Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 04 апреля 2018 г. по делу N 33а-433/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Тогубицкого В.А,
судей: Меркулова Д.В, Патланя В.А,
при секретаре судебного заседания Журовой В.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 27 декабря 2017 г, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления капитана 3 ранга Патерило Сергея Владимировича об оспаривании бездействия командующего Черноморским флотом, связанного с неизданием приказа о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений, объяснения представителя административного ответчика - Подшибякина П.Ю, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Патерило С.В. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие командующего Черноморским флотом, связанное с неизданием приказа о выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 27 марта 2013 г. по 30 декабря 2014 г.
Кроме того, административный истец просил суд обязать командующего Черноморским флотом издать соответствующий приказ о выплате указанной денежной компенсации.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы ссылается на постановления Конституционного Суда Российской Федерации, а также на отдельные положения международных правовых актов, утверждает, что он вправе получать оспариваемую денежную компенсацию, поскольку до принятия судом решения состоял на жилищном учете. При этом он выражает несогласие с выводом суда о том, что единственным критерием для производства такой выплаты является обязательное признание военнослужащего нуждающимся в служебном жилом помещении.
В возражениях на апелляционную жалобу представители административного ответчика просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. 2 и 3 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 909, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров. Денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Аналогичные положения были закреплены в п. 12 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. N 235, действовавшей до 16 октября 2016 г, в соответствии с которым выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) военнослужащих осуществлялась ежемесячно по их желанию в случае отсутствия обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации через финансово-экономические органы по месту (последнему месту) прохождения военной службы на основании приказа командира воинской части (начальника организации).
Пунктом 14 данной Инструкции было определено, что выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в котором, помимо прочего, указывается дата начала найма (поднайма) жилья.
Из системного анализа вышеперечисленных норм следует, что выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилья является одной из форм соблюдения жилищных прав военнослужащих по контракту до их обеспечения жилыми помещениями по установленным нормам.
Однако с учетом того, что данное право носит заявительный характер, реализовать его военнослужащий может только с даты обращения с рапортом к командованию о ее выплате с приложением документов, свидетельствующих о наличии у него такого права.
По делу установлено, что Патерило С.В, проходящий военную службу по контракту в центре мониторинга материально-технического обеспечения Черноморского флота, 27 марта 2013 г. заключил договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". При этом названная квартира ранее принадлежала ему и его матери на праве собственности.
Спустя год истец пролонгировал действие данного договора до 31 декабря 2014 г.
27 марта 2013 г. Патерило С.В. обратился в 1 отдел (г. Севастополь) федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о включении его в список на предоставление служебного жилого помещения.
Решением 1 отдела (г. Севастополь) федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 19 января 2016 г. N 95-07/1729-2016 истец с членами семьи включен в список на предоставление служебного жилого помещения с 27 марта 2013 г.
26 февраля 2016 г. Патерило С.В. обратился к командующему Черноморским флотом с рапортом о выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 27 марта 2013 г. по 30 декабря 2014 г.
На указанное обращение заместитель командующего Черноморским флотом направил истцу сообщение от 30 сентября 2016 г. N 3-4121, в котором указал о невозможности принять решение на выплату указанной компенсации, так как некоторые представленные документы противоречат друг другу и вызывают сомнения в своей подлинности.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 2 августа 2017 г. действия названного воинского должностного лица, связанные с порядком рассмотрения рапорта Патерило С.В. признаны незаконными и на командующего Черноморским флотом возложена обязанность повторно рассмотреть поданный истцом рапорт.
4 сентября 2017 г. командующий Черноморским флотом сообщением N 1/4999 отказал Патерило С.В. в удовлетворении его рапорта.
Основанием для отказа послужили то, что ранее принятое решение о включении истца с членами семьи в список на предоставление служебного жилого помещения было принято без выявления и оценки обстоятельств.
Учитывая то, что право на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилья может быть реализовано только с даты обращения военнослужащего с рапортом о ее выплате в совокупности с приложением документов, свидетельствующих о наличии у него такого права, то не поставивший своевременно в известность командование о желании получать такую компенсацию и не представивший необходимые для этого документы, Патерило С.В, вопреки жалобе, не мог претендовать на получение данной компенсации за оспариваемый период.
К тому же, вышеназванное решение жилищного органа о включении Патерило С.В. в список на предоставление служебного жилого помещения было отменено решением 1 отдела (г. Севастополь) федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 18 декабря 2017 г. N 17 в связи намеренным ухудшением истцом жилищных условий.
Приведенные в жалобе ссылки на постановления Конституционного Суда Российской Федерации и нормы международного права не влияют на правильность вывода суда о правомерности оспоренных действий административного ответчика.
Таким образом, апелляционная жалоба административного истца удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 27 декабря 2017 г. по административному исковому заявлению Патерило Сергея Владимировича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Тогубицкий
Судьи: Д.В. Меркулов
В.А. Патлань
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.