для ветеранов войны - инвалидов войны.
ХХХ. Мисюра В.А. умер. Согласно свидетельству о смерти серии ХХХ, выданному ХХХ г. Отделом государственной регистрации актов гражданского состояния в г. Харьков Мисюра В.А.умер на территории г. Харькова, Украина.
Разрешая заявленные истцом требования, установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, утвержденного Приказом МЧС РФ N 728, Минздравсоцразвития РФ N 832, Минфина РФ N 166н от 08 декабря 2006 г, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Представленные в материалы дела документы, подтверждающие статус Мисюры В.А. как лица, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и имеющего право на получение льгот и компенсаций, на выводы суда повлиять не могут, поскольку удостоверение и справка об инвалидности выданы Мисюре В.А. на основании правовых норм иностранного государства - Украины, а не Российской Федерации.
Предоставление в Российской Федерации на основании указанных документов мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 Гражданского кодекса РФ).
Между тем, международных договоров между Российской Федерацией и Украиной о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также легализации экспертных заключений по Чернобыльской катастрофе не заключалось, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении данного дела норм права иностранного государства - Украины на территории Российской Федерации.
Поскольку судом установлено, что истцом не был предоставлен полный пакет документов для получения удостоверения, предусмотренный нормами действующего законодательства РФ, а именно: заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившегося заболевания и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы; справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности, выданные уполномоченными органами Российской Федерации, то требования истца удовлетворению не подлежат.
Ссылка на то обстоятельство, что согласно справке от 22 января 1998 г. МСЭ-001 N ХХХ, выданной Бюро МСЭ N 3 г. Элисты Мисюре В.А. была установлена третья группа инвалидности по причине увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы на Чернобыльской АЭС, при переосвидетельствовании он признан инвалидом второй группы, основанием для отмены решения суда не является.
Из личного дела Мисюры В.А, представленного Министерством социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, следует, что инвалидность, как первой, так и второй группы, установленная Мисюре В.А, не носила постоянного (бессрочного) характера, датой очередного переосвидетельствования являлось 21 мая 2006 г. Сведений о том, что в указанный срок Мисюра В.А. проходил переосвидетельствование, по результатам которого уполномоченными органами Российской Федерации установлена причинная связь развившихся заболеваний и инвалидности с воздействием радиационных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в материалы дела не представлено.
Ссылка в жалобе на то, что Министерством социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия вынесено распоряжение о выдаче бланка удостоверения не влияет на законность оспариваемого решения, поскольку административный ответчик в соответствии со статьёй 47 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 обладает правом осуществлять контроль за законностью и обоснованностью выдачи гражданам удостоверений инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе членам их семей.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 12 января 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Болдыревой П.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Литовкин
Судьи С.И. Говоров
Л.М. Кутланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.